Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.10.2016 N Ф09-9181/16 по делу N А07-27009/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании направить проект договора купли-продажи.
Обстоятельства: Отказ мотивирован нахождением участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку участок сформирован согласно законодательству и с учетом расположения на нем объектов недвижимости и площади, необходимой для эксплуатации этих объектов, не доказано установление границ и режима зоны санитарной охраны источника питьевой воды, сведения об этом в кадастр недвижимости не внесены, оснований полагать вхождение испрашиваемого участка в состав ограниченных в обороте земель не имеется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2016 г. в„– Ф09-9181/16

Дело в„– А07-27009/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Беляевой Н.Г., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2016 по делу в„– А07-27009/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества Торговый дом "БАШСТРОЙБУМТОРГ" - Неустроев Л.В. (доверенность от 07.10.2016).

Открытое акционерное общество Торговый дом "БАШСТРОЙБУМТОРГ" (далее - общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к министерству о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163, расположенного по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная, д. 4а, изложенного в письме от 22.10.2015 в„– ИШ-14/15481, и обязании министерства в месячный срок с момента вступления в силу решения суда направить в адрес общества проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Уфимский мясоконсервный комбинат".
Решением суда первой инстанции от 06.05.2016 (судья Насырова М.М.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.07.2016 (судьи Богдановская Г.Н., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, отмечая неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам настоящего дела. Ссылаясь на п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 в„– 10, распоряжение Кабинета министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 в„– 801-р, Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 в„– 7/4, Закон Российской Федерации от 19.04.1991 в„– 1034-1 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ), п. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", заявитель полагает, что зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания установлены в соответствии с требованиями действовавшего в момент принятия распоряжения от 24.07.1995 в„– 801-р, а также действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, на основании чего оспаривает вывод судов о том, что санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, поименованная в решении Совета городского округа город Уфа от 22.08.2008 в„– 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа", не является установленной в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ зоной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Полагая, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, относится к землям, ограниченным в обороте, заявитель указывает на отсутствие у судов оснований для удовлетворения требований общества ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ"
Кроме того, по мнению заявителя, судом необоснованно отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства для целей получения истребованного судом проекта санитарных зон, учитывая, что у министерства отсутствуют планы и схемы границ по спорному участку, проект водоохранных зон рек и водоемов на территории города Уфы.
Также, по мнению заявителя, в нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" не представило доказательства, подтверждающих необходимость пользования земельным участком испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что обществу ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4а: нежилое здание-склад, контора общей площадью 1 174,3 кв. м; нежилое строение - склад-ангар общей площадью 440,5 кв. м, литера 1Ф; нежилое строение - склад кости общей площадью 599,1 кв. м, литера 1Т; нежилое строение - склад общей площадью 220 кв. м, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права серии 04АБ 848896 от 04.03.2009, серии 04АА в„– 363377 от 24.01.2006, серии 04АА в„– 246760 от 21.10.2005, серии 04АА в„– 246764 от 21.10.2005, а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.01.2016.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020416:163 общей площадью 13 799 кв. м, находящемся по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная, д. 4а (кадастровый паспорт земельного участка от 09.11.2015 в„– 02/15/1-885179), принадлежащем на праве собственности Республике Башкортостан и предоставленном в аренду на срок с 28.09.2009 по 28.09.2024 заявителю (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.01.2016 в„– 02/201/001/2016-6).
Общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" обратилось в министерство с заявлением от 11.09.2015 исх. в„– 33 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:163, находящегося по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. Трамвайная д. 4а.
Письмом от 22.10.2015 исх. в„– ИШ-14/15481 министерство отказало обществу ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке п. 2, пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду нахождения земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы.
Полагая отказ противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованным лицом не представлено доказательств установления границ и режима зоны санитарной охраны источника питьевой воды в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ, на основании чего признал, что оснований полагать вхождение испрашиваемого земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков не имеется.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, также отметив, что министерством не доказано обстоятельство вхождения испрашиваемого заявителем земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, направляет заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов с указанием всех необходимых сведений. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подп. 1, 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего кодекса, и по результатам рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Выявив, что общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" является собственником расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Калининский район, ул. Трамвайная, д. 4а: нежилого здания - склад, контора общей площадью 1 174,3 кв. м; нежилого строения - склад-ангар общей площадью 440,5 кв. м, литера 1Ф; нежилого строения - склад кости общей площадью 599,1 кв. м, литера 1Т; нежилого строения - склад общей площадью 220 кв. м, суды признали, что заявитель имеет предусмотренное подп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположены эти объекты недвижимого имущества и который необходим для их эксплуатации.
Согласно ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с подп. 6, 25 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в числе прочего, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Согласно п. 2, 3 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно п. 6, 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий. Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. По смыслу названной нормы, установление зон с особыми условиями использования территорий при осуществлении территориального планирования производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регламентирующего основания и порядок установления указанных зон.
Статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ установлены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Исследовав фактические обстоятельства настоящего дела и представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что министерством не доказано обстоятельство вхождения испрашиваемого обществом ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков, расположенных во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Доказательства утверждения органом исполнительной власти Республики Башкортостан проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отсутствуют, а ссылку министерства на Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утв. решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 в„– 7/4, которые поименованы в кадастровом паспорте спорного земельного участка как основание для установления санитарной зоны следует отклонить, поскольку согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ органы местного самоуправления не наделены действующим законодательством полномочиями по установлению зон санитарной охраны.
Судами обоснованно отклонена также ссылка министерства на установление зоны особого использования в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 в„– 801-р, учитывая, что доказательств внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о частях земельного участка, входящих в санитарную зону охраны водозаборов, II пояс, на основании данного распоряжения не имеется, документы, позволяющие определить границы указанной зоны на местности, а также установить обстоятельство вхождения спорного земельного участка в состав данной зоны, в материалы дела не представлены, проект санитарной зоны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 в„– 801-р, позволяющий определить такие сведения либо иные доказательства, равно как и доказательства установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ отсутствуют.При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод судов о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:163 не является ограниченным в обороте и в силу подп. 5 п. 1 ст. 1, подп. 6 п. 2 ст. 393, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит отчуждению в собственность общества ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ".
Помимо изложенного, выявив, что общество ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" является собственником объектов недвижимости: склад, контора общей площадью 1174,3 кв. м, склад-ангар площадью 440,5 кв. м литер 1Ф, склад кости площадью 559,1 кв. м литер 1Т, склад площадью 220 кв. м литер 1У, приобретенных у общества "Уфимский мясоконсервный завод" по договору купли-продажи от 19.09.2005, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:163 по виду разрешенного использования предназначен для эксплуатации производственно-складских помещений, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020416:163 площадью 13 799 кв. м предоставлен в аренду обществу ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28.09.2009 в„– 13768, суды, руководствуясь положениями ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 20 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обоснованно признали, что земельный участок сформирован с учетом расположения на нем указанных объектов недвижимости, отметив отсутствие доказательств формирования спорного земельного участка с нарушением установленных градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации норм предоставления земельных участков, и подтверждающих, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь участка, объективно необходимого для нормальной эксплуатации производственно-складских помещений с учетом существующей застройки территории.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно указали на отсутствие оснований для отказа в предоставлении в собственность общества ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом ТД "БАШСТРОЙБУМТОРГ" требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2016 по делу в„– А07-27009/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ

Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
С.В.ЛАЗАРЕВ


------------------------------------------------------------------