Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2016 N Ф09-5305/16 по делу N А60-37351/2015
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в непринятии мер к изменению вида разрешенного использования земельного участка, об обязании принять решения о предоставлении участка, изменении вида его разрешенного использования.
Обстоятельства: Общество сослалось на незаконный отказ в предоставлении ему земельного участка в аренду для размещения торгового комплекса.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорный участок, расположенный в городских лесах, является лесным участком в составе земель населенных пунктов, строительство капитальных объектов торгового назначения на таком участке законом не предусмотрено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2016 г. в„– Ф09-5305/16

Дело в„– А60-37351/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Беляевой Н.Г., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Энерго" (далее - общество "УК Энерго") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2015 по делу в„– А60-37351/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество "УК Энерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании незаконным бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство), выразившегося в непринятии установленных законом мер по изменению разрешенного использования земельного участка с указанным кадастровым номером; обязании Министерства принять решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка, изменить разрешенное использование названного земельного участка и заключить с заявителем договор аренды земельного участка с разрешенным использованием - размещение торгового комплекса.
Исковые требования изложены в соответствии с принятым судом уточнением в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Решением суда от 22.10.2015 (судья Ванин П.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 (судьи Жукова Т.М., Макаров Т.В., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.В кассационной жалобе общество "УК Энерго" просит указанные судебные акты отменить, удовлетворив требования заявителя в полном объеме. По мнению общества "УК Энерго" выводы судов о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть ему представлен, поскольку является лесным парком и относится к особо охраняемым природным территориям, не соответствует обстоятельствам дела и сделан в нарушение норм материального права. Заявитель указывает, что судам в настоящем деле необходимо было применять нормы постановления Правительства Свердловской области от 23.10.2008 в„– 1135-ПП. По мнению общества "УК Энерго", вывод судов об отсутствии у Министерства полномочий по изменению разрешенного использования земельного участка, также является неверным. Общество "УК Энерго" также не согласно с выводом судов о правомерности отказа Министерства в предоставлении в аренду земельного участка без торгов, поскольку этот вывод противоречит ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Письмом от 31.07.2015 в„– 1701-82/5257нз Министерство отказало обществу "УК Энерго" в предоставлении земельного участка площадью 45700 кв. м с кадастровым номером 66:41:0606001:37 в аренду для размещения торгового комплекса, что и послужило основанием для обращения заявителя в суд с соответствующими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (п. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 92 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, в частности сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка площадью 15081 кв. м с кадастровым номером 66:41:0606001:37 от 28.09.2015 разрешенным использованием названного участка является использование для размещения городских лесов.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок, расположенный в городских лесах, фактически является лесным участком в составе земель населенных пунктов, формирование которого должно производиться в соответствии со ст. 67 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 3, ч. 5.1. ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесопарковых зонах (городских лесах) запрещаются размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
При этом судами верно отмечено, что Министерство полномочиями по изменению разрешенного использования лесопарков (городских лесов) не наделено.
В Свердловской области принят Закон Свердловской области от 21.11.2005 в„– 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" (далее - Закон в„– 105-ОЗ), согласно п. 4 ст. 6 которого Правительство Свердловской области утверждает перечни особо охраняемых природных территорий областного значения.
Согласно п. 6 ст. 2 названного Закона в„– 105-ОЗ, лесные парки - особо охраняемые природные территории областного значения, созданные на лесных участках в границах населенных пунктов, имеющие особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное значение. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям Свердловской области, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 12 Закона в„– 105-ОЗ).
Режим особой охраны лесного парка определяется Правительством Свердловской области в соответствии с названным Законом.
В силу п. п. 1, 2 ст. 30 Закона в„– 105-ОЗ, на территории лесного парка Правительством Свердловской области может быть ограничена или приостановлена любая деятельность, наносящая вред природным комплексам и объектам, для охраны и использования которых была организована такая особо охраняемая природная территория областного значения. Решение об изменении границы лесного парка принимается Правительством Свердловской области (п. 1 ст. 31 Закона в„– 105-ОЗ).
Между тем, как усматривается из материалов дела, доказательств свидетельствующих о том, что заявитель обращался по установленной процедуре с заявлениями в уполномоченные на рассмотрение таких заявлений органы государственной власти Свердловской области о выводе земельного участка площадью 45700 кв. м с кадастровым номером 66:41:0606001:37 из состава лесопарков в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в частности кадастровый паспорт земельного участка от 28.09.2015, справку от 08.10.2015 Муниципального учреждения "Екатеринбургское лесничество", установив, что спорный земельный участок, расположенный в городских лесах, фактически является лесным участком в составе земель населенных пунктов, пришли к правильному выводу о том, что строительство капитальных объектов торгового назначения на таких земельных участках законом не предусмотрено.
Таким образом, установив, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка заявителю является правомерным, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для их непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2015 по делу в„– А60-37351/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Энерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА

Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА


------------------------------------------------------------------