Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.10.2016 N Ф09-8606/16 по делу N А47-8783/2015
Требование: О взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Обстоятельства: Поставщик указал, что абонентом спорная плата не внесена.
Решение: Требование удовлетворено, так как указанные нарушения договора ресурсоснабжения и нормативных актов подтверждены, плата за соответствующие действия не внесена, акты отбора проб сточных вод подписаны представителями поставщика и абонента, результаты исследования сточных вод путем представления результата анализа параллельных проб не опровергнуты.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2016 г. в„– Ф09-8606/16

Дело в„– А47-8783/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А.Д.,
судей Сирота Е.Г., Вербенко Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тумановой А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Желдорреммаш" (далее - общество "Желдорреммаш") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2016 по делу в„– А47-8783/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество "Оренбург Водоканал") - Иванова С.А. (доверенность от 12.11.2015), Ефанова И.К. (доверенность от 11.01.2016), Нестеренко Ю.А. (доверенность от 11.01.2016);
общества "Желдорреммаш" - Антонов С.В. (доверенность от 12.09.2016), Харламова Т.Н. (доверенность от 06.06.2016).

Общество "Оренбург Водоканал" обратилось в суд с исковым заявлением к обществу "Желдорреммаш" о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций за период с января 2014 года по май 2015 года в размере 25 767 990 руб. 18 коп., платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января по март 2015 года в сумме 4 514 158 руб. 07 коп. (с учетом уточнений исковых требований, заявленных истцом и принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 26.02.2016 (судья Третьяков Н.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 (судьи Мальцева Т.В., Деева Г.А., Ширяева Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
Общество "Желдорреммаш" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела.
В обоснование изложенных в кассационной жалобе доводов заявитель указывает на то, что истцом при отборе проб не соблюдался объем, необходимый для проведения анализов, согласно действующим нормативным актам, а также требования к подготовке посуды под размещение проб.
По мнению кассатора, акты отбора проб и протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод не могут являться надлежащими доказательствами, достоверно подтверждающими факт превышения ответчиком ПДК загрязняющих веществ в сточных водах в количестве, отраженном в документах, поскольку со стороны истца допущено нарушение методик отбора, порядка отбора, предусмотренного п. 7.11, 9.1, 9.2, 10.2 Методических указаний по отбору проб для анализа сточных вод ПНД Ф 12.15.1-08 2008 г., п. 30, 31 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 в„– 525, требований, установленных Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", что влечет недостоверность результатов.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оренбург Водоканал" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.06.2013 между истцом (поставщик) и ответчиком (абонент) заключен договор ресурсоснабжения в„– 3835/70-р на обеспечение водой и водоотведение.
Согласно условиям данного договора поставщик обязуется отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент обязуется оплачивать поставщику отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями договора.
Пунктом 10.2 договора срок его действия установлен до 30.06.2014.
В соответствии с пунктом 5.2 договора сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденных распоряжением главы г. Оренбурга от 27.08.1999 в„– 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Оренбурга" (далее - Распоряжение в„– 3404-р), либо временно согласованные в дополнительном соглашении к названному договору нормы допустимых концентраций - при их наличии.
Согласно пункту 2.1.5 договора поставщик имеет право систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых в систему канализации, путем отбора проб. Отбор проб может быть произведен в любое время суток, в присутствии представителя абонента.
В силу пункта 3.1.3 договора от 10.06.2013 в„– 3835/70-р на абоненте лежит обязанность по оформлению и согласованию с поставщиком актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сетями поставщика и абонента.
Согласно пункту 3.2.8 договора при отборе представителем поставщика контрольной пробы абонент имеет право одновременно с этим и в присутствии представителя поставщика отобрать арбитражную (параллельную) пробу и направить ее для анализа в независимую лабораторию, аккредитованную в установленном порядке для выполнения арбитражных анализов по контролируемым поставщиком загрязнениям.
В пункте 5.1 договора указано, что за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации поставщика с абонента взимается повышенная плата.
Сумма платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 в„– 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов").
Истцом и ответчиком в 2013 году согласованы контрольно-канализационные колодцы (ККК) на объекте ответчика, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. Ткачева, д. 8, предназначенные для отбора проб сточных вод, согласно акту разграничения балансовой принадлежности и схеме месторасположения контрольных канализационных колодцев.
В целях осуществления контроля качества сточных вод обществом "Оренбург Водоканал" 29.01.2014, 10.04.2014 в присутствии представителей общества "Желдорреммаш" произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации из ККК, по объекту ответчика, расположенному по адресу: г. Оренбург, ул. Ткачева, д. 8, о чем составлены акты отбора проб сточных вод от 29.01.2014 в„– 56/01 (пробы в„– 83, 84, 85), от 29.01.2014 в„– 57/01 (пробы в„– 86, 87), от 10.04.2014 в„– 35/04 (пробы в„– 347, 348, 349), от 10.04.2014 в„– 36/04 (пробы в„– 350, 351).
По результатам исследования отобранных проб лабораторией истца составлены протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод от 03.02.2014 в„– 83, 84, 85, 86, 87, от 30.04.2014 в„– 480, 481, 482, 483, 484.
При этом в результате проведенного анализа отобранных проб сточных вод выявлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 в„– 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", в связи с чем истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.01.2014 по 31.03.2014 и с 01.04.2014 по 30.06.2014, согласно которому за указанные периоды плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций составляет 9 282 885,36 руб., в том числе за период с 01.01.2014 по 31.03.2014 - 4 540 845,79 руб., за период с 01.04.2014 по 30.06.2014 - 4 742 039,57 руб. На указанные суммы ответчику выставлены счета от 10.04.2015 в„– 433 и от 10.04.2015 в„– 434.
Между истцом (поставщик) и ответчиком (абонент) 11.06.2014 заключен договор в„– 3835/70-р холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно условиям данного договора организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором.
Организация ВКХ обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены указанным договором, соблюдать в соответствии с данным договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Подпунктом "д" пункта 13 договора водоснабжения предусмотрено право истца взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Подпунктом "д" пункта 15 договора водоснабжения предусмотрено право ответчика осуществлять в целях контроля качества холодной воды, состава и свойств сточных вод отбор проб холодной воды и сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб холодной воды и сточных вод, осуществляемом организацией ВКХ.
Пунктами 28, 29 договора от 11.06.2014 в„– 3835/70-р предусмотрено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 в„– 525.
Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 в„– 525.
Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод в местах отбора проб воды, сточных вод приведены в приложении в„– 5, которым согласована и схема расположения контрольных канализационных колодцев (ККК) на объекте ответчика, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Ткачева, д. 8.
Представителями общества "Оренбург Водоканал" 17.07.2014, 30.10.2014 в присутствии представителей общества "Желдорреммаш" произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации из ККК, по объекту ответчика, расположенному по адресу: г. Оренбург, ул. Ткачева, д. 8, о чем составлены акты отбора проб сточных вод от 17.07.2014 в„– 51/07 (пробы в„– 695, 696, 697), от 17.07.2014 в„– 52/07 (пробы в„– 698, 699), от 30.10.2014 в„– 80/10 (пробы в„– 1070, 1071, 1072), от 30.10.2014 в„– 81/10 (пробы в„– 1073, 1074).
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", пробы в течение двух часов доставлены в лабораторию. Акты отбора проб подписаны представителями общества "Оренбург Водоканал" и общества "Желдорреммаш" без указания каких-либо замечаний, кроме того, в актах имеется подпись представителя лаборатории общества "Оренбург Водоканал", принявшего пробы для проведения анализа.
При проведении отбора проб 17.07.2014 и 30.10.2014 присутствовал также представитель ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Оренбургской области". В примечаниях к актам отбора проб указано, что были отобраны также параллельные пробы.
По результатам исследования отобранных проб составлены протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод от 22.07.2014 в„– 783, 784, 785, 786, 787, от 05.11.2014 в„– 1156, 1157, 1158, 1159, 1160.
На основании анализа вышеперечисленных проб сточных вод истцом установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 в„– 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", в связи с чем истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.07.2014 по 30.09.2014 и с 01.10.2014 по 31.12.2014, согласно которому за указанные периоды плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций составляет 8 543 326,19 руб., в том числе за период с 01.07.2014 по 30.09.2014 - 4 151 945,11 руб., за период с 01.10.2014 по 31.12.2014 - 4 391 381 руб. 08 коп. На указанные суммы ответчику выставлены счета от 10.04.2015 в„– 435 и от 10.04.2015 в„– 436.
Представителями общества "Оренбург Водоканал" также 28.01.2015, 22.04.2015 в присутствии представителей общества "Желдорреммаш" произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации из ККК, по объекту ответчика, расположенному по адресу: г. Оренбург, ул. Ткачева, д. 8, о чем составлены акты отбора проб сточных вод от 28.01.2015 в„– 63/01 (пробы в„– 77, 78, 79), от 28.01.2015 в„– 64/04 (пробы в„– 80, 81), от 22.04.2015 в„– 74/04 (пробы Nв„– 1, 2, 3), от 22.04.2015 в„– 75/04 (пробы в„– 4, 5), подписанные представителями истца и ответчика, по результатам исследования отобранных проб (28.01.2015) были составлены протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод от 03.02.2015 в„– 77, 78, 79, 80, 81. Представителем общества "Желдорреммаш" в актах от 28.01.2015, 22.04.2015 указано на то, что проба направлена в лабораторию без сопровождения абонента.
При этом в результате анализа указанных проб установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 в„– 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", в связи с чем истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.01.2015 по 28.02.2015; с 01.03.2015 по 31.03.2015; с 01.04.2015 по 31.05.2015, согласно которому за указанные периоды плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточные воды с превышением нормативов допустимых концентраций составляет 7 941 778 руб. 63 коп., в том числе за период с 01.01.2015 по 28.02.2015 - 3 276 043 руб. 83 коп., за период с 01.03.2015 по 31.03.2015 - 1 817 665 руб. 11 коп., за период с 01.04.2015 по 31.05.2015 - 2 848 069 руб. 69 коп.
На указанные суммы ответчику выставлены счета-фактуры от 28.02.2015 в„– 2442 на сумму 3 276 043 руб. 83 коп., от 31.03.2015 в„– 4739 на сумму 1 817 665 руб. 11 коп., от 31.05.2015 в„– 8746 на сумму 2 848 069 руб. 69 коп.
Кроме того, истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января по март 2015 года в сумме 4 514 158 руб. 07 коп., предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации" (далее - Правила в„– 644), на основании вышеуказанных анализов проб сточных вод, согласно которым было установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил в„– 644.
Обществом "Оренбург Водоканал" произведен расчет платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 123 Правил в„– 644 за период с января по март 2015 года в размере 4 514 158 руб. 07 коп. и выставлены счета-фактуры на оплату от 28.02.2015 в„– 2423 на сумму 2 903 302 руб. 85 коп. (за период с января по февраль 2015 года), от 31.03.2015 в„– 4769 на сумму 1 610 855 руб. 22 коп. (за март 2015 года), которые ответчиком в добровольном порядке не оплачены.
В материалы дела истцом также представлены акты, фиксирующие показания приборов учета воды, потребленной ответчиком за период с января 2014 года по март 2015 года.
Ссылаясь на неисполнение обществом "Желдорреммаш" обязательств по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ и негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности обществом "Оренбург Водоканал" факта сверхнормативного сброса ответчиком загрязняющих веществ в сточные воды, а также негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и ненадлежащего исполнения последним обязательств по внесению платы за соответствующие действия. При этом факт превышения нормативов загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации, подтверждается актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации, подписанными представителями истца, ответчика, а также присутствовавшими при отборе проб представителями иных организаций, и протоколами результатов количественного химического анализа сточных вод.
Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Требованиями действующего законодательства и условиями спорных договоров предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.
В соответствии с пунктом 23.1 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 в„– 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, при расчете платы учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Пунктом 25 распоряжения главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 в„– 498-р предусмотрена плата за сброс загрязняющих веществ - запрещенных и не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт залпового сброса, то есть плата по данным пунктам дифференцирована по виду загрязняющих веществ: установленных в составе допустимых (п. 23 - 24) и запрещенных, не согласованных (в том числе, залповый сброс).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 в„– 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации (далее - Правила в„– 644).
В силу подп. "и" пункта 35 Правил в„– 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подп. "в", "г" пункта 36 Правил в„– 644).
Абонент, в свою очередь, имеет право принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе осуществлять параллельный отбор проб (подп. "б" п. 37 Правил в„– 644).
Пунктом 114 Правил в„– 644 установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением в„– 3.
В соответствии с пунктом 118 Правил в„– 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Согласно пунктам 63, 64, 65, 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 в„– 167 (далее - Правила в„– 167), в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.
Абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам. Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу п. 66 Правил в„– 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
С учетом изложенного факт сброса сточных вод обществом "Желдорреммаш" с превышением содержания загрязняющих веществ должен быть подтвержден актами отбора проб сточных вод, отобранных в контрольно-канализационных колодцах, подписанными представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности акты отбора проб сточных вод и протоколы результатов анализа сточных вод, суды первой и апелляционной инстанций установили факт сброса ответчиком в систему канализации сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения в отобранных пробах, в связи с чем пришли к правильному выводу о доказанности превышения обществом "Желдорреммаш" нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации и требования истца о взыскании с ответчика 30 282 148 руб. 25 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Расчет платы судом проверен и признан верным. Арифметический расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Довод о нарушении обществом "Оренбург Водоканал" порядка отбора проб и норм действующего законодательства судом кассационной инстанции отклоняется.
Судами установлено, что отбор сточных вод произведен в соответствии с регламентирующими документами: ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб", Методическими указаниями по отбору проб для анализа сточных вод ПНД Ф 12.15.1-08.
Усредненные по времени пробы получают смешением простых (разовых) проб, отобранных в одном и том же месте через равные промежутки времени. Усредненные по сечению пробы получают смешением простых проб, отобранных одновременно с разных глубин поперечного сечения потока на одной или нескольких вертикалях.
Усредненные по объему пробы получают смешением простых проб, отобранных в различных местах, или смешением различных объемов воды, пропорциональных расходу и отобранных через определенные промежутки времени.
В силу пункта 5.2 ПНД Ф 12.15.1-08 усреднению не подлежат пробы, предназначенные для определения веществ (показателей), содержание (величины) которых изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (pH, растворенные газы), а также пробы нефтепродуктов, масел и т.п.
Пунктом 5.3 ПНД Ф 12.15.1-08 предусмотрено, что для целей контроля соблюдения нормативов/лимитов, установленных в виде концентрации, отбираются простые пробы.
В соответствии с пунктом 7.7. ПНД Ф 12.15.1-08 для получения одной пробы, отражающей состав и свойства воды в данной точке отбора, допускается неоднократно отбирать пробу в этой точке отбора за максимально короткий период времени.
Какие-либо доказательства того, что отбор проб проводился многократным (10 и более раз) длящимся зачерпыванием воды, а также того, что для отбора проб использовались загрязненные пробоотборники, ответчиком не представлены.
В соответствии с п. 65 Правил в„– 167, действовавшим в период отбора проб и по настоящий момент в данной части, контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Из пункта 68 Правил в„– 167 следует, что допустимым доказательством, опровергающим результаты анализа проб сточных вод, произведенных водоканалом, является результат анализа параллельной пробы, проведенного в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории).
Вместе с тем судами принято во внимание, что ответчиком проводился отбор параллельных проб.
Поскольку результаты исследования отобранных арбитражных проб ответчиком в адрес истца не были представлены, при расчете платы за превышение допустимых концентраций обществом "Оренбург Водоканал" были использованы результаты исследования анализов, проведенных в лаборатории истца по результатам отбора проб 22.04.2015.
Поскольку общество "Желдорреммаш" не воспользовалось своим правом на опровержение результатов исследования сточных вод путем представления результата анализа параллельной пробы, доказательств, опровергающих результаты исследования истца, ответчиком не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды первой и апелляционной инстанций признали акты отбора проб, имеющиеся в материалах дела, достаточными доказательствами факта сброса сточных вод ответчиком с превышением норм допустимых концентраций загрязняющих веществ.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены исковые требования о взыскании платы за сброс сточных вод в систему канализации с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах за период с января 2014 года по май 2015 года в размере 25 767 990 руб. 18 коп., а также о взыскании платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения за период с января по март 2015 года в сумме 4 514 158 руб. 07 коп.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой представленных в материалы дела доказательств и обстоятельств, которые установлены судебной инстанцией.
Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции являются нарушение норм материального или процессуального права, а также несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся доказательствам.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее.
Вместе с тем доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов, поскольку заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2016 по делу в„– А47-8783/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Желдорреммаш" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Д.ТИМОФЕЕВА

Судьи
Е.Г.СИРОТА
Т.Л.ВЕРБЕНКО


------------------------------------------------------------------