По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.10.2016 N Ф09-9035/16 по делу N А07-30198/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: Фонд начислил страховые взносы, пени, штрафы со ссылкой на неуплату взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда.
Решение: Требование удовлетворено, так как основной вид деятельности плательщика страховых взносов имеет сезонный характер, в спорный период с учетом погодных условий работники выполняли обязанности, не связанные с вредными условиями труда, для начисления взносов по дополнительному тарифу необходимо учитывать не только наименование должностей работников, но и характер выполняемой ими работы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. в„– Ф09-9035/16
Дело в„– А07-30198/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Поротниковой Е.А., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан (ИНН: 0278055556, ОГРН: 1020203223040; далее - управление, пенсионный фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.2016 по делу в„– А07-30198/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Строительство транспортных сетей - Автодор" (далее - общество, ОАО "СТС-Автодор", плательщик страховых взносов) - Сайко Е.В. (доверенность от 02.03.2016).
Представители пенсионного фонда, участвующие в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ОАО "СТС-Автодор" (ИНН: 0278178043, ОГРН: 1110280018749) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к пенсионному фонду о признании недействительным решения от 25.09.2015 в„– 00287815АВ0000604 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления штрафа в сумме 114 302 руб. 20 коп., начисления дополнительных взносов на доход лиц в 2013 году в сумме 26 972 руб. 39 коп., начисления дополнительных взносов на доход лиц в 2014 году в сумме 357 087 руб. 16 коп., начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 22 282 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.2016 (судья Азаматов А.Д.) заявленные обществом требования удовлетворены, решение пенсионного фонда признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 (судьи Арямов М.Б., Малышев М.Б., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
Заявитель жалобы считает обоснованным произведенное обществу доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу. Указывает, что в случае отсутствия оформленного в предусмотренном порядке перевода работника на другую работу, работник считается занятым полный рабочий день на той работе, на которую он принят, в связи с чем страховые взносы должны начисляться в установленном порядке на все выплаты в пользу работника.
Управление полагает, что профессии работников, по которым произведено фондом доначисление страховых взносов по дополнительным тарифам поименованы в Списке в„– 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденном постановлением Кабинета Министров Союза Советских Социалистических Республик от 26.01.1991 в„– 10 (далее - Список в„– 2).
Заявитель в кассационной жалобе приводит довод о том, что расчетные ведомости подтверждают полную занятость таких работников в течение всего года и отсутствие изменений в их заработной плате. Указывает на то, что поскольку аттестация рабочих мест проведена лишь 02.06.2015 году, до этой даты страховые взносы подлежат начислению по дополнительным тарифам. Полагает, что исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам влияет на досрочное получение работниками льготной пенсии.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении общества в период с 17.04.2015 по 16.06.2015 гг. проведена выездная проверка правильности исчислении, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинской страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 гг., о чем составлен акт проверки от 14.08.2015 в„– 002 878 15 АВ 0000604.
В ходе проверки пенсионным фондом выявлено, что обществом необоснованно за 2013, 2014 гг. не начислены страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 173-ФЗ).
По результатам проверки управлением принято решение от 25.09.2015 в„– 00287815РВ0000604, которым общество привлечено к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ), в виде штрафа в сумме 114 302 руб. 20 коп., плательщику страховых взносов начислены пени по состоянию на 31.12.2014 в сумме 22 282 руб. 20 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 571 511 руб. 03 коп., в том числе за 2013 год в сумме 26 972 руб. 39 коп., за 2014 год - в сумме 357 087 руб. 16 коп.
Полагая неправомерным доначисление страховых взносов, ОАО "СТС-Автодор" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили наличия правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного акта пенсионного фонда недействительным в оспариваемой части.
Проверив законность решения суда первой и постановления апелляционной инстанций в обжалуемой части, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование урегулированы положениями Закона в„– 212-ФЗ.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона в„– 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона в„– 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Закона в„– 212-ФЗ).
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном названным Федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона в„– 212-ФЗ).
Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст. 25 Закона в„– 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5 ст. 25 Закона в„– 212-ФЗ). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6 ст. 25 Закона в„– 212-ФЗ).
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 Закона в„– 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона в„– 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона в„– 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона в„– 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона в„– 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона в„– 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
Частью 2 ст. 58.3 Закона в„– 212-ФЗ установлены дополнительные страховые тарифы, применяемые с 01.01.2013 для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 этого закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона в„– 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в п. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года в„– 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Подпунктом 2 п. 1 ст. 27 Закона в„– 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу п. 3 ст. 27 Закона в„– 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подп. 1 - 18 п. 1 данной статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Закона в„– 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 указанного Закона, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подп. 1 - 18 п. 1 названной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 в„– 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей", с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона в„– 173-ФЗ предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список в„– 2, согласно которому право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе, мастер строительных и монтажных работ, производитель работ (прораб), асфальтобетонщики, машинисты укладчиков асфальтобетона. При этом применение Списка в„– 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона в„– 173-ФЗ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 в„– 516 (далее - Правила исчисления периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
На основании п. 5 Правил исчисления периода работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 13 и 19 - 21 п. 1 ст. 27 Закона в„– 173-ФЗ, а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (п. 6 Правил исчисления периода работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В соответствии разъяснениями "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 в„– 29, право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, в соответствии с которыми под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени.
В целях реализации ст. 58.3 Закона в„– 212-ФЗ Министерством труда России в письме от 05.06.2013 в„– 17-3/10/2-3105 (направлено Пенсионным фондом Российской Федерации для сведения и использования в работе письмом от 28.06.2013 в„– ТМ-30-26/9649) разъяснено, что порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются. В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подп. 1, п. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона в„– 173-ФЗ, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.
Таким образом, с учетом изложенного общество обязано исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам, занятым по профессиям (должностям), перечисленным в Списке в„– 2 пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемые периоды ОАО "СТС-Автодор" произведены выплаты в пользу работников, занятых на видах работ, а именно: мастер строительных и монтажных работ, производитель работ, асфальтобетонщики, машинисты укладчиков асфальтобетона, при отсутствии начисления в отношении таких выплат страховых взносов по дополнительному тарифу, в связи с чем управление посчитало, что страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых по указанным профессиям (должностям) перечисленным в Списке в„– 2, подлежат начислению независимо от фактической занятости работников в условиях труда предусмотренных указанными списками.
Оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательства в порядке, предусмотренном ст. 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, судами установлены следующие обстоятельства.
Особенностью деятельности общества (производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог) является ее временный (межсезонный) характер (поскольку соответствующие СНиПы не позволяет производить работы, связанные с дорожным строительством при низких температурах и в период осадков).
Работники ОАО "СТС-Автодор", занимающие должности прораба и мастера СМР в соответствии с должностными инструкциями, начиная с 01 октября по 31 марта каждого года, фактически не выполняют работу в тяжелых и вредных условиях труда, занимаются руководством производства работ строительного участка в межсезонный период, уделяя основную часть рабочего времени подготовке к началу нового сезона строительства (изучение новой проектно-сметной документации).
Проведенной аттестацией рабочих мест указанных работников в 2015 году установлено отсутствие вредных и тяжелых условий труда.
Работники общества, занимающие должности асфальтобетонщика, машиниста укладчика асфальта и бетона, начиная с октября по апрель включительно, когда выполнение ими прямых обязанностей в связи с наступлением климатического порога является невозможным, осуществляют иные обязанности, не связанные с тяжелыми условиями труда.
Оценив доказательства, представленные в материалы дела (должностные обязанности, приказы от 01.10.2013 в„– 01/10-13, от 25.04.2014 в„– 32/1, от 25.09.2014 в„– 57/1) в порядке, предусмотренном 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в период с 01.10.2013 по 31.04.2014 гг. названные выше работники выполняли обязанности, не связанные с вредными условиями труда; в период с 01.05.2014 по 30.09.2014 гг. ими выполнялись прямые должностные обязанности.
Судами верно отмечено, что при установлении возможности начисления дополнительных взносов необходимо исходить не просто из совпадения наименования должности с должностью, внесенной в Список в„– 2, а из характера выполняемой работы работника.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела, судами сделан обоснованный вывод о том, что страховые выплаты по дополнительному тарифу подлежат начислению с выплат указанным работникам, произведенным за период осуществления деятельности с 01.05.2014 по 30.09.2014 гг; начисление страховых выплат по дополнительному тарифу с выплат, произведенным указанным лицам в период с 01.10.2013 по 31.04.2014 гг. признано судами необоснованным.
Суды также правомерно посчитали, что необоснованное возложение на ОАО "СТС-Автодор" обязанности по уплате обязательных платежей нарушают его права и законные интересы.
С учетом изложенного доводы управления о необходимости начисления страховых взносов по дополнительному тарифу на вознаграждения работникам ОАО "СТС-Автодор", занятым на должностях, включенных в Список в„– 2, без учета фактически отработанного по этим специальностям периода времени, правомерно отклонены судами как основанные на неправильном толковании закона.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу о неправомерном доначислении пенсионным фондом указанных в решении управления оспоренных сумм страховых взносов, а также соответствующих сумм пеней и штрафных санкций, в связи с чем обоснованно посчитали ненормативный акт пенсионного фонда в оспариваемой части не соответствующим действующему законодательства и материалам дела.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные ОАО "СТС-Автодор" требования.
Судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют доказательствам, представленных в материалы дела, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы управления проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, пенсионным фондом в кассационной жалобе не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.2016 по делу в„– А07-30198/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Е.А.КРАВЦОВА
------------------------------------------------------------------