Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2016 N Ф09-9119/16 по делу N А50-30792/2015
Требование: О признании незаконным отказа в исключении объекта из реестра федерального имущества, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал в исключении из реестра нежилого помещения, проданного гражданину на торгах в процессе исполнительного производства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку представлены надлежащие и достаточные документы, подтверждающие переход права собственности на спорный объект к гражданину, оснований для отказа в исключении помещения из реестра федерального имущества не имелось.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2016 г. в„– Ф09-9119/16

Дело в„– А50-30792/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Рябовой С.Э., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.03.2016 по делу в„– А50-30792/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод" (далее - предприятие "Пермский пороховой завод", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося неисключении из реестра федерального имущества сведений в отношении нежилого помещения общей площадью 43,6 кв. м, (далее - Имущество) расположенного в подвале жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Ласьвинская, 10 (РНФИ: П13260001277); а также об обязании заинтересованное лицо исключить из реестра федерального имущества сведения в отношении указанного нежилого помещения (с учетом принятых судом уточнений исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.03.2016 (судья Вшивкова О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 (судьи Жукова Т.М., Виноградова Л.Ф., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что п. 42 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2006 в„– 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Положение) в ред. от 17.12.2013, действующей на момент обращения предприятия с заявлением от 13.11.2015 и ответа заинтересованного лица от 17.12.2013, не регулировал порядок исключения объекта недвижимости из реестра федерального имущества; п. 32 названного Положения применим в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, а не в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления. Ссылаясь на Положение, постановление от 05.06.2008 в„– 432, заявитель отмечает, что действия территориального управления по присвоению объектам учета постоянных реестровых номеров, учет имущества в реестре федеральной имущества не имеет правоустанавливающей либо правоудостоверяющей силы, и не влечет правовых последствий для правообладателей федерального имущества, и необходим только территориальному управлению для осуществления полномочий по управлению и распоряжению этим имуществом, что не нарушает законных прав и интересов предприятия "Пермский пороховой завод". По мнению заинтересованного лица, предприятием "Пермский пороховой завод" нарушен порядок и срок по предоставлению записи и документов о прекращении права собственности Российской Федерации на имуществе по форме согласного Приложению в„– 3. Территориальное управление считает необоснованным вывод суда о признании отказов заинтересованного лица в неисключении имущества из реестра федерального имущества бездействием. Поскольку предприятием не доказано нарушение его прав и законных интересов, заявитель считает отказ правомерным.
Предприятие "Пермский пороховой завод" направило письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором указало, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприятие "Пермский пороховой завод" основанное на праве оперативного управления, образовано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2006 в„– 1275-р путем изменения вида федерального государственного унитарного предприятия "Пермский завод имени С.М. Кирова" (п. 1 устава предприятия "Пермский пороховой завод").
Право оперативного управления предприятия "Пермский пороховой завод" зарегистрировано, в том числе, в отношении нежилого помещения общей площадью 43,6 кв. м, расположенного в подвале жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Ласьвинская, 10 (РНФИ: П13260001277).
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Пермскому краю составлен акт от 08.12.2008 о наложении ареста (описи имущества), в соответствии с которым наложен арест на Имущество.
Постановлением судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Пермскому краю от 27.03.2009 в указанный выше акт внесены изменения с целью актуализации сведений об Имуществе.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Пермскому краю от 18.05.2009 на Имущество наложен арест.
При реализации Имущества в рамках исполнительного производства было вынесено постановление об оценке вещи или имущественного права от 30.04.2010, которым утверждена рыночная стоимость Имущества.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Пермскому краю от 17.05.2010 Имущество передано на реализацию путем проведения торгов в Управлении.
То есть, заинтересованное лицо осуществило продажу Имущества третьему лицу.
Протоколом от 16.08.2010 в„– /43 оформлены результаты торгов по продаже имущества с аукциона, было постановлено передать имущество Удальевой Г.А.
На основании постановлением от 23.08.2010 с Имущества снят арест.
Приобретателем Имущества осуществлен его выкуп, покупная стоимость Имущества перечислена непосредственно Управлению платежными поручениями от 20.07.2010 в„– 117, от 17.08.2010 в„– 132.
Право собственности на Имущество перешло к Удальевой Г.А. в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРП по состоянию на 01.11.2010.
Предприятие "Пермский пороховой завод" обратилось к заинтересованному лицу с письмом от 24.05.2012 об исключении из реестра федерального имущества сведений в отношении нежилого помещения расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Ласьвинская, 10 с инвентарным номером 0193267, РНФИ: П13260001277.
Территориальным управлением письмом от 21.11.2012 в„– 03-12-7192 отказано в исключении имущества об исключении из реестра федерального имущества, указав, что в предмет торгов по спорному объекту в рамках исполнительного производства не были включены навес и спуск в подвал.
Предприятие "Пермский пороховой завод" вновь обратилось к территориальному управлению с заявлением от 11.04.2013 об исключении из реестра федерального имущества спорного объекта, с приложением документов, подтверждающих, что навес и спуск в подвал не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Письмом от 07.06.2013 территориальным управлением отказано заявителю, поскольку последним не исполнены требования, изложенные в ранее направленных ему письмах.
Предприятием "Пермский пороховой завод" направлено заинтересованному лицу заявление от 13.11.2015 об исключении из реестра федерального имущества спорного объекта.
Территориальное управление в письме от 07.12.2015 отказало в исключении имущества об исключении из реестра федерального имущества, указав на неисполнение заявителем требований, указанных заинтересованным лицом в предыдущих письмах. Иные основания для отказа в исключении из реестра федерального имущества спорного объекта заинтересованным лицом не указаны.
Полагая, что бездействие территориального управления, выразившееся в неисключении из реестра федерального имущества сведений в отношении нежилого помещения, является незаконным и нарушает права предприятия "Пермский пороховой завод", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 в„– 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с названным Положением.
Учет федерального имущества на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением.
Согласно п. 3 Положения (в ред., действовавшей на дату обращения заявителя к заинтересованному лицу с заявлением об исключении объекта из реестра федеральной собственности) к числу объектов учета относится, в том числе, расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое федеральное имущество (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
В силу п. 16 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, в 2-недельный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права представляет для исключения из реестра сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган: запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно приложению в„– 3 для исключения сведений из соответствующей карты сведений об объекте учета, заверенную надлежащим образом. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, представляет запись по каждой из них (далее - записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество); копию документа, подтверждающего прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество, заверенную надлежащим образом.
Пунктом 31 Положения установлено, что при изменении сведений об объекте учета и (или) о лицах, обладающих сведениями о нем, в том числе в случае прекращения соответствующего вещного права (кроме права собственности) на объект учета, принадлежавший правообладателю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 3-недельный срок со дня получения документов, подтверждающих указанные изменения: регистрирует поступившие документы, вносит соответствующую запись в журнал учета документов и проводит их экспертизу; формирует записи об изменениях сведений по форме, предусмотренной в приложении в„– 2 к настоящему Положению, и надлежащим образом заверяет их, если по результатам экспертизы установлены подлинность и полнота поступивших документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; исключает из карт сведений об объекте учета изменившиеся сведения, вносит в них изменения и помещает записи в соответствующие подразделы реестра, а поступившие документы - в дело.
Согласно п. 32 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 3-недельный срок со дня получения документа, подтверждающего прекращение либо государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество: регистрирует поступивший документ, вносит соответствующую запись в журнал учета документов и проводит экспертизу поступившего документа; формирует запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, для исключения сведений из соответствующей карты сведений об объекте учета по форме, предусмотренной в приложении в„– 3 к настоящему Положению, и надлежащим образом заверяет ее, если по результатам экспертизы установлена подлинность поступившего документа. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то запись формируется по каждой из них; исключает все сведения из соответствующих карт сведений об объекте учета и помещает записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, в соответствующие подразделы реестра, а поступивший документ - в дело.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2 ст. 2 Закона в„– 122-ФЗ).
Как следует из п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), государственный кадастр недвижимости, является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе.
Пунктом 5 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в соответствии с этим законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В п. 2 Положения закреплено, что "реестр федерального имущества" - федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.
Как установлено судами, согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении спорного объекта: нежилого помещения общей площадью 43,6 кв. м, расположенного в подвале жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Ласьвинская, 10 (РНФИ: П13260001277) зарегистрировано право собственности за физическим лицом, не привлеченным к участию в деле (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.11.2010).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что заявителем представлены надлежащие и достаточные документы, подтверждающие переход права собственности на спорный объект к физическому лицу, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у заинтересованного лица не имелось оснований для отказа в исключении нежилого помещения из реестра федерального имущества.
Учитывая данные обстоятельства, суды, правомерно удовлетворили требования предприятия "Пермский пороховой завод", признав незаконным бездействие территориального управления, выразившегося в уклонении от совершения действий по исключению из реестра федерального имущества записи о спорном объекте.
Доводы территориального управления отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которых у суда кассационной инстанции не имеется. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу требований ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 11.03.2016 по делу в„– А50-30792/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ

Судьи
С.Э.РЯБОВА
М.В.ТОРОПОВА


------------------------------------------------------------------