Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.10.2016 N Ф09-8747/16 по делу N А47-11071/2015
Требование: О взыскании платы за превышение лимитов водопотребления, неустойки.
Обстоятельства: Организация водопроводно-канализационного хозяйства указала, что предусмотренная договором плата за сверхнормативное водопотребление абонентом не внесена.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку суд, удовлетворяя требование, не учел, что доказательств утверждения в спорный период органом местного самоуправления лимитов водопотребления или делегирования полномочий по их установлению организации водопроводно-канализационного хозяйства не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2016 г. в„– Ф09-8747/16

Дело в„– А47-11071/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Тимофеевой А.Д., Сафроновой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Роста-Девелопмент" (ИНН: 5609008710, ОГРН: 1025600884726; далее - общество "Роста-Девелопмент") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.04.2016 по делу в„– А47-11071/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, принял участие представитель общества "Роста-Девелопмент" - Дубовенко Ю.А. (доверенность от 11.12.2015).

Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (ОГРН: 1035605520334, ИНН: 5610077370; далее - общество "Оренбург Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "Роста-Девелопмент" о взыскании 438 595 руб. 56 коп. платы за превышение лимитов водопотребления, согласованных в договоре ресурсоснабжения от 15.11.2010 в„– 337/6-р, 34 210 руб. 45 коп. неустойки.
Решением суда от 25.04.2016 (судья Ахмедов А.Г.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 (судьи Махрова Н.В., Бабина О.Е., Деева Г.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Роста-Девелопмент" просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Общество "Роста-Девелопмент" жалобы считает, что норма о сверхлимитном потреблении носит рекомендательный, а не императивный характер, следовательно, может быть изменена соглашением сторон. По мнению заявителя, суды необоснованно не применили условия договора от 15.11.2010 в„– 337/6-р, которым стороны исключили применение каких-либо штрафных санкций за сверхлимитное потребление воды. Пункт 7.2 договора от 15.11.2010, предусматривающий ответственность за сверхлимитное водопотребление, исключен протоколом разногласий, следовательно, не подлежит применению. Заявитель полагает, что судами допущено нарушение процессуального права, выразившееся в исследовании вопроса правомерности исключения условия об ответственности за сверхлимитное водопотребление из содержания договора, что выходит за пределы заявленных исковых требований.
Правовая позиция ответчика заключается в том, что он добросовестно с соблюдением требований закона исполнял условия договора от 15.11.2010, ежемесячно передавал истцу показания прибора учета, а также производил оплату всего потребленного количества воды и сброшенных сточных вод. Факт отсутствия задолженности по оплате подтверждают подписанные сторонами акты сверки взаимных расчетов.
Заявитель жалобы не согласен с применением в расчетах за водопотребление и водоотведение кратных тарифов, указывая, что в соответствии с Инструкцией по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям, утвержденной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 03.02.1984 в„– 65 (далее - Инструкция от 03.02.1984 в„– 65), расчеты, необходимые для установления лимитов, должны производиться индивидуально для каждого промышленного предприятия, а сами лимиты - устанавливаться, как правило, одновременно с заключением или пролонгацией договора на отпуск воды и пересматриваться в сроки, определяемые планом организационно-технических мероприятий. Лимит водопотребления разрабатывается организацией водопроводно-канализационного хозяйства исходя из структурной схемы водоснабжения, расчета водохозяйственного баланса, плана мероприятий по рационализации использования воды, при этом обязанность предоставить данные документы возложена на абонента.
Лимиты водоснабжения и водопотребления были установлены в приложении к договору от 15.11.2010, однако в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" нормы Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 в„– 167 (далее - Правила в„– 167), регулировавшие вопросы установления лимитов водопотребления утратили силу. Таким образом, с 14.08.2013 водопотребление не подлежит лимитированию.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом "Оренбург Водоканал" (поставщик) и открытым акционерным обществом "Оренбургский ремонтно-механический завод" (впоследствии - общество "Роста-Девелопмент") заключен договор ресурсоснабжения на обеспечение водой и (или) водоотведение от 15.11.2010 в„– 337/6-р (далее - договор от 15.11.2010), согласно которому поставщик обязуется отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент - оплачивать поставщику отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями договора.
Пунктом 3.1.6 договора от 15.11.2010 (в редакции протокола разногласий) установлено, что абонент обязуется соблюдать установленные лимиты потребления питьевой воды и отвода сточных вод (согласно приложению в„– 1), нормативы водоотведения по качеству сточных вод.
Дополнительным соглашением от 10.09.2012 к договору от 15.11.2010 с 01.09.2012 введены лимиты водопотребления и водоотведения по объектам ответчика: по ул. Шоссейная, 24а, - 321 куб. м, по ул. Терешковой, 263/2, - 56 куб. м (приложение в„– 1/1 к договору).
Пунктом 7.1 договора от 15.11.2010 (в редакции протокола разногласий) установлено, что расчетным периодом по договору устанавливается календарный месяц.
Указывая на то обстоятельство, что общество "Роста-Девелопмент" в период с сентября 2012 года по июнь 2015 года осуществляло водопотребление с превышением установленных договором лимитов, общество "Оренбург Водоканал" произвело расчет со ссылкой на п. 7.2 договора от 15.11.2010, в соответствии с которым при превышении абонентом установленных ему лимитов водопотребления и (или) водоотведения, согласно приложению в„– 1, за каждый кубометр потребленной питьевой воды сверх установленного лимита с абонента взимается плата по повышенному в пятикратном размере тарифу.
Неисполнение обществом "Роста-Девелопмент" в добровольном порядке требований о внесении платы за превышение лимитов водопотребления по счету от 25.06.2015 в„– 060337 на сумму 438 595 руб. 56 коп. и отказ в удовлетворении претензии, послужили основанием для обращения общества "Оренбург Водоканал" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, признали обоснованным расчет платы, произведенный на основании п. 7.2 договора без учета протокола разногласий, признав, что кратное увеличение установленного тарифа соответствует подп. "а" п. 3 постановления Совета Министров РСФСР от 25.05.1983 в„– 273.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в силу следующего.
Из п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п. 1, 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе по энергоснабжению), признается публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Согласно п. 1, 11 ст. 7 названного Закона водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения на основании соответствующих договоров.
Договор водоснабжения является публичным (п. 3 ст. 13 Закона о водоснабжении).
Как следует из ст. 4, п. 11 ст. 7 Закона о водоснабжении, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению правил холодного водоснабжения и типового договора холодного водоснабжения.
Ввиду публичного характера договоров водоснабжения и водоотведения, специфики правоотношений, обусловленных такими договорами, императивного метода правового регулирования отношений в данной сфере, обязательные Правила, утвержденные Правительством Российской Федерации, а также уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, подлежат применению к правам и обязанностям сторон заключенного ранее договора энергоснабжения, возникшим после введения их в действие.
Судами указано, что правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Правилами в„– 167, в п. 1 которых дано понятие лимита водопотребления (водоотведения) - установленного абоненту органами местного самоуправления предельного объема отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени.
Согласно п. 58 Правил в„– 167 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 в„– 635), лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом: фактических мощностей систем водоснабжения и канализации; необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод; соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами; проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ; баланса водопотребления и водоотведения абонента.
В силу п. 70 Правил в„– 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки, согласования и утверждения лимитов на отпуск питьевой воды установлен Инструкцией по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 03.02.1984 в„– 65 (далее - Инструкция от 03.02.1984 в„– 65).
В п. 17, 27 названной Инструкции предусмотрено, что расчеты, необходимые для установления лимитов, должны производиться индивидуально для каждого промышленного предприятия, а сами лимиты - устанавливаться, как правило, одновременно с заключением или пролонгацией договора на отпуск воды и пересматриваться в сроки, определяемые планом организационно-технических мероприятий.
В соответствии с п. 19 Инструкции от 03.02.1984 в„– 65 лимит водопотребления разрабатывается организацией водопроводно-канализационного хозяйства исходя из структурной схемы водоснабжения, расчета водохозяйственного баланса, плана мероприятий по рационализации использования воды, при этом обязанность предоставить данные документы возложена на абонента.
В материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства разработки и утверждения таких лимитов в установленном порядке за весь спорный период органами местного самоуправления или делегирования в этот период полномочий по установлению лимитов водопотребления и водоотведения обществу "Оренбург Водоканал".
Судами не принято во внимание, что 14.08.2013 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в соответствии с которым нормы Правил в„– 167, регулировавшие вопросы установления лимитов водопотребления, в частности п. 58 данных Правил, утратили силу.
Применяя к спорным правоотношениям лимиты водопотребления, указанные в договоре, и взыскивая с общества "Роста-Девелопмент" плату за их превышение, суды не учли публичный характер заключенного сторонами договора, содержание постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 и утвержденных им Правил холодного водоснабжения и водоотведения, вступивших в силу с 14.08.2013.
Содержащиеся в судебных актах выводы сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, без учета изменений действующего в спорный период законодательства, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку для разрешения спора необходимо исследовать обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку доказательствам с учетом изменений законодательства, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с соблюдением требований действующего законодательства дать надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам с учетом спорных периодов правоотношений, рассмотреть доводы и возражения сторон относительно условий договора в рамках императивных требований закона, разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.04.2016 по делу в„– А47-11071/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2016 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ

Судьи
А.Д.ТИМОФЕЕВА
А.А.САФРОНОВА


------------------------------------------------------------------