Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.06.2016 N Ф09-5137/16 по делу N А76-17597/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в регистрации прекращения деятельности ликвидируемого общества, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что ликвидационный баланс не отражает действительного имущественного положения общества.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ликвидатор был уведомлен о проведении в отношении общества выездной налоговой проверки, в ликвидационном балансе не отражены сведения о наличии у общества задолженности по налоговым обязательствам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. в„– Ф09-5137/16

Дело в„– А76-17597/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Оденцовой Ю.А., Матанцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Имамовой И.Р., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-Промышленная Компания "Олимпия" (далее - общество "ТПК "Олимпия") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2015 по делу в„– А76-17597/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по тому же делу по заявлению общества "ТПК "Олимпия" в лице ликвидатора Слободянюка В.Н. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 08.06.2015 в„– 2658А об отказе в государственной регистрации ликвидации общества "ТПК "Олимпия", об обязании регистрирующего органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности общества.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ТПК "Олимпия" - Нетунаева А.И. (доверенность от 08.04.2016), Быкова Н.В. (доверенность от 08.04.2016);
Инспекции - Шагеева А.З. (доверенность от 12.01.2016), Киреева О.В. (доверенность от 01.03.2016).

Общество "ТПК "Олимпия" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции о признании незаконным решения от 08.06.2015 в„– 2658А об отказе в государственной регистрации ликвидации общества, об обязании регистрирующего органа внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности общества "ТПК "Олимпия".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2015 (судья Кунышева Н.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 (судьи Матвеева С.В., Забутырина Л.В., Румянцев А.А.) решение суда от 30.11.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ТПК "Олимпия" просит решение суда первой инстанции от 30.11.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 11.02.2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Заявитель жалобы указывает, что Инспекция была уведомлена о начале процедуры ликвидации общества "ТПК "Олимпия" и имела возможность заявить свои требования как кредитор; однако требования налоговым органом заявлены не были; после истечении двухмесячного срока, установленного для предъявления требований кредиторов, обществом "ТПК "Олимпия" 18.05.2015 составлен промежуточный ликвидационный баланс и представлен в Инспекцию с уведомлением по форме Р15001. По мнению заявителя жалобы, поскольку решение о назначении выездной налоговой проверки до подачи промежуточного ликвидационного баланса принято не было, то у общества были все основания для перехода к последующим ликвидационным процедурам; указывает, что общество 01.06.2015 вместе с пакетом документов для государственной регистрации прекращения деятельности представило в регистрирующий орган ликвидационный баланс; регистрирующий орган принял представленные документы, что подтверждается распиской от 01.06.2015 в„– 2658А, однако 29.05.2015 было вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки. Общество "ТПК "Олимпия" полагает, что, принимая решение о проведении выездной налоговой проверки 29.05.2015 и вручая его ликвидатору 02.06.2015 после представления пакета документов на ликвидацию, Инспекция злоупотребляет своим правом на проведение выездной налоговой проверки, поскольку о проводимой процедуре ликвидации общества Инспекция узнала задолго до даты представления обществом пакета документа на ликвидацию. Заявитель жалобы считает, что ликвидационный баланс, представленный в регистрирующий орган, отражает действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица, пакет документов является полным, основания для отказа в государственной регистрации отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу регистрирующий орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения; указывает, что по результатам выездной налоговой проверки обществу "ТПК "Олимпия" начислены налоги, пени и штрафы на общую сумму 27 096 844 руб. 42 коп.; по мнению Инспекции, действия общества свидетельствует о намерении уклониться от уплаты налогов путем ликвидации общества.

Как следует из материалов дела, общество "ТПК "Олимпия" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.06.2010.
Единственным участником общества "ТПК "Олимпия" 14.02.2015 принято решение о ликвидации общества и назначении Слободянюка В.Н. ликвидатором.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 25.02.2015 в„– 7 (519) опубликованы сведения о ликвидации общества.
Ликвидатор 06.05.2015 представил в Инспекцию уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001 и решение от 14.02.2015 в„– 3.
В Единый государственный реестр юридических лиц 14.05.2015 внесены сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора.
Ликвидатором общества "ТПК "Олимпия" составлен промежуточный ликвидационный баланс, о чем 25.05.2015 по заявлению ликвидатора в государственный реестр внесены сведения.
Инспекцией 29.05.2015 в отношении общества "ТПК "Олимпия" принято решение в„– 22 о проведении выездной налоговой проверки.
Ликвидатор общества "ТПК "Олимпия" Слободянюк В.Н. 01.06.2015 представил в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме в„– Р16001, решение единственного участника общества от 14.02.2015 в„– 3, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины.
Ликвидатору общества "ТПК "Олимпия" 02.06.2015 вручено решение о проведении выездной налоговой проверки общества в связи с ликвидацией от 29.05.2015 в„– 22.
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом принято решение от 08.06.2015 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества "ТПК "Олимпия" на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с тем, что ликвидационный баланс, представленный 01.06.2015, не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица.
Полагая, что указанное решение не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества, общество "ТПК "Олимпия" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании решения Инспекции от 08.06.2015 недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (ст. 1, 10 данного Кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 61, ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Кроме того, в силу ст. 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 в„– 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Судами установлено, что в связи с началом процедуры ликвидации общества "ТПК "Олимпия" Инспекцией в соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 29.05.2015 в„– 22 о проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 28.05.2015.
Поскольку представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали обществу "ТПК "Олимпия" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Таким образом, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2015 по делу в„– А76-17597/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-Промышленная Компания "Олимпия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.А.АРТЕМЬЕВА

Судьи
Ю.А.ОДЕНЦОВА
И.В.МАТАНЦЕВ


------------------------------------------------------------------