По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.05.2016 N Ф09-4858/16 по делу N А50-18943/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: В предоставлении участка под принадлежащими обществу объектами недвижимости отказано по мотиву отсутствия в кадастре недвижимости сведений об испрашиваемом участке, являющемся частью участка, находящегося в федеральной собственности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обществом представлены необходимые документы, непостановка участка на кадастровый учет явилась результатом несовершения уполномоченным органом предусмотренных законом действий, при этом обществом принимались меры к разделу участка, частью которого является испрашиваемый участок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. в„– Ф09-4858/16
Дело в„– А50-18943/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Смирнова А.Ю., Семеновой З.Г.
при ведении протокола помощником судьи Крюковым Ю.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Трест" (далее - общество, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу в„– А50-18943/2015 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи принял участие представитель общества - Корноушкин И.А. (доверенность от 14.08.2015).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - управление Росимущества) в предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 600 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный р-н, ул. Карпинского, д. 140, с разрешенным использованием "под существующие административные и производственные здания, сооружения", содержащегося в письме от 09.06.2015 в„– 01-5177-08; возложении на заинтересованное лицо обязанности по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об образовании из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 земельного участка площадью 13 600 кв. м в границах, указанных в заявлении, а также путем принятия решения о предоставлении заявителю образованного земельного участка в аренду и направления договора аренды земельного участка заявителю в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения исковых требований).
Решением суда от 13.11.2015 (судья Трубин Р.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 (судьи Жукова Т.М., Панькова Г.Л., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанное постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на то, что вывод суда апелляционной инстанции о непредставлении обществом всех необходимых документов для предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, в нарушение п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации противоречит вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Пермского края по делу в„– А50-15730/2014. Заявитель указывает на то, что судебными актами по названному делу установлено, что вопрос об образовании земельного участка мог быть решен управлением Росимущества самостоятельно в порядке главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу управление Росимущества просит оставить оспариваемое постановление суда апелляционной инстанции без изменения, считает его законным и обоснованным.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществу на праве собственности принадлежат: одноэтажное здание БЭРТОС и службы движения литера Ф общей площадью 442,1 кв. м, одноэтажное панельное здание гаража для пожарных машин литера О общей площадью 147,9 кв. м, одноэтажное здание аэровокзала, литера Т общей площадью 704,2 кв. м, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный р-н, ул. Карпинского, 140, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от 14.09.2012 серии 555554, 01.06.2012 серии 449154, 14.09.2012 серии 555555.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4416078:72 площадью 51 858 кв. м, расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2014 (запись регистрации от 21.04.2011 в„– 59-59-01/005/2011-323).
Общество 28.09.2012 обратилось в управление Росимущества с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под объектами недвижимости, расположенными по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Карпинского, 140.
Письмом от 05.10.2012 в„– 01-16-16963/03 управление Росимущества сообщило заявителю, о том, что в заявлении не указаны уникальные характеристики испрашиваемого земельного участка, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, и указало на отсутствие у заявителя правовых оснований для предоставления земельного участка в аренду.
Общество 30.10.2012 повторно обратилось в управление Росимущества с заявлением о предоставлении названного земельного участка.
Письмом от 06.12.2012 в„– 01-16-19119/03 управление Росимущества указало на необходимость проведения кадастровых работ по формированию земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72.
Письмом от 09.08.2013 в„– 01-16-16963/03 в ответ на обращение общества управление Росимущества сообщило о приостановлении рассмотрения вопроса о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 по причине проведения проверки отчуждения имущества автономной некоммерческой организацией "ДЮСТК "Раллист" в собственность заявителя.
Общество со ссылкой на п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации 01.04.2014 вновь обратилось к управлению Росимущества с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 13 600 кв. м, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Письмом от 22.05.2014 в„– 01-5177-08 управление Росимущества указало на то, что им было рассмотрено заявление общества о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 и сообщило, что поскольку информация о завершении проверки и принятия правоохранительными органами процессуального решения в управление Росимущества не поступала, рассмотреть данный вопрос по существу не представляется возможным.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2014 по делу в„– А50-15730/2014 указанный отказ управления Росимущества от 22.05.2014 в„– 01-5177-08 в рассмотрении заявления общества от 01.04.2014 был признан незаконным. На управление Росимущества была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем рассмотрения его заявления от 01.04.2014 в„– 5177 в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В результате рассмотрения данного заявления, управлением Росимущества обществу направлено письмо от 09.06.2015 в„– 01-5177-08 об отказе в предоставлении в аренду спорного земельного участка. Отказ был мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72, находящегося в федеральной собственности. Поскольку сведения об испрашиваемом земельном участке в государственный кадастр недвижимости не внесены, основания для принятия решения о предоставлении в аренду отсутствуют.
Общество, полагая, что данный отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованиями, рассмотренными в рамках настоящего дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель предоставил необходимый перечень документов, предусмотренный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 в„– 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок". Суд указал, что управление Росимущества в силу положений п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации наделено правом обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об изготовлении и утверждении схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка.
Отменяя данное решение, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа управления Росимущества незаконным, так как обществом не были представлены сведения о кадастровом номере испрашиваемого земельного участка; отсутствуют доказательства принятия уполномоченным органом решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости. С учетом того, что испрашиваемый обществом земельный участок не сформирован в установленном порядке, его площадь не определена, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о невозможности предоставления такого земельного участка.
Проверив законность данного постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции полагает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как было указано ранее, решением Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2014 по делу А50-15730/2014 отказ управления Росимущества в рассмотрении заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка от 01.04.2014 признан незаконным. На управление Росимущества возложена обязанность по рассмотрению указанного заявления в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В связи с тем, что указанное решение суда не было исполнено, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о наложении на управление Росимущества судебного штрафа.
Определением Арбитражного суда Пермского края суда от 10.04.2015 на управление Росимущества наложен судебный штраф в сумме 25 000 руб. за неисполнение судебного акта.
Общество 23.06.2015 обратилось в суд с повторным заявлением о наложении на ответчика судебного штрафа в сумме 100 000 руб., а также на уполномоченное должностное лицо ответчика в размере 5000 руб. за неисполнение решения суда первой инстанции от 14.11.2014 по делу в„– А50-15730/2014.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 30.07.2015, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015, заявление удовлетворено частично, на ответчика наложен судебный штраф в размере 50 000 руб.Определением Арбитражного суда Уральского округа от 26.01.2016 определение суда первой инстанции от 30.07.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.01.2015 отменены. Суд кассационной инстанции указал на то, что решением Арбитражного суда Пермского края от 14.11.2014 по делу в„– А50-15730/2014 на ответчика лишь возложена обязанность рассмотреть соответствующее заявление в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое решение принято во исполнение указанного судебного акта.
С учетом изложенного, при рассмотрении заявления общества об оспаривании решения управления Росимущества об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в рамках настоящего дела, действия заинтересованного лица подлежат оценке на предмет их соответствия ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п. 3 ст. 33 данного Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 в„– 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагается, в том числе кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Из п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Следовательно, отсутствие государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка не является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду собственнику объектов недвижимости, а является основанием для совершения уполномоченным органом определенных данной нормой действий
Постановка земельного участка на кадастровый учет за счет заявителя, в том числе для целей принятия решения о разделе исходного земельного участка, может быть обеспечена заинтересованным лицом (обществом) не ранее выдачи ему утвержденной в установленном порядке схемы расположения земельного участка.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что отказ является законным на том основании, что испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, не может быть признан правильным, так как данное обстоятельство явилось результатом несовершения управлением Росимущества определенных законом действий.
Таким образом, отказ управления Росимущества в предоставлении земельного участка в аренду по причине непредставления кадастрового паспорта и необходимости обращения с заявлением о формировании земельного участка, является незаконным.
Следует отметить, что, отклоняя аналогичный довод управления Росимущества об отсутствии государственного учета испрашиваемого обществом земельного участка при рассмотрении вышеупомянутого дела в„– А50-15730/2014, суды апелляционной и кассационной инстанций указали на то, что вопрос об образовании земельного участка может быть рассмотрен управлением Росимущества в порядке гл. 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела следует, что общество неоднократно обращалось к управлению Росимущества с заявлениями о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72, так как в письмах от 09.08.2013 в„– 01-12775-08 (л. д. 16), от 22.05.2014 в„– 01-5177-08 (л. д. 17) управление Росимущества сообщало обществу о невозможности рассмотрения его заявлений о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:72 по изложенным в данных письмах основаниям.
К заявлению о предоставлении земельного участка от 01.04.2014 (л. д. 12, 73) обществом было приложено обоснование площади и границ испрашиваемого земельного участка (схема раздела земельного участка в его составе), в отношении которых заинтересованным лицом возражений не заявлено, доказательств невозможности раздела земельного участка также не представлено.
Довод управления Росимущества о том, что решением суда по настоящему делу возложены обязанности на лицо, не привлеченное к участию в деле - орган местного самоуправления, так как процедура предоставления земельного участка, установленная ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривает обязанность органа местного самоуправления по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, отклоняется.
Решением суда по настоящему делу каких-либо обязанностей на орган местного самоуправления не возложено.
Кроме того, согласно п. 3, 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ и вступившей в силу с 01.03.2015) подготовка схемы расположения земельного участка и ее утверждение осуществляются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
Таким образом, отказ управления Росимущества в предоставлении обществу земельного участка площадью 13 600 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный р-н, ул. Карпинского, д. 140, нарушает права заявителя на приобретение земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимого имущества. Заинтересованным лицом не представлено доказательств невозможности совершения предусмотренных законом действий, в том числе предшествующих принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции принято в нарушение положений норм материального права, в связи с чем подлежит отмене. Решение суда первой инстанции является законным и подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу в„– А50-18943/2015 Арбитражного суда Пермского края отменить.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13.11.2015 по делу в„– А50-18943/2015 оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
З.Г.СЕМЕНОВА
------------------------------------------------------------------