По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2016 N Ф09-8991/16 по делу N А50-545/2016
Требование: О признании незаконными действий пристава, выразившихся в приостановлении расходных операций по лицевым счетам, отказе от направления исполнительных документов в соответствующий отдел службы судебных приставов.
Обстоятельства: Судебным актом с субсидиарного должника взыскан долг по оплате коммунальных услуг, требования исполнительных листов своевременно не исполнены.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как наличие спорной задолженности подтверждено, исполнительные производства в отношении основного должника окончены в связи с отсутствием у последнего имущества, оснований для направления исполнительных документов каким-либо иным лицам или организациям не установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. в„– Ф09-8991/16
Дело в„– А50-545/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кравцовой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Пермского края от 31.03.2016 по делу в„– А50-545/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - Управление) - Пермяков М.А. (доверенность от 11.02.2016 в„– 56-11-09/18-18-2567), Поповникова Р.З. (доверенность от 11.02.2016 в„– 56-11-09/18-18-2560), Архипова В.И. (доверенность от 05.02.2016 в„– 56-11-09/18-18-2256).
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решений о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации, признании незаконным бездействия по отказу от направления исполнительных документов АС в„– 000349134, АС в„– 000348869 в Отдел судебных приставов по г. Губахе и г. Гремячинску (далее - ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску), обязании Управления направить названные исполнительные документы в ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - предприятие, взыскатель), Муниципальное бюджетное учреждение "Северо-Углеуральская Управляющая компания".
Определением суда от 16.03.2016 по заявлению Администрации произведена замена третьего лица Муниципального бюджетного учреждения "Северо-Углеуральская Управляющая компания" на его правопреемника Муниципальное бюджетное учреждение "Управление городского хозяйства" (далее - учреждение, должник).
Решением суда первой инстанции от 31.03.2016 (судья Герасименко Т.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 (судьи Васева Е.Е., Васильева Е.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что отказ Управления от возврата исполнительных листов в ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску нарушает установленный ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок взыскания долга, фактически освобождает основного должника от исполнения возложенных на него судом обязанностей и искусственно создает формальные основания для применения принудительных мер в форме приостановления операций по лицевому счету в отношении субсидиарного должника.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Пермского края по результатам рассмотрения дел в„– А50-23437/2012 и в„– А50-23436/2012 выданы исполнительные листы от 28.05.2013 АС в„– 000348869 и от 07.06.2013 АС в„– 000349134, соответственно.
Исполнительный лист АС в„– 000348869 от 28.05.2013 по делу в„– А50-23437/2012 выдан на взыскание с учреждения в пользу предприятия задолженности в сумме 1 904 038 руб. 01 коп. При этом в исполнительном листе содержится указание, что при недостаточности средств у учреждения взыскание подлежит с Муниципального образования городской округ "Город Губаха" в лице Администрации.
Исполнительный лист от 07.06.2013 АС в„– 000349134 выдан на взыскание с учреждения в пользу предприятия задолженности за тепловую энергию за период с октября 2010 года по июнь 2011 года в сумме 5 377 383 руб. 05 коп. При недостаточности средств у учреждения взыскание подлежит с Муниципального образования городской округ "Город Губаха" за счет казны Муниципального образования городской округ "Город Губаха" в лице Администрации в порядке субсидиарной ответственности.
Названные исполнительные листы 26.02.2014 предъявлены взыскателем в отдел в„– 8 Управления по месту обслуживания лицевых счетов, открытых основному должнику.
Уведомлениями отдела в„– 8 Управления от 28.02.2014 основной должник - учреждение поставлен в известность о поступлении исполнительных документов.
Взыскатель 27.05.2014 проинформирован Управлением о неисполнении должником требований исполнительных документов. В связи с отсутствием более трех месяцев на лицевых счетах должника денежных средств для исполнения исполнительных документов и неисполнением должником содержащихся в них требований, учреждению сообщено о возможности отзыва исполнительных документов и предъявления их в подразделение службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон в„– 229-ФЗ) для обращения взыскания на имущество должника.
На основании заявлений взыскателя от 09.06.2014 об отзыве исполнительных документов, названные исполнительные листы были направлены с уведомлениями о возврате исполнительного документа от 10.06.2014.
В связи с предъявлением исполнительного листа по делу в„– А50-23436/2012 (АС в„– 000349134) в ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску постановлением судебного пристава-исполнителя от 03.02.2015 в отношении основного должника было возбуждено исполнительное производство в„– 2137/15/59016-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.01.2015 возбуждено исполнительное производство в„– 1785/15/59016-ИП в связи с предъявлением исполнительного листа по делу в„– А50-23437/2012 (АС в„– 000348869).
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 11.09.2015 исполнительные производства окончены в связи с отсутствием у основного должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, исполнительные листы возвращены взыскателю.
После окончания судебным приставом-исполнителем исполнительных производств и возврата исполнительных документов взыскателю 06.10.2015 они были предъявлены им в Управление по месту обслуживания лицевого счета, открытого Администрации для взыскания денежных средств с субсидиарного должника, о поступлении исполнительных документов Администрация уведомлена Управлением путем направления уведомлений от 08.10.2015.
Судебным приставом-исполнителем 15.12.2015 в связи с установлением факта неправомерного окончания 11.09.2015 исполнительных производств в отношении основного должника вынесены постановления об отмене постановлений об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительным производствам.
Администрация обратилась в Управление с письменным запросом от 15.12.2015 о возврате исполнительных листов взыскателю либо направлению их в ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску для дальнейшего исполнения в установленном законом порядке.
Управление 23.12.2015 сообщило Администрации о невозможности прекращения исполнения исполнительных документов по мотиву отсутствия законных оснований и полномочий на совершение требуемых Администрацией действий.
Письмом от 13.01.2016 Управление проинформировало судебного пристава-исполнителя о невозможности направления исполнительных документов.
В связи с неисполнением Администрацией исполнительных документов в течение трех месяцев со дня их поступления в орган Федерального казначейства операции по расходованию средств на всех лицевых счетах, открытых ей в данном органе как получателю средств местного бюджета (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) приостановлены до момента устранения нарушения, о чем уведомлениями Управления от 12.01.2016 в„– 56-07-09/28-38-125 (в отношении исполнительного листа АС в„– 000348869) и в„– 56-07-09/28-38-128 (в отношении исполнительного листа АС в„– 000349134) Администрация поставлена в известность.
Полагая, что действия Управления, выразившиеся в принятии решений о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации, а также бездействие по отказу от направления исполнительных документов АС в„– 000349134, АС в„– 000348869 в ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску являются незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суды, сделав вывод о соответствии действий Управления требованиям действующего законодательства, отсутствия противоправного бездействия, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с п. 11 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 в„– 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон в„– 83-ФЗ) в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока. В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
На основании ч. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета установлен ч. 9 ст. 242.5 БК РФ, в соответствии с которой в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном БК РФ.
В силу ч. 7 ст. 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что после окончания судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Губахе и г. Гремячинску 11.09.2015 исполнительных производств в„– 1785/15/59016-ИП и в„– 2137/15/59016-ИП и возврата исполнительных документов взыскателю исполнительные листы предъявлены взыскателем 06.10.2015 в отдел в„– 8 Управления по месту обслуживания лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого Администрации, для их исполнения в порядке, установленном ч. 9 ст. 242.5 БК РФ, путем взыскания денежных средств с субсидиарного должника.
Неисполнение Администрацией в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в Управление, явилось основанием, предусмотренным ч. 7 ст. 242.5 БК РФ, для приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах.
Статьей 242.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов (в рассматриваемом случае, УФК по Пермскому краю), финансовый орган может возвратить принятый к исполнению исполнительный документ. При этом положения указанной статьи допускают возврат таких документов по обозначенным в ней основаниям взыскателю либо в суд.
Суды, проанализировав материалы дела, с учетом ст. 242.1 БК РФ, верно указали, что у Управления, принявшему поступившие 06.10.2015 от взыскателя исполнительные документы для взыскания денежных средств с субсидиарного должника при наличии законных на то оснований, в связи с окончанием исполнительных производств в отношении основного должника за отсутствием у последнего имущества, на которое может быть обращено взыскание, правовых оснований по направлению (передаче) принятых к исполнению исполнительных документов каким-либо иным лицам или организациям кроме взыскателя (при наличии соответствующего его волеизъявления) либо суда, в том числе по запросу судебного пристава-исполнителя, не имелось.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых действий Управления.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 31.03.2016 по делу в„– А50-545/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа "Город Губаха" Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Т.П.ЯЩЕНОК
------------------------------------------------------------------