По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.10.2016 N Ф09-9030/16 по делу N А71-12543/2015
Требование: О взыскании долга за жилищно-коммунальные услуги, неустойки.
Обстоятельства: Управляющая организация полагала, что муниципальное образование, являясь собственником спорного нежилого помещения, услуги не оплатило.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорное помещение в реестре муниципальной собственности не учтено, отдельных/обособленных помещений, принадлежащих одному собственнику, подвал не имеет, спорное помещение в плане подвала отсутствует, оно является общим имуществом собственников многоквартирного дома в силу закона, организация необоснованно возлагает на муниципальное образование несение бремени расходов на содержание общего имущества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2016 г. в„– Ф09-9030/16
Дело в„– А71-12543/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Вербенко Т.Л., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" (далее - общество "ГУК в ЖКХ г. Сарапула") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.03.2016 по делу в„– А71-12543/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управлением имущественных отношений Администрации г. Сарапул заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному образованию "Город Сарапул" в лице Управления имущественных отношений Администрации г. Сарапул о взыскании 93 855 руб. 73 коп. долга за жилищно-коммунальные услуги, 820 руб. 91 коп. неустойки, 16 152 руб. 02 коп. в возмещение расходов по оплате услуг представителя.
Решением суда от 18.03.2016 (судья Мелентьева А.Р.) в удовлетворении исковых требований общества "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2016 (судьи Назарова В.Ю., Масальская Н.Г., Яринский С.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование изложенных в кассационной жалобе доводов общество "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" указывает на то, что спорное помещение изначально являлось собственностью муниципального образования в составе всего многоквартирного жилого дома, доказательств выбытия его из собственности ответчика, регистрации перехода права не представлено. При этом, как полагает заявитель жалобы, сам факт приватизации квартир в многоквартирном доме не означает автоматический переход всех нежилых помещений дома в категорию общедомового имущества и в долевую собственность собственников помещений. Доказательств того, что спорное помещение относится к общедомовому имуществу, в материалах дела не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Управление имущественных отношений Администрации г. Сарапул просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, переулок Дачный, 19, 07.12.2009 принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, в качестве которой избрано общество "ГУК в ЖКХ г. Сарапула".
Впоследствии на основании принятого решения между собственниками спорного многоквартирного дома и обществом "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" заключен договор управления домом от 01.01.2010 в„– 154.
Согласно представленной в материалы дела справке, выданной государственным унитарным предприятием "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" Сарапульский филиал от 02.04.2015, нежилое помещение общей площадью 62,2 кв. м, расположенное в подвале указанного дома, на праве собственности зарегистрировано за Управлением городского хозяйства (регистрационное удостоверение от 31.12.1998 в„– 1298).
Полагая, что ответчик в период с 27.10.2012 по 31.08.2015 являлся собственником спорного нежилого помещения, общество "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" предъявило муниципальному образованию "Город Сарапул" счета на оплату услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, которые последним не были оплачены.
Согласно произведенному истцом расчету сумма долга муниципального образования "Город Сарапул" перед обществом "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" по состоянию на 31.08.2015 составляет 83 711 руб. 48 коп.
Ссылаясь на данные обстоятельства, общество "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с муниципального образования "Город Сарапул" расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, стоимости коммунальных услуг и неустойки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец необоснованно возлагает на ответчика несение бремени расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также жилищно-коммунальных услуг в спорном многоквартирном доме, поскольку спорное нежилое помещение в реестре муниципальной собственности г. Сарапула не учитывается и является общим имуществом собственников многоквартирного дома в силу закона.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу норм п. 1 ст. 210, ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на него (ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с нормами п. 1 ст. 158, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 в„– 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 в„– 13391/09, правовой режим отдельных помещений как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности собственников помещений в доме должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме. Разрешение этого вопроса зависит от того, были ли спорные помещения на указанный момент предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, использовались ли фактически в качестве общего имущества домовладельцами.Судами установлено и из материалов дела следует, что за Управлением городского хозяйства закреплен на праве хозяйственного ведения многоквартирный дом, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, переулок Дачный, 19. Согласно письму государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" Сарапульский филиал от 16.12.2015 в„– 01-22/1590 с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 в„– 541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивает статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 в„– 13391/09).
Проанализировав представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе технический паспорт на многоквартирный жилой дом, справку от 10.03.2016 в„– 01-20/745, выданную Управлением имущественных отношений г. Сарапула, суды установили, что спорное нежилое помещение в реестре муниципальной собственности г. Сарапула не учитывается; отдельных/обособленных помещений, принадлежащих одному собственнику подвал не имеет; помещение площадью 62,2 кв. м на плане подвала отсутствует, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о том, что спорное нежилое помещение является общим имуществом собственников многоквартирного дома в силу закона.
Иного истцом не доказано (ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды признали необоснованным возложение на ответчика бремени расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также по оплате жилищно-коммунальных услуг нежилого подвального помещения в спорном многоквартирном доме, в связи с чем отказали управляющей компании в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы общества "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и по существу выражают несогласие с произведенной судебными инстанциями оценкой установленных по делу фактических обстоятельств.
Между тем, обжалуемые заявителем решение и постановление приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
При этом в соответствии с нормами ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входят установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также переоценка доказательств, которым уже была дана оценка судами нижестоящих инстанций (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 13031/12).
Нарушений судами норм материального права, как и процессуальных норм, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.03.2016 по делу в„– А71-12543/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.СИДОРОВА
Судьи
Т.Л.ВЕРБЕНКО
Е.Г.СИРОТА
------------------------------------------------------------------