По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.05.2016 N Ф09-4426/16 по делу N А50-18658/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Фонда социального страхования РФ.
Обстоятельства: Фонд начислил взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пени, штраф, указав на занижение учреждением здравоохранения базы ввиду неправомерного применения пониженного тарифа страховых взносов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как доля доходов учреждения от основного вида деятельности составила менее установленной величины, при этом учтено, что в указанные доходы не подлежат включению средства целевого финансирования, полученные от страховых организаций в рамках обязательного медицинского страхования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2016 г. в„– Ф09-4426/16
Дело в„– А50-18658/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Василенко С.Н., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доктор Айболит" (ИНН: 5917597002, ОГРН: 1085917000608; далее - общество, страхователь) на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.10.2015 по делу в„– А50-18658/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, учреждение) о признании недействительным решения от 02.07.2015 в„– 561 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 26.10.2015 (судья Самаркин В.В.) требования общества удовлетворены в частично, решение фонда от 02.07.2015 в„– 561 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным в части применения финансовой санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ), за неуплату страховых взносов, в размере, превышающем 5000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (судьи Гулякова Г.Н., Васильева Е.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Заявитель жалобы, указывая на то, что доля основного вида деятельности в общей сумме доходов в проверяемые периоды составляла от 85,77% до 95,30%, считает, что он имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованным, а кассационную жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 15.07.2008 в налоговом органе по месту учета и, исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", п. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", является страхователем и плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В охваченный выездной проверкой период - 2012, 2013, 2014 г.г. общество, являясь налогоплательщиком, применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
По результатам проведенной за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нарушения, которые зафиксированы в составленном фондом акте от 28.05.2015 в„– 948.
Учреждением вынесено решение от 02.07.2015 в„– 561 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 655 511,58 руб., начислены пени за неуплату в установленный срок страховых взносов в общей сумме 70 720,66 руб., применены финансовые санкции в соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ в общей сумме 20 365,23 руб.
Общество, считая решение фонда от 02.07.2015 в„– 561 незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о неправомерном применении обществом пониженного тарифа.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Основанием для доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа послужили выводы проверяющих о занижении обществом подлежащих уплате в бюджет страховых взносов в результате неправомерного применения в 2012 - 2014 гг. пониженного тарифа страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 - 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ тарифом страхового взноса признается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации составляет 2,9 процента, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ предусмотрено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 названного Федерального закона.
Из приведенных норм Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ следует, что для получения права на применение пониженного тарифа организация должна соблюсти ряд условий: применять упрощенную систему налогообложения; основным видом экономической деятельности являются вид деятельности, определенный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 Кодекса (п. 1 ст. 346.15 Кодекса).
В силу подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
При определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, в частности доходы в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц (подп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса).При рассмотрении спора судами установлено, что общество не соответствует требованиям подп. "т" п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ в связи с тем, что: в 2012 - 2014 г.г. общество применяло упрощенную систему налогообложения, его основным видом деятельности являлась деятельность лечебных учреждений, ОКВЭД 85.11.1, но при этом не выполнено условие о доле доходов от основного вида деятельности.
Из анализа всех доходов, полученных обществом в отчетные периоды 2012, 2013, 2014 г.г., следует, что основными статьями доходов общества являются средства целевого финансирования (ОМС) в 2012 г. - 6 363 340,18 руб.; в 2013 г. - 11 572 705,93 руб., в 2014 г. - 13 092 785,01 руб.; средства от оказания платных медицинских услуг в 2012 г. - 3 605 961,50 руб., в 2013 г. - 8 548 848 руб., в 2014 г. - 11 675 472,69 руб.; иные доходы в 2012 г. - 621 697,20 руб., в 2013 г. - 1 473 080,02 руб., в 2014 г. - 571 015,03 руб.
При этом обществом в подтверждение права на применение пониженного тарифа страховых взносов на основании п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ за отчетные периоды 2012 - 2014 г.г., доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ, указана: в 2012 г. в размере - 94,13%, в 2013 г. - 85,77%, в 2014 г. - 95,30%.
При расчете доли дохода страхователь включил целевые поступления в сумму дохода от оказания платных услуг, которые согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса не учитываются, так как не являются доходами учреждения от реализации продукции или оказания услуг.
Из расчета фонда следует, что доля доходов общества от реализации товаров и (или) оказанных услуг, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Кодекса, в проверенных периодах составила менее 70 процентов в общем объеме полученных доходов: в 2012 году - 34,05%, в 2013 году - 39,59%, в 2014 году - 46,08%.
Как обоснованно указано судами, общество неправомерно применяло пониженный тариф страховых взносов как к фонду оплаты труда, финансируемому из средств целевого бюджетного финансирования (средства обязательного медицинского страхования), так и к фонду оплаты труда, финансируемому из доходов, полученных от оказания платных медицинских услуг, тогда как для определения основного вида экономической деятельности плательщику в целях применения пониженных тарифов страховых взносов следует суммировать только доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав при осуществлении соответствующего вида деятельности, то есть доходы от платных медицинских услуг; целевые бюджетные средства обязательного медицинского страхования при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса не учитываются, так как не являются доходами учреждения от реализации продукции или оказания услуг.
Общество относится к медицинским организациям, осуществляющим медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ) и включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
Деятельность общества связана с выполнением территориальной программы ОМС, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и средств краевого бюджета, которые являются средствами целевого финансирования (п. 6 ст. 14 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ).
Из бюджета ФОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения предоставляются бюджетам территориальных фондов ОМС в виде субсидий. Из бюджетов территориальных ФОМС указанные средства предоставляются страховым медицинским организациям для последующего предоставления медицинским учреждениям, участвующим в реализации территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС (п. 2 ч. 6 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ).
Таким образом, в нарушение приведенных положений законодательства при расчете доли дохода общество включило в сумму дохода от оказания платных услуг целевые поступления.
Расчет фонда, согласно которому доля доходов общества от реализации продукции и (или) оказанных услуг, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Кодекса, в проверенных периодах составила менее 70 процентов в общем объеме полученных доходов, является верным.
Проанализировав изложенные нормы права, полно и всесторонне исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о необоснованном применении обществом в спорных периодах пониженного тарифа при исчислении страховых взносов в связи с невыполнением установленных ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ условий, поскольку доля доходов по основному виду деятельности общества составила менее 70 процентов.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой части.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.10.2015 по делу в„– А50-18658/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доктор Айболит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
А.Н.ТОКМАКОВА
------------------------------------------------------------------