Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.05.2016 N Ф09-4449/16 по делу N А71-7595/2015
Требование: О взыскании с муниципального образования платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Обстоятельства: Не внесена плата в отношении расположенного в доме нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в силу закона собственники помещений в доме несут бремя содержания общего имущества, в спорный период региональная программа капитального ремонта не была утверждена, в связи с чем продолжали действовать ранее принятые решения общего собрания собственников помещений о внесении указанной платы, долг не погашен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. в„– Ф09-4449/16

Дело в„– А71-7595/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Черкасской Г.Н., Черемных Л.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (ИНН: 1826001137, ОГРН: 1031800554400, далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.11.2015 по делу в„– А71-7595/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (ИНН: 1831156190, ОГРН: 1121831007540, далее - общество "УК "Жилфонд") - Захаркина И.А. (доверенность от 02.02.2016).

Общество "УК "Жилфонд" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковыми требованиями к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Администрации о взыскании 14 040 руб. 81 коп. платы за капитальный ремонт за период с января 2013 г. по ноябрь 2014 г. (с учетом удовлетворения судом первой инстанции ходатайства об уточнении исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и выделения указанных требовании в отдельное производство из дела в„– А71-15338/2014).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Удмуртское региональное отделение Межрегиональной общественной организации "Союз десантников", Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска, некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.11.2015 (судья Желнова Е.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 (судьи Крымджанова Д.И., Бородулина М.В., Яринский С.А.) указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Кассатор указывает, что Федеральным законом от 25.12.2012 в„– 271-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми установлен новый порядок оплаты капитального ремонта - путем внесения соответствующих взносов, при этом участие управляющих компаний в формировании фонда капитального ремонта не предусмотрено. При таких обстоятельствах заявитель жалобы полагает, что на его стороне отсутствует обязанность по погашению образовавшейся в спорный период перед управляющей компанией задолженности по внесению платы за капитальный ремонт. Администрация указывает на отсутствие в материалах дела доказательств фактического несения обществом "УК Жилфонд" расходов на капитальный ремонт дома 231 по ул. Удмуртская в г. Ижевске.
В отзыве на кассационную жалобу Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска просит кассационную жалобу Администрации удовлетворить.
В отзывах на кассационную жалобу общество "УК "Жилфонд" и некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "УК "Жилфонд" с 01.01.2013 выполняет функции по управлению многоквартирным домом 231 по ул. Удмуртская в г. Ижевске на основании протокола общего собрания от 01.01.2013, договора управления от 01.01.2013.
Расположенное в подвале указанного многоквартирного дома нежилое помещение общей площадью 119,7 кв. м является муниципальной собственностью и составляет казну г. Ижевска.
Ссылаясь на те обстоятельства, что за период с января 2013 г. по ноябрь 2014 г. собственником указанного нежилого помещения не вносилась плата за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, общество "УК "Жилфонд" обратилось в арбитражный суд с требованиями о взыскании с Администрации 14 040 руб. 81 коп. долга.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из установленной законом обязанности собственника помещения в многоквартирном доме нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, путем внесения платы за капитальный ремонт.
Выводы судов являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 249 названного Кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
По смыслу ст. 36, 39, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491, жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества. Обязанность по осуществлению расходов на содержание исполняется, в частности, посредством внесения платы на содержание и ремонт общего имущества, за коммунальные услуги, на капитальный ремонт.
Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (п. 7, 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п. 4 ст. 158 названного Кодекса).
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 26.12.2012) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Федеральным законом от 25.12.2012 в„– 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в том числе в части порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включающего в себя внесение собственниками помещений единовременной или ежемесячной платы за капитальный ремонт, в ч. 2 ст. 154 Кодекса введено понятие взноса на капитальный ремонт как составной части платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот дом (ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 названного Кодекса).
До утверждения в предусмотренном ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Соответственно, до установления обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт у собственников помещений имеется обязанность вносить плату по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 5 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике принята постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 в„– 186 и опубликована 20.05.2014 на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (ст. 13 Закона Удмуртской Республики от 02.03.2001 в„– 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики").
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили факт принадлежности муниципальному образованию "город Ижевск" нежилого помещения общей площадью 119,7 кв. м, расположенного в многоквартирном доме 231 по ул. Удмуртская в г. Ижевске, функции по управлению которым с 01.01.2013 выполняет общество "УК "Жилфонд", в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии на стороне муниципального образования "город Ижевск" обязанности по несению расходов на содержание указанного помещения, в том числе путем внесения платы за капитальный ремонт за период с января 2013 г. по ноябрь 2014 г. управляющей компании, учитывая принятие Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 в„– 186 и ее опубликование 20.05.2014.
Оснований для освобождения Администрации как собственника помещений в многоквартирном доме от несения соответствующих расходов судами не установлено.
Как правильно указано апелляционным судом, вопреки доводам Администрации, изменение норм Жилищного кодекса Российской Федерации в части порядка внесения собственниками платы за капитальный ремонт, как и изменение наименования данной платы, не отменяет ранее принятых собственниками решений общих собраний и не освобождает их от обязанности осуществлять соответствующие платежи.
Расчет платы за капитальный ремонт за спорный период, представленный обществом "УК "Жилфонд" в материалы дела, Администрацией не оспорен, проверен судами и признан правильным.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений ст. 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 названного Кодекса и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 в„– 13031/12.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.11.2015 по делу в„– А71-7595/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.ГРОМОВА

Судьи
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
Л.Н.ЧЕРЕМНЫХ


------------------------------------------------------------------