Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2016 N Ф09-3001/16 по делу N А76-15422/2015
Обстоятельства: Определением в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения суда о взыскании с РФ денежных средств путем исключения указания на их взыскание за счет казны РФ и внесения указания на исполнение решения за счет средств федерального бюджета отказано, так как указание в решении суда на взыскание средств за счет казны РФ не препятствует его исполнению органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный бюджетным законодательством, с учетом того, что средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2016 г. в„– Ф09-3001/16

Дело в„– А76-15422/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Лимонова И.В., Абозновой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на определение Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2016 по делу в„– А76-15422/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ремжилзаказчик" (далее - общество УО "Ремжилзаказчик") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Минфина России и Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - Территориальное управление) о взыскании 106 439 руб. 54 коп.
Решением суда от 27.10.2015 (судья Лукьянова М.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 (судьи Махрова Н.В., Бабина О.Е., Логиновских Л.Л.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2016 (судьи Абознова О.В., Васильченко Н.С., Лимонов И.В.) решение от 27.10.2015 по делу в„– А76-15422/2015 и постановление от 19.01.2016 по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Минфин России обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения.
Определением от 18.05.2016 (судья Лукьянова М.В.) в удовлетворении заявления Минфина России отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 (судьи Бабина О.Е., Баканов В.В., Румянцев А.А.) определение суда от 18.05.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить определение от 18.05.2016 и постановление от 26.07.2016, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Минфина России об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 28.10.2015 путем исключения из резолютивной части решения указания на взыскание за счет казны Российской Федерации, одновременно указав, что исполнение решения суда подлежит за счет средств федерального бюджета.
Заявитель полагает, что судом не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения вышеуказанного заявления, не были учтены особый порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также существенные различия порядка исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации и судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, в том числе органов государственной власти.
Минфин России указывает, что возложение на него обязанности исполнить решение за счет казны Российской Федерации ведет к дополнительному, не предусмотренному федеральным законодательством о бюджете расходованию бюджетных ассигнований, выделенных Минфину России на возмещение вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами. Ссылку судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2009 в„– 1910/09 считает необоснованной, поскольку в данном постановлении рассматривался вопрос исполнения судебного акта в порядке субсидиарной ответственности главного распорядителя бюджетных средств.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.10.2015 с Российской Федерации в лице Территориального управления за счет казны Российской Федерации в пользу общества УО "Ремжилзаказчик" взыскан долг в размере 96 892 руб. 99 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 9 546 руб. 55 коп.
Полагая, что взыскание задолженности Российской Федерации в лице Территориального управления должно производиться не за счет казны Российской Федерации, а за счет средств федерального бюджета, Минфин России обратилось в арбитражный суд с заявлением об изменении порядка исполнения указанного решения по делу.
Отказывая в удовлетворении данного заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия оснований для изменения порядка исполнения решения от 27.10.2015.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов правильными, соответствующими требованиям действующего законодательства.
В силу ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Указанная норма призвана обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов и, соответственно, восстановление нарушенных прав лиц, обратившихся в суд за их защитой.
В соответствии с п. 1 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Действующим законодательством не предусмотрен перечень оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, поэтому арбитражный суд в каждом конкретном случае должен с учетом всех обстоятельств дела определять, есть ли действительная необходимость в изменении способа и порядка исполнения судебного акта. При этом изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции при принятии решения по делу указал на взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации.
Понятие "государственная казна" дано в п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Согласно ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение решений судов по искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации возложено на Минфин России.
При поступлении исполнительного листа для исполнения финансовый орган в соответствии с предоставленными ему полномочиями передает его на исполнение по принадлежности.
Указание в решении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы Минфина России рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции со ссылкой на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 26.05.2009 в„– 1910/09.
Суд кассационной инстанции полагает верными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для изменения порядка исполнения решения по делу в„– А76-15422/2015.
Кроме того, довод Минфина России о том, что денежные средства должны взыскиваться за счет федерального бюджета, а не за счет казны Российской Федерации, был рассмотрен в рамках данного дела судом кассационной инстанции (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2016 в„– Ф09-3001/16).
Доводы Минфина России не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Минфина России - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2016 по делу в„– А76-15422/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ

Судьи
И.В.ЛИМОНОВ
О.В.АБОЗНОВА


------------------------------------------------------------------