Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2016 N Ф09-8910/16 по делу N А50П-74/2016
Требование: О признании недействительным постановления о привлечении к ответственности по части 2 ст. 14.43 КоАП РФ за несоответствие поставляемой пищевой продукции требованиям технического регламента.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как экспертным заключением подтверждено, что содержание в спорной продукции токсичных элементов превышает установленный предел, оснований для признания нарушения малозначительным не имеется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2016 г. в„– Ф09-8910/16

Дело в„– А50П-74/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ознобихиной Людмилы Ивановны (ИНН: 593302771366, ОГРН: 313593334300015; далее - ИП Ознобихина, Ознобихина Л.И., предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкар (постоянного судебного присутствия) от 31.03.2016 по делу в„– А50П-74/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 по тому же делу.
Представители ИП Ознобихиной, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел (ИНН: 5904122386, ОГРН: 1055901619168; далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
До начала судебного заседания от предпринимателя поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы по данному делу в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Ознобихина Л.И. обратилась в Арбитражный суд Пермского края в г. Кудымкар (постоянного судебного присутствия) с заявлением о признании недействительным постановления Управления Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности от 14.01.2016 в„– 29-З.
Решением Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкар (постоянного судебного присутствия) от 31.03.2016 (судья Данилов А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 (судьи Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В., Риб Л.Х.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Ознобихина Л.И. в кассационной жалобе указывает на недоказанность факта совершения вмененного административного правонарушения, полагая, что спорная накладная о поставке продукции сформирована в период проведения изъятия образцов в овощном цехе Муниципального унитарного предприятия "Верещагинский комбинат детского питания" (далее - комбинат детского питания). Предприниматель считает, что судами не дана оценка данному обстоятельству.
ИП Ознобихина считает, что ее право на объективное и своевременное производство по административному делу нарушены, поскольку административным органом не приняты меры к установлению причастности предпринимателя к поставке свеклы столовой свежей, а также тем, что не произведено изъятие образцов с целью проведения исследований, что могло достоверно подтвердить или опровергнуть факт поставки данной продукции с овощного склада именно Ознобихиной Л.И.
Кроме того, предприниматель в кассационной жалобе приводит довод о том, что Управлением Роспотребнадзора проверка по административному делу проведена поверхностно и не в полном объеме, следствием чего явились ошибочные выводы о виновности ИП Ознобихиной в совершении вменяемого правонарушения.
В дополнении к кассационной жалобе заявитель указывает также на то, что является не единственным поставщиком свеклы столовой свежей в комбинат детского питания, в связи с чем эта продукция, не соответствующая требованиям по показателю "нитраты", могла быть закуплена у другого поставщика без соответствующих документов.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.09.2015 в„– 1786 Управлением Роспотребнадзора проведена плановая выездная проверка комбината детского питания, о чем составлен акт от 09.11.2015 в„– 181.
В ходе проверки административным органом выявлено, что комбинату детского питания для использования в производстве блюд общественного питания поставлена ИП Ознобихиной свекла в количестве 86 кг, не соответствующая гигиеническим требованиям по показателям химической безопасности. В ходе проводимой плановой проверки отобраны пробы пищевой продукции.
В соответствии с результатами лабораторных исследований (протокол лабораторных испытаний Западного филиала Федерального Бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" от 16.10.2015 в„– 7581) спорная продукция не соответствует требованиям приложения 3 п. 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" по показателю "нитраты".
Данные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением Роспотребнадзора в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении от 16.12.2015 в„– 820 и вынесения постановления от 14.01.2016 в„– 29-З о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в сумме 30 000 руб.
Полагая, что постановление от 14.01.2016 в„– 29-З нарушает права и законные интересы, ИП Ознобихина обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности материалами дела наличия в действиях предпринимателя состава вмененного административного правонарушения, вины.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные ч. 1 названной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечаниям к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в названной статье и ст. 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и связанным с требованиями к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан.
В силу п. 1 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 в„– 880 (далее - ТР ТС 021/2011) пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии указанному Техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Частью 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 в„– 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с приложением 3 п. 6 "Плодоовощная продукция" ТР ТС 021/2011 в пищевой продукции, находящейся в обращении (свекла), не допускается наличие токсичных элементов (нитратов) более 1400 мг/кг.
Судами установлено и материалами дела подтверждено (протокол лабораторных испытаний от 16.10.2015 в„– 7581, экспертное заключение Федерального Бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае"), что представленная продукция содержит токсичные элементы - нитраты 2740 +/- 690 мг/кг (при допустимом показателе не более 1400 мг/кг), обоснованно посчитав, что спорная продукция - свекла столовая свежая не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011.
При установленных обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о том, что наличие нитратов в свекле столовой свежей образует событие вменяемого ИП Ознобихиной административного правонарушения.
С учетом изложенного судами обеих инстанции правомерно отклонены доводы Ознобихиной Л.И. о неустановлении принадлежности спорной партии свеклы именно предпринимателю, поскольку, по ее мнению, в оспариваемом постановлении указана партия свеклы 50 кг, а предприниматель фактически поставила 86 кг, как противоречащие материалам дела.
Судами при исследовании в рамках рассмотрения дела протокола отбора образцов (проб) продукции от 12.10.2015 года установлено, что в пункте 3 (порядковый номер пробы) указано время отбора: 14-30; объект исследования (наименование): свекла столовая свежая; документ по которому получен: накладная от 12.10.2015 в„– Фр 140619 г; размер партии: 86 кг.
Руководствуясь ст. 1.5, 2.4 КоАП РФ, суды пришли к верному выводу о том, что вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ доказана материалами дела.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что ИП Ознобихиной не предприняты своевременные и необходимые меры по соблюдению требований технических регламентов при поставке спорной продукции; наличие в пищевом продукте нитратов подтверждает неосуществление предпринимателем надлежащего контроля по соблюдению требований технических регламентов при реализации товара; ИП Ознобихиной не были приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований законодательства.
Доказательств объективной невозможности принятия мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ материалы дела не содержат.
Судом апелляционной инстанции также сделаны обоснованные выводы об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, принять правильное решение; также о соблюдении административным органом срока привлечения Ознобихиной Л.И. к ответственности за вмененное административное правонарушение.
Правильно применив указанных выше норм права, исследовав и оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно сделали вывод о доказанности материалами дела состава вмененного предпринимателю административного правонарушения.
При установленных обстоятельствах судами обоснованно отказано ИП Ознобихиной в удовлетворении заявленных требований.
Судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют доказательствам, представленных в материалы дела, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы предпринимателя проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения. Кроме того, доводы не опровергают выводов судов, по существу сводятся к несогласию с этими выводами и обстоятельствами, установленными судами.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанции и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкар (постоянного судебного присутствия) от 31.03.2015 по делу в„– А50П-74/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ознобихиной Людмилы Ивановны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК

Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Д.В.ЖАВОРОНКОВ


------------------------------------------------------------------