По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.05.2016 N Ф09-4885/16 по делу N А47-1243/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в неутверждении схемы расположения земельного участка, обязании согласовать предоставление участков.
Обстоятельства: Предприниматель сослался на неутверждение схемы в установленный срок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как органом согласовано предоставление предпринимателю участка и рекомендовано обеспечить межевание его границ, в то время как предприниматель просит обязать орган согласовать предоставление ему нескольких участков, являющихся не определенными в натуре частями названного ранее участка, площадь которых превышает размер данного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2016 г. в„– Ф09-4885/16
Дело в„– А47-1243/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Платоновой Е.А., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фасхутдинова Рафиса Мударисовича (далее - предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.11.2015 по делу в„– А47-1243/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области (далее - Администрация), муниципальному образованию сельское поселение Покровский сельсовет Абдулинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия Администрации по невыполнению требований действующего законодательства об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в установленный срок; об обязании Администрации принять решение о предварительном согласовании предоставления следующих земельных участков сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 56:01:1803002:41 площадью 151 га, с кадастровым номером 56:01:1803006:439 площадью 40 га, с кадастровым номером 56:01:1803006:440 площадью 291 га, с кадастровым номером 56:01:1803005:6 площадью 140 га, с кадастровым номером 56:01:1803005:5 площадью 28 га (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения заявленных требований).
Решением суда от 13.11.2015 (судья Александрова А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 (судьи Пивоварова Л.В., Ермолаева Л.П., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судами норм материального права. Заявитель указывает на то, что Администрация в нарушение положений п. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон в„– 74-ФЗ) не утвердила ему в установленный срок схему расположения испрашиваемого земельного участка, при этом решение комиссии по выделению земель не является доказательством согласования заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель обратился в Администрацию с заявлением от 16.04.2014 о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельный участок, расположенный на территории бывшего колхоза "Россия", южнее села Покровки Абдулинского района, находящийся в муниципальной собственности, площадью 650 000 кв. м для осуществления сельскохозяйственной деятельности и ее расширения.
Рассмотрев заявление предпринимателя, комиссия по выделению земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области согласовала предоставление испрашиваемого земельного участка площадью 650 000 кв. м (65 га) и рекомендовала заявителю обеспечить межевание границ данного участка для подготовки публикации в газетах "Оренбуржье" и "Абдулинские просторы", что отражено в протоколе от 22.05.2014 в„– 2.
Как указывает заявитель, испрашиваемые им земли уже поставленными на кадастровый учет.
Согласно кадастровому паспорту от 01.10.2014 в„– 56/14-450836 земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:01:0000000:357 площадью 11 988 082 кв. м, следует, что частями данного земельного участка являются, в том числе, земельные участки: с кадастровыми номерами 56:01:1803002:41 площадью 1 785 399 кв. м, 56:01:1803006:439 площадью 1 601 242 кв. м, 56:01:1803006:440 площадью 3 916 667 кв. м, 56:01:1803005:6 площадью 1401138 кв. м, 56:01:1803005:5 площадью 287 320 кв. м.
Предприниматель повторно обратился в Администрацию с заявлением от 25.11.2014 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 650 000 кв. м и заключении договора аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 56:01:1803002:41 - площадью 151 га, 56:01:1803006:439 - площадью 40 га, 56:01:1803006:440 - площадью 291 га, 56:01:1803005:6 - площадью 140 га, 56:01:1803005:5 - площадью 28 га.
Администрация в письме от 25.12.2014 просило предпринимателя уточнить площадь земельного участка, необходимого для оформления аренды, поскольку согласно заявлению от 26.11.2014 заявитель обращается с просьбой предоставить в аренду земельный участок площадью 65 га, тогда как в кадастровом паспорте, приложенном к заявлению, указано - 1198,80 га. В сведениях о частях земельного участка испрашиваемый участок площадью 65 га отсутствует. Кроме того, в заявлении предприниматель перечисляет земельные участки, в отношении которых необходимо заключить договор аренды, общей площадью 650 га. Площади, указанные в заявлении и в кадастровом плане не соответствуют.
Факт получения данного письма заявитель не оспаривает в заявлении по делу.
Полагая, что Администрация неправомерно уклоняется от заключения договора аренды на спорный земельный участок, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положении ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред., действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 указанного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, а также Федеральным законом в„– 74-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
На основании п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установив, что заявление предпринимателя рассмотрено и ему согласовано предоставление испрашиваемого земельного участка площадью 65 га, и рекомендовано обеспечить межевание границ данного земельного участка для подготовки публикации в печатном издании, тогда как по данному делу предприниматель просит обязать Администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления ему земельных участков, обозначенных им как неопределенные в натуре части названных ранее частей земельного участка с кадастровым номером 56:01:0000000:357, площадь которых в общем составляет 650 га, пришли к обоснованному выводу об отсутствии бездействия Администрации.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований отказано правомерно.
Довод заявителя о нарушении заинтересованным лицом срока выдачи и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления отклоняется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.11.2015 по делу в„– А47-1243/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Фасхутдинова Р.М. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
------------------------------------------------------------------