По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.05.2016 N Ф09-4498/16 по делу N А47-5430/2015
Требование: О признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности на воздушные линии электропередачи, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием кадастрового паспорта на спорные объекты и отсутствием сведений о них в Едином государственном реестре объектов капитального строительства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорные объекты являются составными частями сооружений электроснабжения, по конструктивным признакам не относятся к объектам недвижимости, не имеют прочной связи с землей, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию таких сооружений не требуется, право собственности на них не подлежит государственной регистрации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2016 г. в„– Ф09-4498/16
Дело в„– А47-5430/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Платоновой Е.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Волги" в лице "Оренбургэнерго" ПО "Восточные электрические сети" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2015 по делу в„– А47-5430/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права собственности от 11.02.2015 в„– 05/020/2014-305, от 11.02.2015 в„– 05/020/2014-308, от 04.02.2015 в„– 05/020/2014-309, от 03.02.2015 в„– 05/020/2014-310, от 03.02.2015 в„– 05/020/2014-311, от 03.02.2015 в„– 05/020/2014-312, обязании Управления Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности на воздушные линии электропередач: ВЛ - 0,4 кВ от РУ - 04 кВ ТП-167; ВЛ - 10 кВ Кр-1 ПС "Крыловская" 35/10 кВ по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, пос. Ора; ВЛ - 0,4 кВ от опоры в„– 35 ВЛ - 0,4 кВ ТП-154 по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, п. Новоказачий; ВЛ - 0,4 кВ от опоры в„– 7/2 ВЛ - 0,4 кВ ТП-35 по адресу Оренбургская обл., г. Орск, с. Ударник; ВЛ - 0,4 кВ от ТП-176 от концевой опоры вновь построенной ВЛ - 0,4 кВ ТП-176 (согласно заявке на ТП в„– 25801) ВЛ - 10 кВ Озтп-25 ПС "ОЗТП" 110/10 кВ) по адресу: Оренбургская обл. г. Орск; ВЛ - 0,4 кВ от ТП-176 (строительство ВЛ - 0,4 кВ от опоры в„– 31 ВЛ - 0,4 кВ ТП-176 ВЛ - 10 кВ Озтп-25 ПС "ОЗТП" 110/10 кВ) по адресу: Оренбургская область, г. Орск; ВЛ - 0,4 кВ от ТП-176 (строительство ВЛ - 0,4 кВ от опоры в„– 35 ВЛ - 0,4 кВ ТП-176 ВЛ - 10 кВ Озтп-25 ПС "ОЗТП" 110/10 кВ) по адресу: Оренбургская область, г. Орск.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Орска (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2015 (судья Сиваракша В.И.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 (судьи Суспицина Л.А., Карпачева М.И., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам. Заявитель указывает, что спорные объекты являются объектами вспомогательного использования, каждое из возведенных сооружений имеет непосредственное присоединение к существующему сооружению, при этом выдача разрешений на их строительство и на ввод объектов в эксплуатацию не требовалось. Как полагает общество, воздушные линии электропередач относятся к объектам недвижимого имущества. Отмечая, что обществом в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, считает отказ в удовлетворении требований неправомерным.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество обратилось в регистрирующий орган с заявлениями от 25.12.2014 о государственной регистрации права собственности на спорные объекты - воздушные линии электропередач, приложив к заявлениям доверенности на представителя, декларации об объекте недвижимого имущества, договоры аренды в отношении земельных участков, на которых находятся объекты, платежные поручения об оплате государственной пошлины, что подтверждается расписками в получении документов на государственную регистрацию.
Уведомлениями от 12.01.2015 в„– 05/020/2014-305, 05/020/2014-308, от 30.12.2014 в„– 05/020/2014-309,312, 05/020/2014-310, 05/020/2014-311 Управлением Росреестра приостановлена государственная регистрация на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). В качестве обоснования указано на отсутствие кадастрового паспорта на заявленный к государственной регистрации объект, отсутствие сведений об объекте в Едином государственном реестре объектов капитального строительства (ЕГРОКС).
Управлением Росреестра в порядке межведомственного взаимодействия направлены запросы в Комитет от 12.01.2015 в„– 56-56-09/020/2014-305, от 12.01.2015 в„– 56-56-09/020/2014-308, от 14.01.2015, 13.01.2015 о том, являются ли заявленные на государственную регистрацию объекты недвижимости объектами капитального строительства, для регистрации которых требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В Управление Росреестра поступили ответы Комитета только в отношении 2-х спорных объектов: воздушной линии электропередач по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, пос. Ора, и воздушной линии электропередач по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, п. Новоказачий.
Согласно письмам Комитета от 16.01.2015 в„– 14-55, 14-56, от 22.01.2015 в„– 14-111, 14-113, 14-114, спорные высоковольтные линии электропередач по конструктивным и стоимостным признакам не относятся к объектам недвижимости, как не имеющие прочной конструктивной связи с землей, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию для таких сооружений не требуется, заявленные объекты не являются объектами капитального строительства
Сообщениями от 11.02.2015 в„– 05/020/2014-305, 05/020/2014-308, от 04.02.2015 в„– 05/020/2014-309, от 03.02.2015 Nв„– 05/020/2014-310, 05/020/2014-311, 05/020/2014-311 (312) Управлением Росреестра отказано обществу в государственной регистрации права собственности на спорные объекты на основании п. 2 ст. 19, абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.
Общество полагая, что данные отказы противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В ст. 17 Закона о регистрации установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Он включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 вышеуказанного закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации).
На основании п. 1 ст. 13 названного Закона регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
В соответствии со ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 3 ч. 17 указанной статьи в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
Выдача разрешения на строительство не требуется, в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 18.1 Закона Оренбургской области от 16.03.2007 в„– 1037/233-IV-ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области" (в ред. Закона Оренбургской области от 23.12.2013 в„– 2072/583-V-ОЗ) выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав (ст. 20 Закона о регистрации).
По смыслу положений ст. 130, 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (постановление Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 в„– 1160/13).
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды установили, что спорные линии электропередач имеют протяженность от 47 до 265 метров, возведены от существующих линий электропередач ВЛ - 0,4 кв до объектов энергоснабжения (жилые дома, строительные площадки), представляют собой совокупность следующих элементов: анкерные концевые опоры, анкерные угловые опоры, промежуточные опоры, на опорах подвешены изолированные провода и пришли к выводу о том, что спорные объекты, фактически являются составными частями сооружений электроснабжения.
Судами приняты во внимание сведениям Комитета о том, что указанные линии электропередач по конструктивным и стоимостным признакам не относятся к объектам недвижимости, как не имеющие прочной конструктивной связи с землей, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию для таких сооружений не требуется, заявленные объекты не являются объектами капитального строительства.
Установив, что спорные линии электропередач не являются самостоятельными объектами недвижимости, суды верно указали, что право собственности на них не подлежит государственной регистрации независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с соответствующим земельным участком.
Учитывая, что статус спорных объектов как вспомогательных заявитель также документально не подтвердил, суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2015 по делу в„– А47-5430/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Волги" в лице "Оренбургэнерго" ПО "Восточные электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
------------------------------------------------------------------