Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2016 N Ф09-5125/16 по делу N А07-17348/2014
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в неисполнении требований исполнительных листов, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Требования исполнительных листов о взыскании долга с субсидиарного должника не исполнены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку невозможность исполнения в полном объеме в установленный срок указанных требований обусловлена недостатком средств для полного погашения всей задолженности, исполнение производится по мере поступления доходов в бюджет.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2016 г. в„– Ф09-5125/16

Дело в„– А07-17348/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Поротниковой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2015 по делу в„– А07-17348/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по тому же делу.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества - Болотникова А.Ф. (доверенность от 26.09.2014 в„– 328);
Финансового управления администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - управление) - Шаймарданова Р.Р. (доверенность от 05.02.2016);
муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в лице администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан - Зверева Р.И. (доверенность от 11.01.2016 в„– 2).
Полномочия представителей проверены Арбитражным судом Республики Башкортостан.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия управления по исполнению исполнительного листа серии ФС в„– 000357929, выданного 14.04.2015 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2012 по делу в„– А07-17091/2011 в части суммы долга в размере 1 959 306 руб. 10 коп., исполнительного листа серии АС в„– 004967158, выданного 19.08.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2013 по делу в„– А07-3028/2013 на сумму долга 416 640 руб. 90 коп., выразившееся в неисполнении исполнительных листов в течение трех месяцев и в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах, открытых в управлении на имя главного распорядителя средств местного бюджета - администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан как получателю средств местного бюджета, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений; обязании управления произвести исполнение исполнительного листа серии ФС в„– 000357929, выданного 14.04.2015 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2012 по делу в„– А07-17091/2011 в сумме долга в размере 1 959 306 руб. 10 коп., исполнительного листа серии АС в„– 004967158, выданного 19.08.2013 Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2013 по делу в„– А07-3028/2013 в сумме долга в размере 416 640 руб. 90 коп., и приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах, открытых в управлении на имя главного распорядителя средств местного бюджета - администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан как получателю средств местного бюджета, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, до момента устранения нарушения, за исключением операций по исполнению исполнительных документов (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренным ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 25.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное образование - муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Карагаево муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - МОБУ СОШ с. Карагаево МР Гафурийский район РБ).
Решением суда от 14.10.2015 (судья Чернышова С.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить, требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы настаивает на том, что положения ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не применяются к настоящему делу, поскольку спорные исполнительные листы направлены на взыскание денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета. Таковым являются администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, также обладающее статусом муниципального казенного учреждения. Именно администрация, по мнению заявителя, является должником при вынесении денежных средств в порядке субсидиарной ответственности. Общество находит ошибочными выводы судов о невозможности приостановления осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации, а кроме того считает, что неисполнение исполнительного листа в 3-месячный срок является безусловным основанием для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Также общество указывает на недоказанность отсутствия у администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан возможности самостоятельно перераспределить учитываемые на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления достаточных для исполнения судебных актов лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
В отзыве на кассационную жалобу администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие основания для их отмены.

Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.02.2012 по делу в„– А07-17091/2011, 21.05.2013 по делу в„– А07-3028/2013 о взыскании в пользу общества с МОБУ СОШ с. Карагаево МР Гафурийский район РБ, а при недостаточности у этого лица денежных средств - с муниципального образования - муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в субсидиарном порядке денежных средств (соответственно: долг в сумме 4 073 261 руб. 99 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 336 044 руб. 11 коп.; проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 415 333 руб. 81 коп. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 11 306 руб. 68 коп.) выданы исполнительные листы от 14.05.2012 серии АС в„– 002317393 (о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования - муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в пользу долга в сумме 4 073 261 руб. 99 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 336 044 руб. 11 коп.) и от 19.08.2013 серии АС в„– 004967158 (о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования - муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в пользу общества процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 415 333 руб. 81 коп. и судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 11 306 руб. коп.).
В связи с ошибкой, допущенной в исполнительном листе серии АС в„– 002317393 от 14.05.2015 по заявлению общества Арбитражным судом Республики Башкортостан 14.04.2015 выдан новый исполнительный лист серии ФС в„– 000357929.
Поскольку взысканная указанными судебными актами задолженность МОБУ СОШ с. Карагаево МР Гафурийский район РБ не погашена (по решению Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.02.2012 по делу в„– А07-17091/2011 задолженность составила по состоянию на 26.02.2014 - 209 306 руб. 10 коп.; по решению Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2013 по делу в„– А07-3028/2013 задолженность составила по состоянию на 26.02.2014 - 426 640 руб. 49 коп.), общество обратилось в управление с заявлением от 19.12.2013 (зарегистрировано в управлении 20.12.2013) о перечислении с лицевых счетов субсидиарного должника - муниципального образования - муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан денежных средств в размере 426 640 руб. 49 коп.
Также общество обратилось в управление с заявлением от 26.02.2014 (зарегистрировано в управлении 26.02.2014) о взыскании с субсидиарного должника - муниципального образования - муниципальный район Гафурийский район Республики Башкортостан в лице администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан денежных средств в размере 2 009 306 руб. 10 коп. в связи с неисполнением решений суда МОБУ СОШ с. Карагаево МР Гафурийский район РБ.
Исполнительный лист серии АС в„– 002317393 от 14.05.2012 предъявлен заявителем в управление к исполнению 26.02.2014.
Исполнительный лист серии ФС в„– 000357929 от 14.04.2015 предъявлен заявителем к исполнению в управление 16.04.2015.
Исполнительный лист серии АС в„– 004967158 от 19.08.2013 предъявлен в управление МБУ СОШ с. Карагаево МР Гафурийский район РБ 20.12.2013.
Неисполнение управлением требований, содержащихся в исполнительных листах от 14.04.2015 серии ФС в„– 000357929, от 19.08.2013 серии АС в„– 004967158, послужило основанием для обращения обществом в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) на предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и соблюдения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с гл. 24.1 названного Кодекса.
Согласно ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом (на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 данного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно п. 2 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В силу п. 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абз. 1 данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу п. 4 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Согласно п. 5 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В соответствии с п. 6 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 3 данной статьи.
При неисполнении должником требований, установленных указанным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с п. 3 данной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, законодателем предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предоставляющий органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, право на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в случае допущения им нарушений требований, установленных п. 3, 6 и 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в управление).
В силу п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 4 постановления от 22.06.2006 в„– 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления, которого предусмотрена ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируется ст. 161 (особенности правового положения казенных учреждений) и гл. 24.1 (исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) Кодекса, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силу п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам п. 1 указанной статьи названного Кодекса.
При этом, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
Судами установлено, что недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение судебных актов в бюджете муниципального образования, для целей исполнения требований исполнительных документов (по показателям Росписи бюджета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на 2014 год установлен дефицит бюджета).
Кроме того, в соответствии со сведениями, представленными управлением, остаток неисполненных исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета муниципального района, в 2013 году составил 12 (на сумму 5833 тыс. руб.), в 2014 году - 29 (на сумму 8495,7 тыс. руб.), а в 2015 году - 310 (на сумму 31220,6 тыс. руб.).
Поскольку в бюджете муниципального образования имелся недостаток средств для полного погашения всей задолженности по судебным актам, находящимся на исполнении в финансовом управлении, погашение задолженности управлением производилось частично по всем исполнительным листам, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели.
Иное перераспределение расходов в пределах указанной статьи в целях погашения задолженности перед обществом привело бы к неисполнению других исполнительных документов.
Поскольку направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, а сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иной подход свидетельствовал бы о вмешательстве в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавал угрозу сбалансированности бюджета.
Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 в„– 1312-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб обществ с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий" и "Юридическая фирма "Пионер" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца 5 п. 3 ст. 217 и п. 5 ст. 242.2 Кодекса".
Кроме того, суды установили, что при условии недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения требований рассматриваемых исполнительных документов управлением и администрацией муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в 2012 - 2015 г.г. направлялись в адрес Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан обращения, содержащие просьбу об уточнении плана по доходам на погашение кредиторской задолженности перед обществом по исполнительным листам, предъявленным к исполнению, в том числе в порядке субсидиарной ответственности.
По этим обращениям Советом муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан принято решение о погашении указанной задолженности по мере перевыполнения плана по доходам бюджета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в течение 2014 года.
Также администрацией муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в адрес председателя Совета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан направлялись письма от 10.02.2014 в„– 187, от 16.06.2014 в„– 777, содержащие предложения об уточнении плана бюджета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в 2014 году и об уточнении плана по доходам на погашение кредиторской задолженности по исполнительным листам.
По этим обращениям Советом муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан приняты решения от 10.02.2014 в„– 23-186з, от 23.06.2014 в„– 28-212з о разрешении вопроса по мере перевыполнения плана по доходам бюджета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в течение 2014 года.
Помимо этого, в материалы дела представлены доказательства направления в адрес Правительства Республики Башкортостан и Министерства финансов Республики Башкортостан обращений с просьбой выделить дополнительные средства на погашение кредиторской задолженности по 15 исполнительным листам.
Отсутствие в материалах дела доказательств вручения обращений адресатам не свидетельствует о фактическом ненаправлении этих обращений.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что со стороны управления незаконного бездействия по исполнению требований исполнительных документов не допущено, принимались все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение судебных актов.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов и установленных ими фактов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина, излишне уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2015 по делу в„– А07-17348/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 07.04.2016 в„– 208 государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА

Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Е.А.ПОРОТНИКОВА


------------------------------------------------------------------