Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2016 N Ф09-9176/16 по делу N А50-25636/2015
Требование: О признании незаконными действий администрации города по проведению конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом, признании недействительными его результатов.
Обстоятельства: Общество полагало, что отсутствие у него лицензии на управление многоквартирными домами не свидетельствует о недействительности заключенного им договора управления спорным домом.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общество в установленный срок не обратилось в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии, администрация уведомила собственников помещений о необходимости проведения общего собрания для выбора способа управления домом, собрание не проведено, процедура проведения конкурса не нарушена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2016 г. в„– Ф09-9176/16

Дело в„– А50-25636/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарт" (ИНН: 5911017270, ОГРН: 1025901703541); (далее - общество "Фарт", заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.04.2016 по делу в„– А50-25636/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества "Фарт" - Захаров Н.В. (протокол от 14.03.2015), Финкельштейн М.В. (доверенность от 01.08.2016).

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации города Березники (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Жилищный производственно-эксплуатационный трест" (далее - общество "ЖПЭТ") о признании незаконными действий администрации по организации и проведению открытого конкурса в части отбора управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Пермский край, г. Березники, пр. Ленина 49а, а также о признании недействительными результатов открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по указанному адресу (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю; Инспекция государственного жилищного надзора (ИНН: 5902290360, ОГРН: 1025900536749).
Решением суда от 07.04.2016 (судья Саксонова А.Н.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 (судьи Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Фарт" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, отсутствие лицензии не свидетельствует о недействительности договора управления; заявка на получение лицензии была подана, поэтому оснований для проведения конкурса не было; собственники помещений не были уведомлены о дате проведения конкурса, что свидетельствует о нарушении правил проведения конкурса; администрации незаконно допустила для участия в конкурсе общество "ЖПЭТ", т.к. пояснительная записка, представленная данным обществом, является ненадлежащим доказательством, а остальные документы содержат противоречивые данные.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, администрацией 08.05.2015 на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами по 22-м лотам, конкурсная документация и иная подлежащая размещению информация, в том числе на заключение договора управления многоквартирным домом в„– 49а по пр. Ленина в г. Березники (лот в„– 7).
Согласно протоколу от 23.07.2015 в„– 3/3 из двух участников конкурса (общество с ограниченной ответственностью "Уральская жилищная компания" и общество "ЖПЭТ) победителем по указанному лоту признано общество "ЖПЭТ".
Между администрацией и обществом "ЖПЭТ" был заключен договор управления многоквартирным домом от 31.07.2015, сроком действия на один год, начиная с 01.08.2015.
Общество "Фарт", полагая, что порядок проведения и результаты конкурса нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемых действий незаконными, результатов конкурса недействительными.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Федеральным законом от 21.07.2014 в„– 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 в„– 255-ФЗ) установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (ч. 1 ст. 7).
При этом ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 в„– 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном ст. 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые указаны в настоящей части и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что в установленный срок общество "Фарт", как управляющая организация многоквартирным домом в„– 49а по пр. Ленина в г. Березники, не обратилось в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, соответствующая лицензия выдана обществу "Фарт" только 21.08.2015.
Во исполнение требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 в„– 255-ФЗ администрация уведомила собственников помещений спорного многоквартирного дома о том, что общество "Фарт" не значится в реестре соискателей лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, и о необходимости проведения общего собрания для выбора способа управления домом или иной управляющей организации, посредством размещения соответствующего объявления для всеобщего обозрения в подъездах многоквартирного дома; также уведомление было вручено одному из проживающих в доме гражданину.
Таким образом, являются правомерными выводы судов о том, что у администрации имелись основания, и существовала обязанность для проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку наличие у него договора управления спорным домом, в данной ситуации (при отсутствии лицензии на 01.05.2015 и факта обращения на ее соискание до 01.04.2015), не может свидетельствовать об отсутствии законных и фактических оснований для проведения конкурса.
Доводы об отсутствии уведомления собственников помещений опровергаются материалами дела; каких-либо обращений от граждан о проведении собраний, принятых решениях собственников в администрацию не поступало.
Арбитражным судом установлено, что по итогам рассмотрения заявок победителем торгов определено общество "ЖПЭТ", с которым заключен договор управления спорным многоквартирным домом от 31.07.2015.
Доводы заявителя о незаконности допуска общества "ЖПЭТ" для участия в конкурсе подлежат отклонению, поскольку, как установили суды, к заявке на участие в конкурсе общества "ЖПЭТ" была приложена пояснительная записка, из которой следует, что в отношении данной организации лицензионной комиссией Пермского края принято решение о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, с приложением выписки с официального сайта, в материалах дела имеется выданная ООО "ЖПЭТ" лицензия от 11.06.2015.
В соответствии с п. 5 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 в„– 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса является нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной Правилами.
Доказательств нарушения данной процедуры заявителем не представлено; вышеуказанный довод, указанный заявителем в обоснование нарушения процедуры конкурса, отклонен.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерным выводам об отсутствии условий для признания незаконными оспариваемых действий и результатов конкурса.
Указанные выводы судов переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 07.04.2016 по делу в„– А50-25636/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Ю.В.ВДОВИН

Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Н.Н.СУХАНОВА


------------------------------------------------------------------