По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2016 N Ф09-8777/16 по делу N А50-28739/2015
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа в сфере управления государственным имуществом, выразившегося в неисключении из реестра федерального имущества сведений о нежилом помещении, об обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Казенное предприятие указало, что право собственности на спорное помещение зарегистрировано за третьими лицами, собственностью РФ оно не является.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтверждена регистрация права собственности на спорный объект за физическими лицами, оснований для отказа в исключении указанного помещения из реестра федерального имущества не имелось.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2016 г. в„– Ф09-8777/16
Дело в„– А50-28739/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Столярова А.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.02.2016 по делу в„– А50-28739/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод" (далее - предприятие "Пермский пороховой завод", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в неисключении из реестра федерального имущества сведений в отношении нежилого помещения общей площадью 178,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 15 (РНФИ П13260003470), и возложить на территориальное управление обязанность исключить из реестра федерального имущества сведения в отношении указанного нежилого помещения (с учетом принятых судом уточнений исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 24.02.2016 (судья Вшивкова О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 (судьи Виноградова Л.Ф., Макаров Т.В., Полякова М.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов кассационной жалобы территориальное управление указывает, что учет спорных объектов в реестре федерального имущества не влечет возникновение, изменение или прекращение каких-либо вещных прав заявителя в отношении спорных объектов, и, соответственно, не нарушает его прав и законных интересов. Кроме того территориальное управление отмечает, что в документах, представленных предприятием "Пермский пороховой завод" с заявлением, запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно приложению в„– 3 к Положению об учете федерального имущества, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 в„– 447, отсутствовала, а также нарушен срок для направления сведений о прекращении указанного права. По мнению территориального управления, спорное имущество является федеральной собственностью, поэтому собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Следовательно, принимая решение об отказе в исключении из реестра федерального имущества сведений о спорном нежилом помещении, территориальное управление осуществляло полномочия собственника и в соответствии с действующим законодательством оценивало законность отчуждения указанного федерального имущества.
Предприятие "Пермский пороховой завод" направило письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором указало, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, пунктом 1 устава предприятия "Пермский пороховой завод", оно основано на праве оперативного управления и образовано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2006 в„– 1275-р путем изменения вида федерального государственного унитарного предприятия "Пермский завод имени С.М. Кирова".
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Пермской области от 14.02.2000 в„– 258-р "О закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП Пермский завод имени С.М. Кирова" за федеральным унитарным предприятием "Пермский завод имени С.М. Кирова" закреплено имущество, являющееся федеральным согласно перечню (приложение к распоряжению) и балансу по состоянию на 01.10.1999 на праве хозяйственного ведения.
В приложении к названному распоряжению, содержащему перечень основных фондов, передаваемых на праве хозяйственного ведения ФГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова" на 01.10.1999, значится жилой дом по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 15.
В техническом паспорте домовладения по адресу: ул. Кировоградская, 15, составленном по состоянию на 07.08.2001, в качестве субъекта права указано ФГУП "Пермский завод имени С.М. Кирова" на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом администрации Пермской области от 14.02.2000 в„– 258-р.
В целях исполнения сводного исполнительного производства в отношении ФГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова" по акту описи и ареста имущества от 13.11.2002 наложен арест на имущество должника, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения - встроенное нежилое помещение на первом этаже 3-этажного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 15, площадью 245 кв. м.
Постановлением Межтерриториального подразделения по взысканию налоговых платежей и исполнению особо важных исполнительных производств службы судебных приставов в„– 48 Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу от 21.08.2003 в„– 29/6 снят арест с нежилого помещения общей площадью 179,8 кв. м, расположенного 3-этажного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 15, принадлежащего на праве хозяйственного ведения ФГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова", в связи с его передачей взыскателю открытому акционерному обществу "Пермэнерго" в счет погашения долга.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 в„– 128-р Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с администрацией города Перми предписано обеспечить в установленном порядке передачу федеральным государственным унитарным предприятием "Пермский завод имени С.М. Кирова" объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, расположенных в г. Перми, относящихся к федеральной собственности и находящихся в хозяйственном ведении указанного предприятия.
Во исполнение указанного акта издано распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 27.02.2004 в„– 861-р об оформлении Территориальным управлением Минимущества России по Пермской области в установленном порядке безвозмездной передачи в муниципальную собственность г. Перми названных объектов, а также о предоставлении ФГУП "Пермский завод имени С.М. Кирова" в Территориальное управление Минимущества России по Пермской области необходимых документов для внесения изменений в реестр федерального имущества.
Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пермской области от 02.04.2004 в„– 133-р ФГУП "Пермский завод им. С.М. Кирова" предписано передать в муниципальную собственность г. Перми объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в хозяйственном ведении, согласно приложению. В данном приложении значится, в том числе, жилой дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, д. 15.
По акту приема-передачи здания (сооружения) от 10.11.2004 муниципальное учреждение "Жилищная служба" Кировского района г. Перми передан объект - жилой дом (без учета нежилых помещений площадью 784,5 кв. м), находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, д. 15.
Из пояснений заявителя следует, что нежилому помещению общей площадью 784,5 кв. м присвоен РНФИ В13260000996. После исключения данного нежилого помещения из реестра в связи с разделом на 5 помещений одному из них - нежилому помещению общей площадью 178,4 кв. м, присвоен РНФИ П1320003470.
Из представленной в материалы дела предприятием "Пермский пороховой завод" бухгалтерской справки о балансовой стоимости имущества от 06.11.2015 в„– 03-495, следует, что по состоянию на 30.09.2015 по данным бухгалтерского учета на балансе предприятия в составе объектов основных средств числится нежилое помещение площадью 178,4 кв. м, 1953 года ввода в эксплуатацию, находящееся по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Кировоградская, 15.
Предприятие "Пермский пороховой завод" 20.08.2015 обратился в территориальное управление с заявлением об исключении из реестра федерального имущества сведений в отношении нежилого помещения общей площадью 178,4 кв. м, расположенного на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 15, РНФИ П13260003470, в обоснование которого оно сослалось на то, что право собственности на данное помещение зарегистрировано за третьими лицами, собственностью Российской Федерации не является.
Письмом от 24.09.2015 в„– 12-16-6402 территориальное управление сообщило заявителю об отказе в исключении сведений из реестра федерального имущества, в обоснование которого указало, что, по данным информации государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нежилое помещение находится в собственности физического лица, государственная регистрация прав собственности Российской Федерации и оперативного управления предприятия "Пермский пороховой завод" на нежилое помещение не была осуществлена.
Полагая, что бездействие территориального управления, выразившееся в неисключении из реестра федерального имущества сведений в отношении нежилого помещения, является незаконным и нарушает права предприятия "Пермский пороховой завод", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Кроме того, в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Согласно пункту 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 в„– 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с названным Положением.
Учет федерального имущества на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 в„– 447 (далее Положение об учете федерального имущества).
Согласно пункту 3 Положения об учете федерального имущества (в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя к заинтересованному лицу с заявлением об исключении объекта из реестра федеральной собственности) к числу объектов учета относится, в том числе, расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое федеральное имущество (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Пунктом 31 Положения об учете федерального имущества установлено, что при изменении сведений об объекте учета и (или) о лицах, обладающих сведениями о нем, в том числе в случае прекращения соответствующего вещного права (кроме права собственности) на объект учета, принадлежавший правообладателю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 3-недельный срок со дня получения документов, подтверждающих указанные изменения:
а) регистрирует поступившие документы, вносит соответствующую запись в журнал учета документов и проводит их экспертизу;
б) формирует записи об изменениях сведений по форме, предусмотренной в приложении в„– 2 к настоящему Положению, и надлежащим образом заверяет их, если по результатам экспертизы установлены подлинность и полнота поступивших документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
в) исключает из карт сведений об объекте учета изменившиеся сведения, вносит в них изменения и помещает записи в соответствующие подразделы реестра, а поступившие документы - в дело.
Согласно пункту 32 Положения об учете федерального имущества после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 3-недельный срок со дня получения документа, подтверждающего прекращение либо государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество:
а) регистрирует поступивший документ, вносит соответствующую запись в журнал учета документов и проводит экспертизу поступившего документа;
б) формирует запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, для исключения сведений из соответствующей карты сведений об объекте учета по форме, предусмотренной в приложении в„– 3 к настоящему Положению, и надлежащим образом заверяет ее, если по результатам экспертизы установлена подлинность поступившего документа. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то запись формируется по каждой из них;
в) исключает все сведения из соответствующих карт сведений об объекте учета и помещает записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, в соответствующие подразделы реестра, а поступивший документ - в дело.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Как следует из п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), государственный кадастр недвижимости, является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе.
Пунктом 5 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в соответствии с этим законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В пункте 2 Положения об учете федерального имущества закреплено, что "реестр федерального имущества" - федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.
Как установлено судами, согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастра недвижимости, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 59:01:1713001:613, площадью 181 кв. м, расположенного на первом этаже здания по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 15, 02 сентября 2003 года, 16 марта 2005 года и 23 ноября 2007 года зарегистрированы права собственности за физическими лицами, не привлеченными к участию в деле (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.09.2015, кадастровый паспорт помещения от 25.02.2015).
Между тем, согласно данным реестра федерального имущества, на сегодняшний день в нем содержатся сведения о том, что под РНФИ П13260003470 от 29.12.2014 в данный реестр внесены сведения о нежилом помещении общей площадью 178,4 кв. м, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская, 15, правообладателем которого является предприятие "Пермский пороховой завод" (распечатки с сайта http://esugi.rosim.ru/ реестра федерального имущества).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что заявителем представлены надлежащие и достаточные документы, подтверждающие переход права собственности на спорный объект к физическим лицам, не привлеченным к участию в деле, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у заинтересованного лица не имелось оснований для отказа в исключении нежилого помещения из реестра федерального имущества.
Учитывая данные обстоятельства, суды, правомерно удовлетворили требования предприятия "Пермский пороховой завод", признав незаконным бездействие территориального управления, выразившегося в уклонении от совершения действий по исключению из реестра федерального имущества записи о спорном объекте.
Доводы территориального управления отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которых у суда кассационной инстанции не имеется. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу требований ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.02.2016 по делу в„– А50-28739/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
Е.А.ПЛАТОНОВА
------------------------------------------------------------------