Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.10.2016 N Ф09-8790/16 по делу N А34-121/2016
Требование: О признании незаконным отказа администрации города в переоформлении на льготных условиях права постоянного пользования земельным участком, об обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что видом разрешенного использования участка является размещение производственной базы, принадлежащие обществу объекты электросетевого хозяйства на нем отсутствуют.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как на спорном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости, доказательств того, что данные объекты являются линейными и участок используется для эксплуатации таких объектов, не представлено, право на приобретение участка по льготной цене у общества отсутствует.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курганской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2016 г. в„– Ф09-8790/16

Дело в„– А34-121/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Тороповой М.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрохимия" (далее - общество "Агрохимия") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 по делу в„– А34-121/2016 Арбитражного суда Курганской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество "Агрохимия" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Далматово (далее - Администрация) от 16.12.2015 о переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26 665 кв. м в собственность общества "Агрохимия" на льготных условиях в размере 2,5% от кадастровой стоимости, в связи с тем, что на территории данного участка расположены линии электропередач "Охранная зона сооружения - электросетевой комплекс г. Далматово", 45.04.2.58, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) от 16.03.2012 в„– ПД 1265; об обязании Администрации переоформить в собственность общества "Агрохимия" указанный земельный участок на льготных условиях и заключить с обществом "Агрохимия" соответствующий договор купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 26.04.2016 (судья Деревенко Л.А.) требования заявителя удовлетворены. Отказ Администрации, изложенный в письме от 16.12.2015, в предоставлении в собственность обществу "Агрохимия" земельного участка с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26 665 кв. м, с местоположением (адресом): Курганская область, г. Далматово, ул. Розы Люксембург, 35, с определением выкупной цены в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка признан незаконным. Суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем направления в месячный срок проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26 665 кв. м с определением выкупной цены в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 (судьи Богдановская Г.Н., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявления общества "Агрохимия" отказано.
В кассационной жалобе общество "Агрохимия", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит обжалуемое постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. По мнению заявителя, внесение ограничений прав на земельный участок, на который у заявителя было зарегистрировано право бессрочного (постоянного) пользования, является основанием для выкупа обществом "Агрохимия" земельного участка по льготной цене в размере 2,5% от кадастровой стоимости, так как ограничивают права пользователя или собственника такого участка. Заявитель считает, что срок подачи заявления на выкуп земельного участка предусмотрен для юридических лиц до 01.01.2016 и обществом "Агрохимия" не пропущен, поскольку заявление о переоформлении права было подано 18.11.2015.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Агрохимия" обратилось в Администрацию с заявлением от 18.11.2015 в„– 36 о переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26 665 кв. м (свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования от 22.06.1992 в„– КН-04-01105) в собственность на льготных условиях в силу пп. 11 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ), п. 3 ст. 2 постановления Правительства Курганской области от 24.02.2015 в„– 34 "Об утверждении Порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Курганской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Курганской области, предоставляемых без проведения торгов" (далее - Порядок от 24.02.2015 в„– 34) с определением выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости, в связи с тем, что на территории данного участка расположены линии электропередач "Охранная зона сооружения - электросетевой комплекс г. Далматово" (далее - электросетевой комплекс г. Далматово), 45.04.2.58.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 21.01.2016 в„– 45/201/2016-10060 земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26 665 кв. м имеет разрешенное использование - для размещения производственной базы, правообладатель - общество "Агрохимия" (постоянное (бессрочное) пользование), что подтверждается свидетельством от 22.06.1992 в„– КН-04-01105, имеются ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничения в использовании объектов недвижимости в границах охранной зоны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 в„– 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", 45.04.2.58. Карта (план) от 16.03.2012 в„– ПД 1265.
Администрация письмом от 16.12.2015 в„– И-363з отказала обществу "Агрохимия" в применении льготных условий при определении выкупной цены земельного участка в размере 2,5% от кадастровой стоимости, указав, что разрешенным использованием испрашиваемого земельного участка является "для размещения производственной базы", на земельном участке отсутствуют линейные объекты заявителя.
Общество "Агрохимия", полагая, что отказ Администрации является незаконным и нарушающим права заявителя в переоформлении права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 на льготных условиях, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель имеет право на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене, поскольку право на приватизацию реализуется обществом в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположены объекты энергетики.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По смыслу разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в„– 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в„– 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пп. 7 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 3 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пп. 1 и 2 ст. 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с пп. 3 п. 2 Порядка от 24.02.2015 в„– 34 продажа земельных участков, находящихся в собственности Курганской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Курганской области, предоставляемых без проведения торгов, осуществляется по цене, определяемой в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка юридическим лицам при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на период до 1 января 2016 года.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что право на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене - два с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, имеет обладатель права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, обратившийся с заявлением о переоформлении права до 01.07.2012. Учитывая, что заявитель обратился в орган местного самоуправления 18.11.2015, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что общество "Агрохимия", как обладатель права постоянного (бессрочного) пользования участком, не имеет права на льготную приватизацию земельного участка.
В п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения общества "Агрохимия" с заявлением от 18.11.2015) предусмотрено, что юридические лица могут до 1 января 2016 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность по льготной цене.
Кроме того, исходя из положений пп. 6 п. 2 ст. 39.3, пп. 2 п. 8 ст. 39.8, ст. 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации, под размещение линейных объектов земельным законодательством предусматривается предоставление земельных участков в собственность, в аренду на срок до сорока девяти лет, а также установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в пользу собственников данных линейных объектов.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В развитие данного принципа п. 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу, а также предусматривается отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, вместе с земельным участком.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции верно указал, что использование земельного участка на вещном или обязательственном праве обусловлено целью его предоставления, назначением земельного участка, волей сторон по определению условий его использования, в связи с чем, правом на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), обладают лишь собственники таких линейных объектов. Вместе с тем, такое толкование норм права направлено на ограничение применения льготной цены для приобретения в собственность земельных участков, по которым проходят линейные объекты, в отсутствие вещных прав на данные объекты и соответствующих обязательств по их эксплуатации и поддержанию в надлежащем состоянии.
Принимая во внимание особый характер линейных объектов, рассматриваемое положение, касающееся установления арендной платы на год в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, по существу представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 в„– 12404/09.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 площадью 26 665 кв. м имеет разрешенное использование - для размещения производственной базы.
Судами также установлено, что на данном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу "Агрохимия", при этом доказательства того, что указанные объекты являются линейными объектами и что земельный участок с кадастровым номером 45:04:030102:27 используется им для целей эксплуатации таких объектов, в материалах дела отсутствуют.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе отказ Администрации, выраженный в письме от 16.12.2015 в„– И-363з, кадастровый паспорт земельного участка от 21.01.2016 в„– 45/201/2016-10060, свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования от 22.06.1992 в„– КН-04-01 105, принимая во внимание, что доказательства принадлежности электросетевого комплекса г. Далматово (линейного объекта) на вещном праве обществу "Агрохимия" заявителем не представлены, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у общества "Агрохимия" правовых оснований для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования по льготной цене.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, установив, что оспариваемый отказ Администрации соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно отменил решение суда первой инстанции, отказав обществу "Агрохимия в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя, изложенный в кассационной жалобе, о том, что в кадастровом паспорте земельного участка имеется отметка об ограничении прав на земельный участок, в связи с установлением охранных зон объектов электросетевого хозяйства, что является основанием для выкупа земельного участка по льготной цене, отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права. Общество "Агрохимия" не представило доказательств того, что является собственником линий электропередач, в связи с чем, право на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по льготной цене для него не предусмотрено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом апелляционной инстанции по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 по делу в„– А34-121/2016 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрохимия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
М.В.ТОРОПОВА
А.А.СТОЛЯРОВ


------------------------------------------------------------------