По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2016 N Ф09-9302/16 по делу N А71-10327/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в снятии с кадастрового учета земельных участков, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления сослался на то, что спорные участки содержат в своем составе невостребованные участки, которые могут быть приобретены в муниципальную собственность.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорные участки являются ранее учтенными, имеющиеся в кадастре сведения не носят временный характер; участки не являются преобразуемыми, оснований для признания незаконным оспариваемого решения не установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. в„– Ф09-9302/16
Дело в„– А71-10327/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Купреенкова В.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Воткинский район" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.01.2016 по делу в„– А71-10327/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике - Дергачева Н.В. (доверенность от 08.10.2015 в„– 01-18/2015).
Администрация муниципального образования "Воткинский район" (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (далее - Кадастровая палата, заинтересованное лицо) от 24.07.2015 в„– 01-20/2769 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 18:04:000000:3237 (расположен по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, дер. Болгуры, артель имени Фрунзе, площадью 58.326.600 кв. м) и 18:04:000000:3320 (расположен по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, дер. Болгуры, площадью 25.730.000 кв. м) и возложения на Кадастровую палату обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации путем снятия с государственного кадастрового учета указанных земельных участков с кадастровыми номерами 18:04:000000:3237 и 18:04:000000:3320.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен сельскохозяйственный производственный кооператив имени Фрунзе (далее - Кооператив).
Решением суда от 20.01.2016 (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 (судьи Жукова Т.М., Макаров Т.В., Полякова М.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов о том, что право колхоза имени Фрунзе на земельный участок оформлено свидетельством в„– 169 и Кооперативом не утрачено, а также то, что при обращении в Кадастровую палату о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке никакие списки дольщиков к заявлению не прикладывались, в связи с чем поставка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 18:04:000000:3320 признали законной. Считает, что данный земельный участок является общей долевой собственностью членов колхоза (Кооператива), в связи с чем постановка на кадастровый учет является повторной, поскольку такой же земельный участок (кадастровый номер 18:04:000000:426) такой же площадью уже поставлен на кадастровый учет как коллективно-долевая собственность членов кооператива.
Администрация указала, что в соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Удмуртской АССР от 26.09.1990 в„– 100-XII было предписано передать все земли в ведение местных Советов народных депутатов в установленных границах их территории в соответствии со ст. 13 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.04.1990 в„– 14240-XI "О некоторых вопросах предоставления и изъятия земель"; отменены все ранее выданные государственные акты на право пользования землей; все предприятия, организации и учреждения признаны временными землепользователями до оформления их прав в соответствии с законодательством Удмуртской АССР о земле. Учитывая что, данная норма противоречащей федеральному законодательству не признавалась, ему не противоречит, заявитель жалобы полагает, что она изменила статус землевладения колхоза с бессрочного на временный и исключила ранее выданные государственные акты из числа документов, являющихся основанием возникновения прав землепользователя на землю.
По мнению заявителя жалобы, Администрации в силу Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 323 надлежало обеспечить выдачу гражданам, ставшим сособственниками земли, соответствующих свидетельств, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, отмечая, что вышеназванной нормой не предусматривалось возникновение права собственности на землю непосредственно у колхоза как кооперативной организации.
Согласно доводам заявителя жалобы, судами не было дано надлежащей оценки представленным в материалы дела проекту землеустройства 1994 года и постановлению главы местного самоуправления Воткинского района от 09.12.1994 в„– 317-2, которыми подтверждался довод заявителя о том, что в ведении колхоза им. Фрунзе находились земли площадью 5861 га, то есть те же земли, которые указаны в Государственном акте от 22.09.1964 (8832,66 га), включавшие в себя не только земли сельскохозяйственного назначения, но и другие земли, часть которых была в ведение местных советов, и другие виды земель, которые подлежали изъятию у колхоза в соответствии с законодательством. Заявитель жалобы полагает, что государственный акт, на основании которого был поставлен на учет земельный участок с кадастровым номером 18:04:000000:3237 в размере 5832,66 га, содержит сведения о землях, которые в силу приведенных выше норм законодательства были переданы иным лицам и не могли быть поставлены на учет как принадлежащие Кооперативу.
В отзыве на кассационную жалобу Кадастровая палата просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что в государственном кадастре недвижимости (ГКН) содержатся сведения о следующих земельных участках:
- земельный участок с кадастровым номером 18:04:000000:3320 общей площадью 25 730 000 кв. м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, внесенные в ГКН в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) на основании заявления Жданова Владимира Павловича от 03.03.2015 о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке и свидетельства о праве на землю от 01.02.1993 в„– 169, выданного Воткинским райкомземом; площадь и местоположение границ ориентировочные, подлежат уточнению при межевании; земельный участок принадлежит на праве собственности Колхозу им. Фрунзе;
- земельный участок с кадастровым номером 18:04:000000:3237 общей площадью 58 326 600 кв. м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, д. Болгуры, артель им. Фрунзе. Земельный участок является ранее учтенным. Сведения о земельном участке внесены в ГКН в соответствии со ст. 45 Закона о кадастре на основании заявления Чернова Андрея Александровича от 01.08.2014 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и государственного акта от 29.09.1964 в„– 580722; площадь и местоположение границ указанного земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании; земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Сельскохозяйственной артели им. Фрунзе.
Администрация 08.07.2015 обратилась в Кадастровую палату с письменным обращением исх. в„– 01-25/1262 о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 18:04:000000:3237 и 18:04:000000:3320.
В ответе Кадастровой палаты от 24.07.2015 в„– 01-20/2769 даны разъяснения о невозможности снятия указанных земельных участков с государственного кадастрового учета, поскольку в соответствии со ст. 45 Закона о кадастре спорные земельные участки являются ранее учтенными и могут быть сняты с государственного кадастрового учета (ГКУ) по основаниям, предусмотренным ч. 3, 3.1 ст. 24 Закона о кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с ГКУ.Полагая, что решение Кадастровой палаты от 24.07.2015 в„– 01-20/2769 об отказе в снятии указанных земельных участков с кадастрового учета является незаконным, нарушает права и законные интересы Администрации, поскольку земельный участок 18:04:000000:3237 содержит в своем составе земли органов местного самоуправления, а земельный участок 18:04:000000:3320 содержит в себе коллективно-долевые земли, из которых невостребованные участки могут быть приобретены в собственность органом местного самоуправления сельского поселения в соответствии со ст. 121 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Согласно ст. 16 Закона о кадастре (здесь и далее - в редакции, действующей на момент оспариваемого отказа) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Согласно п. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном ч. 15 ст. 42.10 данного Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (п. 5 ст. 24 названного Закона).
Частью 6 статьи 27 Закона о кадастре установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Судами установлено, что изначально сведения в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в отношении земельного участка 18:04:000000:3320 внесены 01.02.1993, в отношении земельного участка 18:04:000000:3237 внесены 07.01.2006.
В последующем, сведения земельном участке 18:04:000000:3320 внесены в ГКН в соответствии со ст. 45 Закона о кадастре на основании заявления Жданова Владимира Павловича от 03.03.2015 о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке и приложенного свидетельства о праве на землю от 01.02.1993 в„– 169, выданного Воткинским райкомземом. Площадь и местоположение границ ориентировочные, подлежат уточнению при межевании. Земельный участок принадлежит на праве собственности Колхозу им. Фрунзе; сведения о земельном участке 18:04:000000:3237 внесены в ГКН в соответствии со ст. 45 Закона о кадастре на основании заявления Чернова Андрея Александровича от 01.08.2014 о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и приложенного Государственного акта от 29.09.1964 в„– 580722. Площадь и местоположение границ указанного земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании. Принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Сельскохозяйственной артели им. Фрунзе.
Согласно п. 1, 3 ст. 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона (01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных ст. 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 данного Закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки являются ранее учтенными.
Поскольку при таких обстоятельствах имеющиеся в ГКН сведения в отношении спорных земельных участков не носят временный характер, спорные участки не являются преобразуемыми, оснований для признания незаконным отказа Кадастровой палаты в снятии с учета таких земельных участков у судов не имелось, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и не опровергают правомерности выводов судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, фактически сводятся к оспариванию права Кооператива на указанные земельные участки, между тем спор о праве на недвижимое имущество не может быть разрешен судом в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.01.2016 по делу в„– А71-10327/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Воткинский район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.ТОРОПОВА
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
С.Э.РЯБОВА
------------------------------------------------------------------