По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.05.2016 N Ф09-2734/16 по делу N А50-26990/2014
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участок не поставлен на кадастровый учет и не представлено решение об образовании участка.
Решение: Требование удовлетворено, так как на момент отказа допускалось проведение регистрации прав на лесные участки и сделок с ними на основании планов участков, обществом представлены план, карта-схема и документы, содержащие описание участка с координатами, участок включен в лесной реестр, оснований для отказа в регистрации не установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. в„– Ф09-2734/16
Дело в„– А50-26990/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.09.2015 по делу в„– А50-26990/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - общество "ФСК ЕЭС") в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "ФСК ЕЭС" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Управление Росреестра от 19.09.2014 в„– 01/2121/2014-553 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, возложении на Управление Росреестра обязанности провести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 20.02.2014 в„– 2 к договору аренды лесного участка от 01.07.2009 в„– 137.
Определением Арбитражного суда Пермского края 09.02.2015 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление Росимущества) и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.09.2015 (судья Вшивкова О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.Не согласившись с судебными актами, Управление Росреестра обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на необоснованное применение судами положений ст. 4.1 Федерального закона от 01.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон). Заявитель жалобы считает, что поскольку являющиеся предметом договоров аренды спорные лесные участки образованы из участков лесного фонда, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, то при передаче в пользование их частей, на государственный кадастровый учет должны быть поставлены и эти части. Кроме того, решение об образовании земельных участков, переданных в аренду, уполномоченным органом не принималось, отсутствует государственная регистрация права собственности Российской Федерации в отношении вновь образованных участков. Управление Росимущества также указало на несостоятельность ссылки судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 в„– 13123/13, поскольку в настоящем случае имеют место иные обстоятельства дела, не сходные с рассматриваемым спором.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ФСК ЕЭС" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
При рассмотрении настоящего спора, судами установлено, что между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом "ФСК ЕЭС" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 01.07.2009 в„– 137, согласно условиям которого арендодатель передает заявителю во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 149,7 га, категория земель - "земли лесного фонда", местоположение - Пермский край Александровский р-он, Государственное казенное учреждение "Кизеловское лесничество", Мелковское участковое лесничество, в„– кварталов 10 (выдела 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14), в„– 11 (выдел 1). Защитные леса (Нерестоохранные полосы), в„– кварталов 6 (выдела 6, 8, 12, 13), в„– 7 (выдела 1, 5, 6, 7, 8, 14) в„– 8 (выдела 7, 10. 11, 13, 14) в„– 9 (выдела 8, 9, 10) в„– 11 (выдел 2), в„– 15 (выдела 14, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 30) в„– 16 (выдела 9, 10. 12, 14, 15), в„– 17 (выдела 2, 7, 10, 11, 12, 13, 24), в„– 18 (выдела 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), в„– 19 (выдела 1, 2, 3, 4, 5), в„– 20 (выдел 2).
Лесной участок передается для строительства объекта "ВЛ 500 кВ Северная - БАЗ" (п. 4 названного договора аренды).
Пунктом 21 договора срок его действия установлен с 26.01.2009 по 24.01.2012. Государственная регистрация договора проведена 06.11.2009.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.07.2009 в„– 137.
Между Министерством (на стороне арендодателя) и обществом "ФСК ЕЭС" 22.02.2012 подписано дополнительное соглашение к указанному выше договору аренды в„– 1 - срок действия договоров продлен по 24.01.2014, данными соглашениями также произведена замена арендодателя по договору на Министерство.
20.02.2014 между Министерством и обществом "ФСК ЕЭС" подписано дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 01.07.2009 в„– 137 в„– 2 - срок действия договоров продлен по 24.01.2016, уточнено месторасположение лесного участка: "Пермский край, Александровский муниципальный р-он, Кизеловское лесничество, Коспашское участковое лесничество (Мелковское), кварталы в„– 6 (части выделов 6, 8, 12, 13), в„– 7 (части выделов 1, 5, 6, 7, 8, 14), в„– 8 (части выделов 7, 10, 11, 13, 14), в„– 9 (части выделов 8, 9, 10), в„– 10 (части выделов 7, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 21), в„– 11 (части выделов 1, 2), в„– 15 (части выделов 14, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 30), в„– 16 (части выделов 9, 10, 12, 14, 15), в„– 17 (части выделов 2, 7, 10, 11, 12, 13, 24), в„– 18 (части выделов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), в„– 19 (части выделов 1, 2, 3, 4, 5), в„– 20 (часть выдела 2)".
Общество "ФСК ЕЭС" 19.05.2014 обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 20.02.2014 в„– 2 к договору аренды лесного участка от 01.07.2009 в„– 137.
В государственной регистрации названного дополнительного соглашения было отказано.
Сообщением от 19.09.2014 в„– 01/212/2014-553 Управление Росреестра отказало обществу "ФСК ЕЭС" в государственной регистрации дополнительного соглашения в„– 2 к договору аренды на основании абз. 10, 12 п. 1, п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ, указав, что оно не представило документы, необходимые для государственной регистрации прав, сославшись на отсутствие решения об образовании заявленного участка, отсутствие постановки объекта аренды на государственный кадастровый учет и на отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении вновь образованных участков.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "ФСК ЕЭС" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Согласно положениям ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
В соответствии с п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в силу ст. 4.1 Вводного закона до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Вводного закона).
Согласно п. 3 ст. 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.2 Вводного закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (п. 2 ст. 4.2).
В соответствии со ст. 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Правовая позиция относительно применения нормы ст. 4.4 Вводного закона определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 в„– 13123/13 и состоит в следующем.
Поскольку согласно ст. 4.4 Вводного закона до 01.01.2015 допускается распоряжение лесным участком и государственная регистрация прав на него без осуществления его кадастрового учета при условии наличия плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Позиция, сформулированная в абз. 6 п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 в„– 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в силу специального правила ст. 4.4 Вводного закона применению к правоотношениям по аренде лесных участков в период до 01.01.2015 не подлежит.
Тем самым, как следует из разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, до 01.01.2015 для целей государственной регистрации договора аренды лесного участка при наличии доказательств постановки такового на государственный учет в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации обязательная постановка объекта аренды на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не требуется.
Суды, установив, что лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 01.07.2009 в„– 137 и соответственно дополнительного соглашения в„– 2 к указанному договору учтен в государственном лесном реестре Пермского края, номер учетной записи 235-2009-01, что следует из п. 2 договора аренды, к договору приложены план-схемы расположения и границы лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования, регистрация договора аренды в отношении лесного участка с учетной записью 235-2009-01 была проведена в установленном законом порядке, правомерно указали, что план-схемы участка лесного фонда (лесного участка) являются документами, индивидуализирующими лесной участок, и до постановки их на кадастровый учет приравниваются к кадастровым паспортам.
Учитывая, что на момент вынесения оспариваемого отказа в государственной регистрации действовали правила, допускающие проведение государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними на основании планов лесных участков, установленные ст. 4.4 Федерального закона от 01.12.2006 в„– 201-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу, что у Управления Росреестра отсутствовали основания для отказа в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, правомерно удовлетворив заявленные требования.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.09.2015 по делу в„– А50-26990/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
В.А.КУПРЕЕНКОВ
------------------------------------------------------------------