По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2016 N Ф09-4417/16 по делу N А50-19751/2015
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в нерассмотрении заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности рассмотреть заявление.
Обстоятельства: В ответ на заявление орган, не принимая решение по существу, направил обществу письмо о необходимости представления дополнительных документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявление общества по существу рассмотрено не было, то есть допущено бездействие, наличие предположений о существовании самовольных построек на спорном участке не является основанием для оспариваемого бездействия, необходимые для решения вопроса о предоставлении в аренду участка документы были направлены обществом органу ранее.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. в„– Ф09-4417/16
Дело в„– А50-19751/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Платоновой Е.А., Купреенкова Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2015 по делу в„– А50-19751/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-АЭРО" (далее - общество "ЛУКОЙЛ-АЭРО") - Логинова О.Е. (доверенность от 01.01.2016 в„– 160101044).
Общество "ЛУКОЙЛ-АЭРО" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Территориальное управление Росимущества в Пермском крае), выразившегося в нерассмотрении заявления общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" от 06.07.2015 в„– 01-4056-исх о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980008:0854, возложении на Территориальное управление Росимущества в Пермском крае обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" путем рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду указанного земельного участка на основании заявления от 06.07.2015 в„– 01-4056-исх и совершения одного из действий, предусмотренных п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2015 (судья Гуляева Е.И.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации бездействие Территориального управления Росимущества в Пермском крае, выразившееся в нерассмотрении заявления общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" от 06.07.2015 в„– 01-4056-исх о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980008:0854. На Территориальное управление Росимущества в Пермском крае возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" путем рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980008:0854 на основании заявления от 06.07.2015 в„– 01-4056-исх и совершения одного из действий, предусмотренных п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 (судьи Семенов В.В., Жукова Т.М., Панькова Г.Л.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества в Пермском крае просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении требований общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" отказать, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что представленное обществом "ЛУКОЙЛ-АЭРО" 14.07.2015 заявление о предоставлении в аренду земельного участка содержит свидетельства о государственной регистрации прав на объекты, под которые ранее спорный земельный участок предоставлен не был (за исключением док-склада); считает, что перечисленные в заявке объекты расположены на ином земельном участке и заявка о предоставлении в аренду земельного участка не соответствует требованиям ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, или расположенные на земельном участке объекты возведены позднее заключения договора аренды от 15.12.2009 в„– 1741, при этом в нарушение условий п. 4.3.3 договора аренды, так как собственник земельного участка разрешение на строительство на земельном участке перечисленных арендатором объектов не давал, в связи с чем имеются основания полагать, что данные объекты являются самовольными постройками; наличие государственной регистрации права собственности на объект не свидетельствует о законности его возведения и не препятствует квалификации его как самовольной постройки.
По мнению Территориального управления Росимущества в Пермском крае, заявление общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" не соответствует форме, установленной Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 в„– 569 (не содержит сведений о правоустанавливающих документах на объекты недвижимости, декларации об отсутствии объектов недвижимости, находящихся в пользовании иных лиц). Заявитель кассационной жалобы считает, что бездействие с его стороны допущено не было; на заявление общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" в установленный срок был дан отказ письмом от 10.08.2015 о том, что вопрос о продлении ранее заключенного договора будет решен после представления технического паспорта домовладения. Как полагает Территориальное управление Росимущества в Пермском крае, положения ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, к которой отсылает пп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, не содержит в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка наличие на нем самовольной постройки; с учетом позиции высших судов поставленный в ответе Территориального управления вопрос о законности возведения объектов недвижимости надлежит расценивать как отказ в предоставлении земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЛУКОЙЛ-АЭРО" просит обжалуемые решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что утверждения Территориального управления Росимущества в Пермском крае об отсутствии разрешения на реконструкцию (строительство) объектов склада ГСМ, о том, что на земельном участке имеются самовольные постройки названного общества, не соответствует действительности и опровергается доказательствами, имеющимися в материалах дела; согласно п. 4.3.3 договора аренды арендатор имеет право при наличии проекта и письменного согласия арендодателя в установленном порядке возводить на участке здания, сооружения или иные объекты недвижимости; в связи с высокой изношенностью объектов склада ГСМ и необходимостью приведения их в соответствие с действующими нормами и правилами промышленной, пожарной, экологической безопасности, общество "ЛУКОЙЛ-АЭРО" выполнило работы по проектированию реконструкции склада ГСМ; 17.03.2008 оно обратилось в Территориальное управление Росимущества в Пермском крае с просьбой выдать разрешение на реконструкцию, предоставив необходимые документы в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: разрешение на реконструкцию склада ГСМ. Выданное на основании градостроительного плана, утвержденного постановлением главы Пермского муниципального района от 31.01.2008 в„– 202, правоустанавливающие документы на земельный участок (договор аренды земельного участка в„– 0970 от 22.10.2007), схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объектов реконструкции, подъездов и проходов к ним, границ зон действия публичных сервитутов (генеральный план), положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы "Главгосэкспертиза России" от 11.10.2007 в„– 101-07/СПЭ, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, основные технико-экономические показатели объекта и его функциональное назначение, включая площадь застройки до реконструкции и после; письмом от 15.04.2008 в„– 01-16-4226/05 Территориальное управление сообщило о рассмотрении его обращения и согласовании реконструкции склада ГСМ; в январе 2016, полагая, что названное общество самовольно построило указанные объекты недвижимости без соответствующего согласования, данное управление обратилось в арбитражный суд с иском о сносе самовольных построек; решением Арбитражного суда Пермского края от 17.05.2016 по делу в„– А50-948/2016 в удовлетворении данного иска отказано.
Общество "ЛУКОЙЛ-АЭРО" обращает внимание на то, что направляло Территориальному управлению заявление о предоставлении земельного участка в аренду, оформленное в соответствии с требованиями земельного законодательства, приложив документы, предусмотренные п. 32 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 в„– 1; в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие, что данное общество в период с 24.07.2014 по 06.07.2015 направляло в адрес указанного органа необходимую информацию и документы, в том числе технические паспорта на объекты склада ГСМ (письмо от 26.03.2015 в„– 01-1848); заявление от 14.07.2015 в„– 16-12429 было подано обществом в целях заключения нового договора аренды земельного участка на 49 лет, а не в целях продления договора аренды земельного участка от 15.12.2009 в„– 1741; письмо Территориального управления Росимущества в Пермском крае от 10.08.2015 не соответствует требованиям п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку содержит неправомерное требование о предоставлении дополнительных документов и не содержит отказа в предоставлении аренды земельного участка на 49 лет. Таким образом, бездействие Территориального управления не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, препятствует реализации им исключительного права на приобретение земельного участка в аренду.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 31.07.2007 в государственном кадастре недвижимости (ГКН) учтен земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980008:0854 и площадью 49 818 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с разрешенным использованием - под промышленные предприятия, по адресу: Пермский край, Пермский район, Соколовское с/пос, п. Сокол, примерно в 2,3 км на северо-запад.
Согласно кадастровому паспорту от 17.08.2009 на земельном участке расположены 13 объектов недвижимого имущества.
Указанный земельный участок является собственностью Российской Федерации, право федеральной собственности на участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.03.2008 с внесением записи в„– 59-59-01/001/2008-048, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Распоряжением Территориального управления от 15.12.2009 в„– 1594-р земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980008:0854 и площадью 49 818 кв. м был предоставлен в аренду обществу "ЛУКОЙЛ-АЭРО" на 4 года 11 месяцев.
Между Территориальным управлением Росимущества в Пермском крае (арендодатель) и обществом "ЛУКОЙЛ-АЭРО" (арендатор) 15.12.2009 был заключен договор аренды в„– 1741 земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 59:32:3980008:0854 и площадью 49 818 кв. м, находящегося по адресу: Пермский край, Пермский район, Соколовское с/пос, п. Сокол, примерно в 2,3 км на северо-запад, под металлические резервуары (лит. Г, Г1, Г2, Г3, Г4), док-склад (лит. ДД), склад масел (лит. З), лабораторию ГСМ (лит. Ж), забор склада ГСМ с воротами и калиткой (лит. 1, 2, 3, 4) в границах, указанных на плане участка (приложение в„– 1).
Согласно п. 2.1 договора аренды срок аренды установлен с 15.12.2009 по 31.10.2014.
Государственная регистрация данного договора аренды произведена 13.10.2010 (запись в„– 59-59-14/064/2010-776).
Общество "ЛУКОЙЛ-АЭРО" 24.07.2014 обратилось в Территориальное управление Росимущества в Пермском крае с заявлением о продлении срока договора аренды земельного участка.
Письмом от 27.08.2014 Территориальное управление Росимущества в Пермском крае указало заявителю на необходимость представления копий документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на недвижимое имущество и указание их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Обществом "ЛУКОЙЛ-АЭРО" 10.10.2014 дополнительно была направлена Территориальному управлению информация об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, и копии свидетельств о государственной регистрации прав на них.
Заявитель 14.01.2015 направил данному органу также копии разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов.
Территориальное управление Росимущества в Пермском крае 11.02.2015 уведомило заявителя об отказе в продлении ранее заключенного договора аренды земельного участка и об отказе от договора, а также потребовало возврата земельного участка в казну Российской Федерации в первоначальном виде.
В уведомлении указано на то, что объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, имеют признаки самовольной постройки.
На обращение общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" от 19.02.2015 Территориальное управление сообщило о необходимости представления проектной документации на реконструкцию склада ГСМ и технического паспорта домовладения.
После представления заявителем 26.03.2015 указанных документов Территориальное управление 16.06.2015 повторно указало на необходимость возврата земельного участка с подписанием актов приема-передачи.
Общество "ЛУКОЙЛ-АЭРО" 06.07.2015 обратилось в Территориальное управление Росимущества в Пермском крае с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980008:0854, на котором расположено недвижимое имущество, на срок 49 лет.
Заявление получено Территориальным управлением 14.07.2015.
Письмом от 10.08.2015 Территориальное управление уведомило заявителя о том, что вопрос о продлении ранее заключенного договора аренды земельного участка будет решен после представления технического паспорта домовладения и документов технической инвентаризации (кадастровых и технических паспортов) до реконструкции и после с присвоенными литерами.
Общество "ЛУКОЙЛ-АЭРО", полагая, что заявление о предоставлении земельного участка в аренду по существу не рассмотрено, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно подп. 9 п. 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и по результатам указанного рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение.
Исследовав и изучив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций признали, что в поступившем 14.07.2015 в Территориальное управление Росимущества в Пермском крае заявлении общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" от 06.07.2015 указана вся информация, предусмотренная п. 1 и 2 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом данное заявление Территориальным управлением заявителю не возвращено. Об обратном заинтересованное лицо не заявляло, соответствующих доказательств не представило.
Судами установлено, что необходимые для решения вопроса о предоставлении в аренду земельного участка или об отказе в таком предоставлении документы, в том числе копии свидетельств о государственной регистрации прав, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, проектной документации, технический паспорт домовладения, были направлены заявителем Территориальному управлению Росимущества в Пермском крае в период с 24.07.2014 по август 2015 года.
Между тем в установленный законом срок решение по данному заявлению общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" принято не было.
При этом письмо Территориального управления Росимущества в Пермском крае от 10.08.2015 в„– 01-16-12429-08 было исследовано судом первой инстанции и оценено как не соответствующее нормам п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Территориальным управлением заявление общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" по существу рассмотрено не было, в связи с чем допущено бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" от 06.07.2015 в„– 01-4056-исх о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980008:0854, нарушающее законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, допускающее неопределенность в установлении правового режима земельного участка, создающее препятствия в оформлении прав на земельный участок либо в возможности оспаривания в судебном порядке решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного заявленные требования правомерно удовлетворены судами первой и апелляционной инстанций.
Довод Территориального управления Росимущества в Пермском крае о том, что запрос дополнительных документов был вызван предположением, что перечисленные в заявлении от 14.07.2015 объекты являются самовольными постройками, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано на то, что наличие предположений о существовании самовольных построек на спорном земельном участке не является основанием для совершения бездействия, оспариваемого в настоящем деле. При этом судом принято во внимание осуществление обществом "ЛУКОЙЛ-АЭРО" государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, предоставление документов о вводе указанных объектов в эксплуатацию.
Кроме того, требование о сносе самовольных построек заявлено Территориальным управлением к обществу "ЛУКОЙЛ-АЭРО" в рамках дела в„– А50-948/2016 Арбитражного суда Пермского края.
Основанием для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными в настоящем деле послужило само бездействие ответчика, обоснованное необходимостью представления дополнительных документов.
Довод Территориального управления Росимущества в Пермском крае о том, что его письмо от 10.08.2015 содержит отказ в продлении ранее заключенного договора аренды земельного участка, также получил оценку судов первой и апелляционной инстанций.
Судом апелляционной инстанции указано, что из буквального толкования текста данного письма следует, что Территориальное управление рассматривало заявление общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО" как заявление о продлении договора аренды земельного участка, когда заявитель просил предоставить земельный участок в аренду на 49 лет; при запросе дополнительных документов в письме отсутствуют ссылки на какие-либо нормы права, слово "отказ" в письме от 10.08.2015 отсутствует.
Письмо Территориального управления Росимущества в Пермском крае от 10.08.2015 в„– 01-16-12429-08 было признано судом первой инстанции как не соответствующее нормам п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах с учетом изложенного судами первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворены требования общества "ЛУКОЙЛ-АЭРО", заявленные в настоящем деле.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Представленные в материалы дела доказательств исследованы судами в порядке, установленном арбитражно-процессуальным законодательством.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2015 по делу в„– А50-19751/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.А.КРАСНОБАЕВА
Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
------------------------------------------------------------------