По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.05.2016 N Ф09-4657/16 по делу N А50-20769/2015
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения садоводства, об обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что садоводство не относится к основным видам использования спорного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как образуемый участок расположен в территориальной зоне, для которой градостроительные регламенты не установлены, в соответствии со справкой о градостроительных условиях садоводство не относится к основным видам его использования, кроме того, основным видом деятельности заявителя является управление недвижимым имуществом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2016 г. в„– Ф09-4657/16
Дело в„– А50-20769/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Рябовой С.Э., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель" (далее - СНТ "Строитель", заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.11.2015 по делу в„– А50-20769/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
От Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент, ответчик) в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
СНТ "Строитель" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента, оформленного письмом от 24.07.2015 в„– И-21-01-09-13021, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, о возложении на Департамент обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения его заявления о выборе земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации
Решением суда от 03.11.2015 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2016 (судьи Дюкин В.Ю., Жукова Т.М., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СНТ "Строитель" просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон в„– 66-ФЗ), нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, судами не применен п. 21 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Заявитель полагает, что вид разрешенного использования земельного участка определяется правилами землепользования и застройки, при установлении территориальных зон, следовательно, справка по градостроительным условиям участка, не может подменять собой правила землепользования и застройки, устанавливать вид разрешенного использования земельного участка. По мнению СНТ "Строитель", справка по градостроительным условиям участка, расположенного в Индустриальном районе г. Перми, общей площадью 12 151,24 кв. м, выданная Департаментом по состоянию на 13.07.2015, не является достоверным доказательством, и признана судами лишь по формальным основаниям. Кроме того, заявитель считает, что надлежащим доказательством того, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне, для которой садоводство не относится к основным видам использования, являются данные государственного кадастрового учета. Заявитель полагает ошибочным вывод судов, что списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков является существенным критерием для предоставления земельного участка.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что СНТ "Строитель" 02.07.2015 обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 12 152 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, восточнее ул. Карпинского, 115б, на праве безвозмездного пользования для размещения СНТ "Строитель" в целях ведения садоводства на 4 года 11 месяцев.
Департамент решением от 24.07.2015 в„– И-21-01-09-15749 отказал СНТ "Строитель" в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне, для которой градостроительные регламенты не установлены, в соответствии с данными справки о градостроительных условиях садоводство не относится к основным видам использования земельного участка.
Ссылаясь на то, что данный отказ Департамента нарушает права и законные интересы, и не соответствует закону, СНТ "Строитель" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).В соответствии с п. 11.2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
На основании п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Кроме того, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако указанная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 13 Закона в„– 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявления о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (п. 4 ст. 13 Закона в„– 66-ФЗ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что образуемый и испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне, для которой градостроительные регламенты не установлены, а согласно справке по градостроительным условиям участка, выданной Департаментом по состоянию на 13.07.2015, садоводство не относится к основным видам использования указанного земельного участка.
Кроме того, как установлено судами, из представленной в материалы дела выписке из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24.08.2015 следует, что основным видом деятельности СНТ "Строитель" является управление недвижимым имуществом.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обжалуемый отказ Департамента является законным и не нарушает прав заявителя.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.11.2015 по делу в„– А50-20769/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
С.Э.РЯБОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА
------------------------------------------------------------------