По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2016 N Ф09-5927/16 по делу N А60-40319/2015
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений закона в области охраны окружающей среды.
Обстоятельства: Предписано исчислить и перечислить плату за негативное воздействие на окружающую среду .
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ввиду отсутствия у общества оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов выявленный объем сульфатно-содовой смеси признан сверхлимитными отходами, которые в журналах учета отходов и в государственных статистических отчетах не отражены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. в„– Ф09-5927/16
Дело в„– А60-40319/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу АО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2015 по делу в„– А60-40319/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (в настоящее время - АО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания"; далее - заявитель, общество, ОАО "СУАЛ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент) от 28.05.2015 в„– 90-1 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением суда от 30.11.2015 (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 (судья Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права. Полагает, что предписание вынесено в отсутствие надлежащих доказательств нарушения ОАО "СУАЛ" положений природоохранного законодательства и законодательства в области обращения с отходами, поскольку общество не осуществляет размещение отходов; сульфатно-содовая смесь является побочным продуктом, получаемым при производстве глинозема из боксита, при этом является самостоятельной продукцией, которая временно была размещена на открытом складе и впоследствии продана как продукция, соответствующая ТУ 2141-109-00194091-95 "Смесь сульфатно-содовая. Технические условия", что подтверждается договором от 12.08.2014 в„– 14-С24, договором оказания услуг от 01.05.2015 в„– 01/05/2015, товарной накладной от 12.08.2014 в„– 900246884. Заявитель полагает, что поскольку представленные доказательства реальности совершения указанной сделки не были предметом рассмотрения по делу в„– А60-48070/2014, судебные акты по этому делу не имеют преюдициального значения для рассматриваемого спора. Кроме того, ссылается на то, что оспариваемое предписание неисполнимо, поскольку не содержит указания на период исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Общество также указывает на пропуск срока давности для требования о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 21.04.2015 в„– 518 должностными лицами Департамента в отношении ОАО "СУАЛ" проведена внеплановая проверка на предмет исполнения предписания органа государственного контроля (надзора) от 06.02.2015 в„– 21-1, срок исполнения которого истек 21.04.2015.
По результатам проверки составлен акт от 28.05.2015 в„– 90.
В ходе проверки установлено, что требования предписания Департамента от 06.02.2015 в„– 21-1 ОАО "СУАЛ" не выполнены, исчисление и перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов (содосульфатная смесь) на территории открытого склада бокситов ОАО "СУАЛ" не производилось, платежные документы, подтверждающие внесение платы, не представлены.
Департаментом ОАО "СУАЛ" вновь вынесено предписание от 28.05.2015 в„– 90-1 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранного законодательства путем исчисления и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов солей (содосульфатная смесь) на территории открытого склада бокситов в соответствии с установленным законом порядком с представлением копий платежных документов в срок до 21.10.2015.
ОАО "СУАЛ", полагая, что указанное предписание является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Судами установлено, что Департамент действовал в соответствии с полномочиями, определенными п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 в„– 400, ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". При выдаче предписания Департамент руководствовался ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установившей платность негативного воздействия на окружающую среду. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в числе прочего размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Суды установили, что в период с 23.07.2014 по 31.07.2014 Департаментом проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "СУАЛ" на предмет исполнения предписания органа государственного контроля (надзора) от 28.11.2013 в„– 253-2, срок выполнения которого истек 21.01.2014, которое, в свою очередь, выдавалось на основании акта проверки от 28.11.2013 в„– 253 по установлению факта невыполнения предписания от 08.07.2013 в„– 03-02/36-2013-45П. По результатам проверки в период с 23.07.2014 по 31.07.2014 в адрес ОАО "СУАЛ" выдано предписание от 31.07.2014 в„– 189-1 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранного законодательства путем производства исчисления и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов (сульфатно-содовая смесь) на территории открытого склада бокситов с представлением подтверждающих документов (копий платежных документов) в срок до 21.10.2014.
Правомерность названного предписания Департамента подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А60-48070/2014 (решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2015, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.07.2015, определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2015).
В период с 20.11.2014 по 08.12.2014 Департаментом проведена внеплановая выездная проверка ОАО "СУАЛ" на предмет установления факта исполнения/неисполнения ранее выданного предписания от 31.07.2014 в„– 189-1, срок исполнения которого истек. В ходе проверки установлено, что предписание от 31.07.2014 ОАО "СУАЛ" не исполнено, в связи с чем выдано новое предписание от 08.12.2014 в„– 302-1, содержащее соответствующее требование со сроком устранения нарушений до 21.01.2015.
Правомерность данного предписания Департамента подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А60-9504/2015 (решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.07.2015, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015).
В период с 26.01.2015 по 06.02.2015 Департаментом в отношении ОАО "СУАЛ" проведена внеплановая проверка на предмет исполнения предписания от 08.12.2014 в„– 302-1, срок исполнения которого истек 21.01.2015. В связи с неисполнением указанного предписания в адрес ОАО "СУАЛ" вновь вынесено предписание от 06.02.2015 в„– 21-1 со сроком устранения нарушений до 21.04.2015.
Правомерность данного предписания Департамента подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу в„– А60-21073/2015 (решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2015, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015).
Невыполнение обществом предписания от 06.02.2015 в„– 21-1 послужило основанием для вынесения оспариваемого предписания в„– 90-1 от 28.05.2015.
В силу положений ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В ходе рассмотрения дел в„– А60-48070/2014, А60-9504/2015, А60-21073/2015 установлено, что ОАО "СУАЛ" на открытом складе бокситов хранится 63,25 тыс. тн. сульфатно-содовой смеси. Государственным органом экологического надзора данный объем сульфатно-содовой смеси признан отходом производства глинозема из боксита. Ввиду отсутствия у ОАО "СУАЛ" оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов указанный объем сульфатно-содовой смеси признан сверхлимитными отходами. Государственным органом экологического надзора также установлено, что площадка хранения отходов солей (содосульфатная смесь) не отвечает требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 "Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденным Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 в„– 80. Место хранения (открытый склад бокситов) не является объектом размещения отходов, то есть специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов; не внесено в государственный реестр объектов размещения отходов; отсутствует разрешение на его создание, выданное федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
При натурном обследовании территории открытого склада боксита органом надзора установлено, что по территории склада боксита проходит железнодорожное полотно; с одной стороны железнодорожного полотна складированы запасы бокситов, с другой стороны железнодорожного полотна навалом размещены отходы солей - содосульфатная смесь; содосульфатная смесь размещена навалом на площадке, не оборудованной водонепроницаемым и химически стойким покрытием, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; площадка с насыпью содосульфатной смеси имеет трапециевидную форму со сторонами 147 м, 120 м, 124 м, 28 м, высота навала 15 - 17 м; на указанной территории находятся другие отходы производства: обрывки рукавных фильтров, упаковочной тары, мешков, деревянные шпалы, бой кирпича, металлолом; наблюдается подмывание отходов солей атмосферными осадками, их растекание по рельефу местности, что зафиксировано в протоколе осмотра от 06.06.2013 в„– 3.
Также установлено, что ОАО "СУАЛ" отходы солей (содосульфатная смесь) пронумерованы и учтены в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР); норматив образования указанного отхода составляет 2082 т/г; на данный отход на предприятии разработан паспорт опасного отхода; согласно ПНООЛР и паспорту отходы солей (содосульфатная смесь) образуются в технологическом процессе в результате выпаривания алюминатного раствора при производстве глинозема; в соответствии с ПНООЛР указанный вид отхода разрешено передавать сторонним организациям для использования, нереализованная партия отходов подлежит захоронению на полигоне промышленных отходов.
Для передачи отходов содосульфатной смеси сторонним предприятиям в качестве товара на предприятии разработаны и в рамках проверки представлены Технические условия ТУ 2612-182-55782863-2003, "Силикат - глыба содосульфатная (технологические отходы), дата введения 22.08.2003. Согласно ТУ 2612-182-55782863-2003 хранение содосульфатной смеси (технологических отходов) должно быть обеспечено в крытых чистых складских помещениях, предохраняя продукт от попадания влаги.
Специалистами Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" отобраны пробы отхода - отходы солей (содосульфатная смесь), по результатам химического анализа отобранных проб указанный отход отнесен к 4-му классу опасности для окружающей среды.
Кроме того, Департаментом было установлено, что в соответствии с ТУ 2612-182-55782863-2003 силикат - глыба содосульфатная является технологическим отходом. Объем содосульфатной смеси, размещенной на открытом складе бокситов, не поставлен на учет в качестве продукта, а также не учтен в журналах учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах и в Государственных статистических отчетах по форме 2-ТП (отходы). Таким образом, органом экологического надзора выявлено хранение не учтенного объема отходов солей, данное размещение отходов является сверхлимитным, поскольку у ОАО "СУАЛ" отсутствуют оформленные в установленном порядке разрешения на размещение отходов солей на территории открытого склада бокситов.
На отходы солей (содосульфатную смесь) ОАО "СУАЛ" разработало и утвердило паспорт опасного отхода, в соответствии с которым отходы солей (содосульфатная смесь) является отходом, имеет 4 класс опасности и образуется в производственном процессе в результате выпаривания алюминатного раствора при производстве глинозема. Отходы солей (содосульфатная смесь) учтены предприятием в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение под кодом ФККО 51500000 00 00 0 4 класса опасности, образуется в результате выпаривания алюминатного раствора при производстве глинозема.
В соответствии с утвержденными нормативами образования отходов и лимитов на их размещение годовой норматив образования отхода - отходы солей (содосульфатная смесь) установлен для филиала "БАЗ-СУАЛ" в количестве 24 984 тн. в год. Из указанного объема запланировано: ежегодно передавать отходы на использование сторонним организациям ООО "Полихим", ООО "Петербургское стекло", ОАО "Хим. завод им. Л.Я. Карпова", ОАО "ГазСервис", ООО "Красное Эхо", ООО "Торговый дом "Новолялинского целлюлозно-бумажного комбината", ООО "Метахим", ООО "КСЕ", ООО "Невская жемчужина", ООО "Опытный стекольный завод" - в количестве 10 000 тн, размещать на собственном объекте размещения отходов "Полигон промышленных отходов" - в количестве 14 984 тн.
При проверке выполнения предписания от 08.07.2013 в„– 03-02/36-2013-45П ОАО "СУАЛ" была представлена информация согласно статистической отчетности в„– 2-ТП (отходы) об образовании за период 2010 - 2012 гг. в филиале "БАЗ-СУАЛ" 74 297,98 тн. отходов солей (содосульфатной смеси), из которых 72 747,98 тн. передано сторонним организациям по договорам, а оставшийся объем 1550 тн. размещен на полигоне промышленных отходов филиала "БАЗ-СУАЛ" в пределах установленных лимитов, сверхлимитного размещения отходов солей за период 2010 - 2012 гг. на полигоне промышленных отходов и на открытом складе бокситов не было.
Между тем размещенный объем содосульфатной смеси на открытом складе бокситов ОАО "СУАЛ" на бухгалтерский учет в качестве продукта/сырья поставлен не был, обнаруженный объем содосульфатной смеси на открытом складе бокситов является неучтенным отходом, так как не учтен в журналах учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов и в Государственных статистических отчетах по форме 2-ТП (отходы).
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание содержит законные требования, направленные на прекращение и устранение выявленных нарушений.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе. Эти доводы были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2015 по делу в„– А60-40319/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
------------------------------------------------------------------