Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.11.2016 N Ф09-9586/16 по делу N А60-58443/2015
Требование: О признании частично недействительным градостроительного плана земельного участка.
Обстоятельства: Собственник участка указал, что план содержит сведения, не соответствующие градостроительному регламенту территориальной зоны.
Решение: Требование удовлетворено, так как основания для установления в плане участка требований к назначению, параметрам и размещению конкретного объекта капитального строительства отсутствовали, градостроительный регламент зоны не содержит таких ограничений; указание в плане на старую документацию не обосновано ввиду неучета построенных позднее объектов и сформированных границ участков; красные линии не могут проходить внутри установленных границ участков собственника.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2016 г. в„– Ф09-9586/16

Дело в„– А60-58443/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Беляевой Н.Г., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Екатеринбурга (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2016 по делу в„– А60-58443/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "РЕНОВА-СтройГруп-ТАУЭР" (далее - ООО "РЕНОВА-СтройГруп-ТАУЭР") - Савицкий П.В. (доверенность от 20.10.2016),
администрации - Мазаев К.Л. (доверенность от 26.02.2016).

ООО "Ренова-Стройгрупп-Тауэр" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании недействительным выданного администрацией градостроительного плана в„– RU66302000-08558 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, дом 8, утвержденного 01.12.2014 заместителем главы администрации С.П. Мяминым, в части указания: в описании местоположении проектируемого объекта на земельном участке: "промышленное предприятие располагается в центральной части земельного участка"; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений по границам существующих объектов капитального строительства; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений в границах существующих объектов капитального строительства; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: "информация об ограничениях в использовании земельного участка и параметры разрешенного строительства изложены в разделе 2"; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: границы зоны влияния строительства 2-ой очереди метро; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: красная линия по улице Шейнкмана по ПДП Центральной части г. Свердловска 1971 г., утвержденного решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232; в пункте 2.1: "проектом детальной планировки Центральной части г. Свердловска, разработанным институтом "Мосгипрогор" в 1971 году, утвержденным решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232 определены следующие виды разрешенного использования земельного участка: промышленное предприятие"; в пункте 2.2 назначение объекта капитального строительства: "объекты капитального строительства промышленного предприятия"; в подпункте 2.2.1 в примечании к графе 7 "размер" и графе 8 "площадь объекта кап. стр-ва" таблицы предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе площадь: "в габаритах существующих объектов капитального строительства"; в подпункте 2.2.2 предельное количество этажей и предельная высота зданий, строений, сооружений: "в габаритах существующих объектов капитального строительства"; в подпункте 2.2.3 максимальный процент застройки в границах земельного участка: "50%"; подпунктов 1 - 11, 13 - 18 пункта 2.2.4 "иные показатели"; в разделе 4 информация о разделении земельного участка: "согласно Проекту детальной планировки Центральной части г. Свердловска, разработанному институтом "Мосгипрогор" в 1971 году, утвержденному решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232, земельный участок неделимый" и обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки, утверждения и выдачи изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, дом 8, в соответствующей части.
Решением суда от 30.03.2016 (судья Гаврюшин О.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным как противоречащий ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план в„– RU66302000-08558 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, дом 8, утвержденный 1 декабря 2014 г. заместителем главы администрации С.П. Мяминым, в части указания: в описании местоположении проектируемого объекта на земельном участке: "промышленное предприятие располагается в центральной части земельного участка"; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений по границам существующих объектов капитального строительства; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений в границах существующих объектов капитального строительства; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: "информация об ограничениях в использовании земельного участка и параметры разрешенного строительства изложены в разделе 2"; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: границы зоны влияния строительства 2-ой очереди метро; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: красная линия по улице Шейнкмана по ПДП Центральной части г. Свердловска 1971 г., утвержденного Решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232; в пункте 2.1: "проектом детальной планировки Центральной части г. Свердловска, разработанным институтом "Мосгипрогор" в 1971 году, утвержденным Решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232 определены следующие виды разрешенного использования земельного участка: промышленное предприятие"; в пункте 2.2 назначение объекта капитального строительства: "объекты капитального строительства промышленного предприятия"; в подпункте 2.2.1 в примечании к графе 7 "размер" и графе 8 "площадь объекта кап. стр-ва" таблицы предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе площадь: "в габаритах существующих объектов капитального строительства"; в подпункте 2.2.2 предельное количество этажей и предельная высота зданий, строений, сооружений: "в габаритах существующих объектов капитального строительства"; в подпункте 2.2.3 максимальный процент застройки в границах земельного участка: "50%"; подпунктов 1 - 11, 13 - 18 пункта 2.2.4 "иные показатели"; в разделе 4 информация о разделении земельного участка: "согласно Проекту детальной планировки Центральной части г. Свердловска, разработанному институтом "Мосгипрогор" в 1971 году, утвержденному Решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232, земельный участок неделимый".
Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "РЕНОВА-СтройГруп-ТАУЭР" путем подготовки, утверждения и выдачи изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, дом 8 в редакции, утвержденной 1 декабря 2014 г. заместителем главы администрации С.П. Мяминым, посредством указания: в описании местоположении проектируемого объекта на земельном участке: "Объекты капитального строительства в соответствии с регламентами территориальной зоны Ц-1 расположены в центральной части земельного участка"; на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования: минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений по границам земельного участка; на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования: места допустимого размещения зданий, строений, сооружений по границам земельного участка"; на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования: красная линия по улице Шейнкмана по границе земельного участка; в пункте 2.2 назначение объектов капитального строительства: "Объекты капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом, установленным правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург", утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 в„– 68/48 (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 23.06.2009 в„– 20/7)"; в подпункте 2.2.1 в примечании к графе 4 таблицы "охранные зоны": "Земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) промышленных и коммунальных объектов. Часть земельного участка располагается в комплексной зоне охраны памятников "Проспект Ленина" и объекта культурного наследия: "Завод аффинажный производственный корпус", 1916 - 1926 гг. по адресу: пр. Ленина, 8, в границах зоны влияния метро 2 линии метрополитена "Восток-Запад". На земельный участок распространяются ограничения использования недвижимости, установленные зонами с особыми условиями использования территорий в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург". Зона охраны объекта культурного наследия может быть определена на основании проекта зоны охраны объекта культурного наследия, утвержденного в установленном порядке"; в подпункте 2.2.2 предельное количество этажей и предельная высота зданий, строений, сооружений: "предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства градостроительным регламентом не установлены. Определить проектной документацией"; в подпункте 2.2.3 максимальный процент застройки в границах земельного участка: "предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства градостроительным регламентом не установлены. Определить проектной документацией"; в подпункте 2.2.4 иные показатели: информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения: "В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 в„– 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий"; в разделе 4 информация о разделении земельного участка: "Земельный участок может быть разделен при условии соблюдения требований, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016 (судьи Жукова Т.М., Виноградова Л.Ф., Полякова М.А.) решение суда изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции:
"Требования ООО "РЕНОВА-СтройГруп-ТАУЭР" удовлетворить.
Признать недействительным как противоречащий ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план в„– RU66302000-08558 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, дом 8, утвержденный 01 декабря 2014 года заместителем главы администрации С.П. Мяминым, в части указания: в описании местоположении проектируемого объекта на земельном участке: "промышленное предприятие располагается в центральной части земельного участка"; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений по границам существующих объектов капитального строительства; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений в границах существующих объектов капитального строительства; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: "информация об ограничениях в использовании земельного участка и параметры разрешенного строительства изложены в разделе 2"; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: границы зоны влияния строительства 2-ой очереди метро; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: красная линия по улице Шейнкмана по ПДП Центральной части г. Свердловска 1971 г., утвержденного решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232; в пункте 2.1: "проектом детальной планировки Центральной части г. Свердловска, разработанным институтом "Мосгипрогор" в 1971 году, утвержденным решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232 определены следующие виды разрешенного использования земельного участка: промышленное предприятие"; в пункте 2.2 назначение объекта капитального строительства: "объекты капитального строительства промышленного предприятия"; в подпункте 2.2.1 в примечании к графе 7 "размер" и графе 8 "площадь объекта кап. стр-ва" таблицы предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе площадь: "в габаритах существующих объектов капитального строительства"; в подпункте 2.2.2 предельное количество этажей и предельная высота зданий, строений, сооружений: "в габаритах существующих объектов капитального строительства"; в подпункте 2.2.3 максимальный процент застройки в границах земельного участка: "50%"; подпунктов 1 - 11, 13 - 18 пункта 2.2.4 "иные показатели"; в разделе 4 информация о разделении земельного участка: "согласно Проекту детальной планировки Центральной части г. Свердловска, разработанному институтом "Мосгипрогор" в 1971 году, утвержденному решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232, земельный участок неделимый".
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "РЕНОВА-СтройГруп-ТАУЭР" путем подготовки, утверждения и выдачи изменений в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, дом 8, в редакции, утвержденной 01 декабря 2014 года заместителем главы администрации С.П. Мяминым, посредством указания: в описании местоположении проектируемого объекта на земельном участке: "Объекты капитального строительства в соответствии с регламентами территориальной зоны Ц-1 расположены в центральной части земельного участка"; на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования: минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений по границам земельного участка; на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования: места допустимого размещения зданий, строений, сооружений по границам земельного участка"; на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования: красная линия по улице Шейнкмана по границе земельного участка; в пункте 2.2 назначение объектов капитального строительства: "Объекты капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом, установленным правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург", утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 в„– 68/48 (в ред. решения Екатеринбургской городской Думы от 23.06.2009 в„– 20/7)"; в подпункте 2.2.1 в примечании к графе 4 таблицы "охранные зоны": "Земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) промышленных и коммунальных объектов. Часть земельного участка располагается в комплексной зоне охраны памятников "Проспект Ленина" и объекта культурного наследия: "Завод аффинажный производственный корпус", 1916 - 1926 гг. по адресу: пр. Ленина, 8, в границах зоны влияния метро 2 линии метрополитена "Восток-Запад". На земельный участок распространяются ограничения использования недвижимости, установленные зонами с особыми условиями использования территорий в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург". Зона охраны объекта культурного наследия может быть определена на основании проекта зоны охраны объекта культурного наследия, утвержденного в установленном порядке"; в подпункте 2.2.2 предельное количество этажей и предельная высота зданий, строений, сооружений: "предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства градостроительным регламентом не установлены. Определить проектной документацией"; в подпункте 2.2.3 максимальный процент застройки в границах земельного участка: "предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства градостроительным регламентом не установлены. Определить проектной документацией"; в подпункте 2.2.4 иные показатели: информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения: "В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 в„– 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий"; в разделе 4 информация о разделении земельного участка: "Земельный участок может быть разделен при условии соблюдения требований, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством".
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Обществом оспаривается в части градостроительный план в„– RU66302000-08558 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, дом 8, утвержденный 01.12.2014, который признан утратившим силу приказом администрации в„– 132/41/0132 от 30.12.2015. Администрацией подготовлен и утвержден градостроительный план от 30.12.2015 в„– RU66302000-09922 указанного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м по адресу: г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 8. Суды не учли, что при наличии действующего градостроительного плана в„– RU66302000-09922, удовлетворение требований заявителя в„– RU66302000-09922 это противоречит положениям ГрК РФ и Правилам землепользования и застройки, которыми не предусмотрено наличие одновременно нескольких градостроительных планов.
Заявитель считает, что суды признали не подлежащими применению приказ администрации в„– 132/41/0132 от 30.12.2015 "О признании утратившим силу градостроительного плана в„– RU66302000-08558", а также градостроительный план в„– RU66302000-09922, утвержденный 30.12.2015, и что в данной части судебные акты необоснованны.
Также администрация считает не основанным на обстоятельствах дела вывод о возникновении у заявителя гражданско-правовых отношений, связанных с наличием оспариваемого градостроительного плана.
Администрация также полагает, что судами необоснованно восстановлен установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд с заявлением о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Администрация считает не соответствующим ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вывод суда апелляционной инстанции о том, что на момент принятия решения суда первой инстанции администрация утратила возможность принимать решения по внесению изменений в ранее выданные градостроительные планы земельных участков, в связи с чем обязанность по устранению допущенных нарушений подлежит возложению на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м, расположенного по адресу: Екатеринбург, пр. Ленина 8.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области (дело в„– А60-41352/2014) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Екатеринбурга в период с 18.04.2014 по 01.12.2014 по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м, адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, дом 8, на основании заявления ООО "РЕНОВА-СтройГруп-ТАУЭР" от 18.03.2014. Заявитель просил признать незаконными действия администрации по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана в„– RU66302000-08558 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, дом 8 в редакции, утвержденной 1 декабря 2014 г. заместителем главы администрации города Екатеринбурга С.П. Мяминым, и обязать администрацию г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РЕНОВА-СтройГруп-ТАУЭР" путем подготовки, утверждения и выдачи градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, дом 8 в редакции, подготовленной 04.12.2014 обществом с ограниченной ответственности "АСН-Инжиниринг", с указанием соответствующих сведений.
Градостроительный план земельного участка от 01.12.2014 в„– RU 66302000-08558 выдан заявителю администрацией в судебном заседании по делу Арбитражного суда Свердловской области в„– А60-41352/2014.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.12.2014 по делу в„– А60-41352/2014 признано незаконным бездействие администрации в период с 18 апреля 2014 года по 1 декабря 2014 года по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, дом 8 на основании заявления общества от 18.03.2014; признаны незаконными действия администрации по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана в„– RU66302000-08558 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр. Ленина, дом 8, в редакции, утвержденной 01.12.2014 заместителем главы администрации С.П. Мяминым, и на администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.12.2014 оставлено без изменений.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа в„– Ф09-3313/15 от 18.06.2015 по делу в„– А60-41352/2014 судебные акты отменены в части признания незаконными действий администрации по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана в„– RU66302000-08558 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, дом 8 в редакции, утвержденной 01 декабря 2014 года заместителем главы администрации С.П. Мяминым, и обязания администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки, утверждения и выдачи градостроительного плана указанного земельного участка в редакции, подготовленной 04.12.2014 ООО "АСН-Инжиниринг". Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области. Арбитражный суд Уральского округа исходил из того, что при наличии действующего градостроительного плана земельного участка в редакции от 01.12.2014, не признанного судом недействительным, выдача второго градостроительного плана в редакции, подготовленной 04.12.2014 обществом с ограниченной ответственности "АСН-Инжиниринг", противоречит положениям ГрК РФ и Правилам землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 в„– 68/48; выводы о незаконности действий администрации по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана являются преждевременными.Кроме того, как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 в„– 309-КГ15-0287 по делу в„– А60-41352/2014, судами не исследован и не оценен действующий градостроительный план земельного участка, утвержденный администрацией, на предмет его соответствия действующему градостроительному законодательству.
При новом рассмотрении дела в„– А60-41352/2014 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, так как обществом не представлено доводов и доказательств несоответствия действий администрации по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана в„– RU66302000-08558 земельного участка требованиям норм федеральных законов, подзаконных актов, а также административным регламентам, должностным инструкциям, иным правовым актам, определяющим полномочия и порядок деятельности органа местного самоуправления и его должностных лиц.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2015 оставлено без изменений.
Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании частично недействительным градостроительного плана в„– RU66302000-08558. Общество указывало, что указанный градостроительный план в нарушение ст. 44 ГрК РФ содержит сведения, не предусмотренные и не соответствующие градостроительному регламенту территориальной зоны Ц-1. Этим нарушаются права и законные интересы ООО "РЕНОВА-СтройГруп-ТАУЭР" как собственника земельного участка на реконструкцию существующих, а также на строительство новых объектов капитального строительства в соответствии с установленным градостроительным регламентом (п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации), и создаются препятствия в осуществлении обществом градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.
В ходе рассмотрения дела суды пришли к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 44 ГрК РФ градостроительный план представляет собой установленной формы документ, в котором отражаются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте. При этом в градостроительном плане земельного участка должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке; информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Данная норма содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 44 ГрК РФ).
Приказом от 10.05.2011 в„– 207 Министерство регионального развития Российской Федерации утвердило форму градостроительного плана земельного участка (далее - Форма).
Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства. Эти сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.
В п. 4 ст. 11 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 в„– 68/48, установлено, что "градостроительные планы земельных участков как отдельные документы вне состава проектов межевания территории подготавливаются применительно к ранее сформированным и прошедшим государственный кадастровый учет земельным участкам, правообладатели которых планируют на принадлежащих им земельных участках осуществить строительство новых объектов капитального строительства или реконструкцию, капитальный ремонт существующих объектов капитального строительства и должны подготовить проектную документацию в соответствии с представленными им на основании заявления градостроительными планами земельных участков.
В указанных случаях планировка территории не осуществляется, границы земельных участков не устанавливаются, а градостроительные планы земельных участков подготавливаются с использованием кадастровых планов земельных участков".
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 в„– 1633/13 "по смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок".
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно ч. 1 ст. 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (п. 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (п. 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (п. 4); иные показатели (п. 5).
Данные положения воспроизведены в типовой форме градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 в„– 207.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке указывается в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент.
Согласно ч. 3 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург", утвержденным решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 в„– 68/48 (в редакции, действовавшей на момент подготовки оспариваемого градостроительного плана и подлежащей применению к спорным правоотношениям) (далее - Правила землепользования и застройки) земельный участок находится в территориальной зоне обслуживания и деловой активности городского центра (Ц-1).
В отношении названной территориальной зоны Ц-1 статьей 52.1 Правил землепользования и застройки установлен градостроительный регламент только в части видов разрешенного использования. Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе минимальные отступы от границ земельных участков, предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений, максимальный процент застройки в границах земельного участка, а также иные показатели градостроительным регламентом территориальной зоны Ц-1 не установлены.
Следовательно, на земельный участок, принадлежащий обществу, распространяется действие градостроительного регламента.
Земельные участки, на которые действие градостроительного регламента не распространяется, указаны в п. 4 ст. 36 Кодекса.Поскольку рассматриваемый земельный участок не относится к участкам, на который не распространяется либо не устанавливается градостроительный регламент, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в силу положений п. 5 ч. 2 ст. 44 ГрК РФ отсутствуют правовые основания для установления в градостроительном плане в„– RU66302000-08558 земельного участка требований к назначению, параметрам и размещению конкретного объекта капитального строительства.
Кроме того, на чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования к градостроительному плану в„– RU66302000-08558 произвольно ограничено место допустимого размещения зданий, строений, сооружений в границах существующих объектов капитального строительства.
Между тем градостроительный регламент зоны Ц-1 (в редакции, действовавшей на момент подготовки оспариваемого градостроительного плана) не содержит ограничений в части минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Если минимальные отступы от границ земельного участка не установлены градостроительным регламентом, то обозначение места допустимого размещения зданий, строений, сооружений выполняется соответствующими условными обозначениями по всей площади земельного участка.
Таким образом, в составе градостроительного плана в„– RU66302000-08558 земельного участка не подлежит указанию информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению конкретного объекта капитального строительства, не предусмотренная градостроительным регламентом территориальной зоны Ц-1.
Согласно примечанию <1> Формы чертеж градостроительного плана земельного участка, а также весь раздел 2 информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства "при отсутствии правил землепользования и застройки, но не позднее 01 января 2012 года заполняется на основании документации по планировке территории".
Таким образом, после 01 января 2012 года при наличии правил землепользования и застройки в отношении земельного участка, на который распространяется действие градостроительного регламента, градостроительный план заполняется на основании правил землепользования и застройки.
В градостроительном плане воспроизводятся сведения градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для соответствующей территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок, в том числе информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению конкретного объекта капитального строительства.
Пункты 2.2.1 - 2.2.4 Формы воспроизводят положения п. 2 ст. 30 и ч. 1 ст. 38 ГрК РФ, закрепляют возможность отражения в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки для соответствующей территориальной зоны.
Указанные сведения градостроительного регламента являются способом установления одинаковых требований к совокупности земельных участков (включая требования об их минимальных и (или) максимальных размерах), образующих однородную территориальную зону с единым правовым режимом, а также к объектам капитального строительства, для размещения которых они предоставлены.
Предусмотренные пунктами 2.2.1 - 2.2.4 формы градостроительного плана сведения содержатся в градостроительном регламенте и находятся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.
В случае, если конкретные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства градостроительным регламентом не предусмотрены, пункты 2.2.1 - 2.2.4 Формы не заполняются.
Между тем суды установили, что градостроительный план в„– RU66302000-08558 земельного участка содержит информацию о видах разрешенного использования "промышленные предприятия", не соответствующую градостроительному регламенту территориальной зоны Ц-1, а именно: в описании местоположения проектируемого объекта на земельном участке указано: "промышленное предприятие располагается в центральной части земельного участка"; в п. 2.1 указано "проектом детальной планировки Центральной части г. Свердловска, разработанным институтом "Мосгипрогор" в 1971 году, утвержденным решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232 определены следующие виды разрешенного использования земельного участка: промышленное предприятие"; в п. 2.2 указано назначение объекта капитального строительства: "объекты капитального строительства промышленного предприятия".
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 44 Кодекса в градостроительном плане земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
Применительно к п. 2.2. Формы градостроительного плана земельного участка сделана ссылка на то, что данный пункт заполняется на земельные участки, на которые распространяется действие градостроительного регламента.
Пункт 2.2 Формы, обеспечивая соблюдение требований нормы п. 4 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ, вводит строки для заполнения указанной в ней информации о градостроительном регламенте и, следовательно, не может ей противоречить.
В силу ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Поскольку на земельный участок общества распространяется действие градостроительного регламента, в градостроительном плане в„– RU66302000-08558 земельного участка должна быть указана информация обо всех видах разрешенного использования недвижимости, включая земельный участок и объекты капитального строительства, предусмотренных статьей 52.1 Правил землепользования и застройки для территориальной зоны Ц-1.
Информация обо всех видах разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом для территориальной зоны Ц-1, воспроизведена заинтересованным лицом в п. 2.1 оспариваемого градостроительного плана в„– RU66302000-08558 земельного участка.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что градостроительный план в„– RU66302000-08558 земельного участка в части указания недостоверных (не соответствующих градостроительному регламенту территориальной зоны Ц-1) сведений о разрешенном использовании: "промышленное предприятие" в описании местоположении проектируемого объекта на земельном участке, а также в п. 2.1 и 2.2, не соответствует п. 4 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ.
Кроме того, суды установили, что заинтересованным лицом в п. 2.2.1 - 2.2.4 градостроительного плана в„– RU66302000-08558 земельного участка включены сведения о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, не установленные градостроительным регламентом территориальной зоны Ц-1, а именно: в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений по границам существующих объектов капитального строительства; в п. 2.2.1 в примечании к графе 7 "размер" и графе 8 "площадь объекта капитального строительства" таблицы предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе площадь: "в габаритах существующих объектов капитального строительства"; в п. 2.2.2 предельное количество этажей и предельная высота зданий, строений, сооружений: "в габаритах существующих объектов капитального строительства"; в п. 2.2.3 максимальный процент застройки в границах земельного участка: "50%"; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений в границах существующих объектов капитального строительства; в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования в„– 8558: "информация об ограничениях в использовании земельного участка и параметры разрешенного строительства изложены в разделе 2"; в п. 2.2.4 "иные показатели": "при разработке проектной документации необходимо выполнить рекомендации Градостроительных советов от 16.08.2013 в„– 8/04/21.13-17 и от 16.09.2013 в„– 11/04/21.13-17" (подп. 1); "проектная документация, выполненная в соответствии с данным ГПЗУ подлежит согласованию с уполномоченным органом по охране объектов культурного наследия - Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и рассмотрению на градостроительном и транспортном советах Администрации города Екатеринбурга" (подпункт 2); "выполнить архитектурно-художественную подсветку фасадов комплекса" (подп. 3); "до разработки утверждаемой части проекта представить на согласование в Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга проект цветовой отделки фасадов с экспликацией отделочных материалов и конструктивных решений" (подп. 4); "ограждение земельного участка допускается" (подп. 5); "местоположение и тип ограждения производить по проекту согласованному с Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурге в установленном порядке" (подп. 6); "в соответствии с п. 1 ст. 48 ГрК РФ проектирование в полном объеме всех элементов благоустройства, включая парковки, осуществлять в границах принадлежащего застройщику земельного участка" (подп. 7); "благоустройство территории и организацию транспортного и пешеходного движения в границах принадлежащего застройщику земельного участка увязать с благоустройством и общей схемой транспортного обслуживания квартала" (подп. 8); "проект организации строительства, линия ограждения строительной площадки не должна выходить за границы принадлежащего застройщику земельного участка" (подп. 9); "соблюдать специальные требования, установленные нормативно-техническими документами в зоне охраны сетей инженерно-технического обеспечения (подп. 10); "прокладка внешних инженерных сетей подлежит согласованию с землепользователями. Информация о землепользователях содержится в информационной справке. При необходимости трассировку внешних инженерных сетей решить Актов выбора" (подп. 11); "местоположение и тип объектов инженерно-технического обеспечения производить по проекту согласованному с Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга в установленном порядке" (подп. 13); "в случае реконструкции (нового строительства) на земельном участке жилых или общественных зданий, строений, сооружений продолжительность инсоляции дворовых территорий смежных землепользователей участков многоквартирных жилых домов по пр. Ленина, 8 / ул. Сакко и Ванцетти, 46, ул. Сакко и Ванцетти, 48 и 50 должна составлять не менее 3 ч. На 50% площади участка в соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" (подп. 14); "уровень автомобилизации для расчета парковочных мест принять фактический по г. Екатеринбургу по 2014 год - 415 автомобилей на 1000 жителей" (подп. 15); "в случае реконструкции (нового строительства) на земельном участке жилых зданий, строений, сооружений обеспечить плотность населения на территориях, подлежащих застройке при различных показателях жилой обеспеченности не более: домами массового типа застройки - 340 чел./га; домами повышенной комфортности - 240 чел./га в соответствии с таблицей 3 Главы 14 НГПСО 1-2009.66" (подп. 16); "обеспечить строительство социальной инфраструктуры (детских образовательных учреждений и средних образовательных школ) до ввода в эксплуатацию жилых домов (объекты должны быть введены в эксплуатацию). Минимальные расчетные показатели обеспечения объектами дошкольного образования, общеобразовательными объектами начального, основного и среднего образования принять в соответствии с таблицей 1 Главы 21 НГПСО 1-2009.66, исходя из расчетного населения, предусмотренного проектом" (подп. 17); "в соответствии с утвержденной Администрацией города Екатеринбурга схемой размещения дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений в границах МО "город Екатеринбург", выполненной в 2013 году МБУ "Мастерская генерального плана" в расположенных в пешеходной доступности общеобразовательных учреждениях отсутствуют свободные места: МБОУ СОШ Гимназия в„– 2 при количестве учебных мест 825 - фактически - 1047 учебных мест; МБОУ СОШ Гимназия в„– 5 при количестве учебных мест 550 - фактически - 1161 учебное место; МБОУ СОШ Гимназия в„– 9 при количестве учебных мест 825 - фактически - 878 учебных мест; МБОУ СОШ в„– 69 (школа начального образования) при количестве учебных мест 550 - фактически - 471 учебное место" (подп. 18).
Поскольку указанные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (в том числе, минимальные отступы от границ земельных участков, предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений, максимальный процент застройки в границах земельного участка, а также иные показатели), не установлены градостроительным регламентом территориальной зоны Ц-1, суды пришли к правомерному выводу о том, что градостроительный план в„– RU66302000-08558 земельного участка в части указания названных параметров и показателей не соответствует п. 4 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ.
Суды исходили из того, что отсутствуют правовые основания указания в п. 2.2.4 ("иные показатели") градостроительного плана в„– RU66302000-08558 земельного участка сведений, не имеющих непосредственного отношения к градостроительному регламенту, в том числе нормативов градостроительного проектирования.
В п. 5 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предусмотрена возможность включения градостроительным регламентом в предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства "иных показателей".
Пунктом 2.2.4 Формы закреплена возможность воспроизведения в градостроительном плане земельного участка таких "иных показателей" в составе градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны.
Таким образом, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 38 Кодекса "иные показатели" относятся к предельным размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, указываемым в градостроительном регламенте.
В частности, такие "иные показатели" предусмотрены в ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей требования к образуемым и измененным земельным участкам.
В соответствии с разделом IV Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минрегиона Российской Федерации от 11.08.2006 в„– 93 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка", строка "Иные показатели" заполняется при наличии дополнительной информации о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства. При этом указанная строка не включает в себя требования, предъявляемые к проектной документации.
Нормы ГрК РФ также не содержат дополнительных условий относительно указанного раздела градостроительного плана.
Исходя из этого, судами правомерно отмечено, что установление определенных требований к проектной документации в градостроительном плане не входит в компетенцию заинтересованного лица.
Согласно ч. 2 ст. 48 Кодекса проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с п. 16 ст. 48 ГрК РФ не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные ГрК РФ.
На основании градостроительного плана земельного участка физическое или юридическое лицо самостоятельно принимает решение о подготовке проектной документации и обеспечивает такую подготовку. При отсутствии в градостроительном регламенте предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства конкретные параметры объектов капитального строительства определяются проектной документацией. При этом лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов (ч. 5 ст. 48 ГрК РФ).
Таким образом, в п. 2.2.4 ("Иные показатели") градостроительного плана земельного участка должны содержаться сведения, имеющие непосредственное отношение к градостроительному регламенту (глава 4 ГрК РФ "Градостроительное зонирование").
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что градостроительный план в„– RU66302000-08558 земельного участка в части указания в п. 2.2.4 ("иные показатели") требований к проектной документации о необходимости выполнения при разработке проектной документации рекомендации Градостроительных советов (подп. 1), согласования проектной документации МУГИСО и рассмотрения на градостроительном и транспортном советах Администрации города Екатеринбурга" (подп. 2), выполнения архитектурно-художественной подсветки фасадов комплекса (подп. 3); согласования с Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга проекта цветовой отделки фасадов с экспликацией отделочных материалов и конструктивных решений (подп. 4), а также проекта ограждения (подп. 6); требований к проектированию элементов благоустройства, включая парковки (подп. 7); требований к благоустройству территории (подп. 8); требований к проекту организации строительства, линии ограждения строительной площадки (подп. 9); соблюдения специальных требований, установленных в зоне охраны сетей инженерно-технического обеспечения (подп. 10); согласования прокладки внешних инженерных сетей (подп. 11), согласования местоположения и типа объектов инженерно-технического обеспечения (подп. 13); продолжительности инсоляции территорий смежных землепользователей (подп. 14); уровня автомобилизации (подп. 15); плотности населения на территориях, подлежащих застройке (подп. 16); обеспечения строительства социальной инфраструктуры (детских образовательных учреждений и средних образовательных школ) (подп. 17); указания свободных учебных мест в расположенных в пешеходной доступности общеобразовательных учреждений (подп. 18), относящихся к архитектурно-строительному проектированию (глава 6 ГрК РФ "Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства"), не соответствует ч. 3 ст. 44 ГрК РФ.
В силу п. 7 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании п. 6 - 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 в„– 83 технические условия предоставляются организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, правообладателю земельного участка по его запросу в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса.
Ссылка заинтересованного лица на Нормативы градостроительного проектирования Свердловской области, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области в„– 380-ПП от 15.03.2010, правомерно отклонена судами, поскольку названные Нормативы подлежат применению в части не противоречащей ГрК РФ.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка указывается информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
Поскольку рассматриваемый земельный участок не относится к участкам, на который не распространяется, либо не устанавливается градостроительный регламент, в силу положений п. 5 ч. 2 ст. 44 ГрК РФ, судам правомерно отмечено, что отсутствуют правовые основания для установления в градостроительном плане земельного участка требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства.
Кроме того, суды установили, что градостроительный план в„– RU66302000-08558 содержит ограничения в использовании земельного участка, не предусмотренные градостроительным регламентом зоны Ц-1, а именно: указаны границы зоны влияния строительства 2-ой очереди метро (в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования), а в разделе 4 информация о разделении земельного участка: "согласно Проекту детальной планировки Центральной части г. Свердловска, разработанному институтом "Мосгипрогор" в 1971 году, утвержденному решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232, земельный участок неделимый".
Поскольку сведения о зоне влияния строительства 2-ой очереди метро не содержатся в градостроительном регламенте, они не могут быть указаны в градостроительном плане в„– RU66302000-08558 земельного участка в силу ч. 3 ст. 44 ГрК РФ.
При этом заинтересованным лицом не представлено доказательств установления соответствующей зоны и ее размеров (ст. 65 АПК РФ).
Суды также отметили, что на чертеже градостроительного плана в„– RU66302000-08558 земельного участка заинтересованным лицом указана красная линия улицы Шейнкмана по ПДП Центральной части г. Свердловска 1971 г., утвержденного решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232, что необоснованно ограничивает место допустимого размещения объектов капитального строительства.
Вместе с тем согласно примечанию <1> Формы чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования "при отсутствии правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 года заполняется на основании документации по планировке территории" (до этой даты по смыслу ч. 1 ст. 4 Закона о введении в действие Кодекса должны быть приняты правила).
Проект планировки территории относится к документации по планировке территории (ч. 5 ст. 41 Кодекса).
Таким образом, после 01.01.2012 при наличии правил землепользования и застройки чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования должен заполняться на основании таких правил.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка указываются границы земельного участка. Границы земельного участка имеют значение для указания минимальных отступов в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство.
Суды установили, что по заказу обществом ООО "Уральский центр земельного права" в 2007 году было подготовлено землеустроительное дело в„– 20356. Землеустроительное дело утверждено Управлением Роснедвижимости по Свердловской области.
Заинтересованным лицом был подготовлен проект границ земельного участка площадью 18 278,35 кв. м от 05.07.2006 в„– 2350101. Указанный проект границ был утвержден постановлением главы Екатеринбурга от 19.01.2007 в„– 88.
Границы земельного участка согласованы Земельным комитетом администрации 01.06.2007 путем подписания акта согласования границ земельного участка.
По результатам межевания был сформирован земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0586 площадью 18 278 кв. м. Право собственности на него было зарегистрировано 27.03.2008.
Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0401022:18 площадью 14 058 кв. м был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0586 площадью 18 278 кв. м на основании решения о разделе земельного участка от 21.09.2009.
Ранее земельный участок площадью 1,8 Га был предоставлен Свердловскому заводу по обработке цветных металлов по акту от 02.06.1970 в„– ИЗО о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации в соответствии с приложенным планом участка.
На указанном участке Свердловским заводом по обработке цветных металлов было построено административное здание.
В настоящий момент на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:925 находится принадлежащее обществу 11-этажное административное здание литер А, А2 площадью 10 939,2 кв. м, год ввода в эксплуатацию литера А - 1984.
Заинтересованным лицом заявителю 24.01.2014 выдан градостроительный план в„– RU66302000-07832 в отношении земельного участка общей площадью 0,422 Га (земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0401022:19 и 66:41:0000000:925), в которых планируемая красная линия обозначена по границам земельных участков заявителя.
В этой связи указание в градостроительном плане на документацию 1971 года суды правомерно признали необоснованным, поскольку указанная документация не учитывает построенные позднее объекты, а также сформированные границы земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 5 Правил землепользования и застройки со дня вступления в силу этих Правил документация по планировке территории, утвержденная в установленном порядке до введения в действие Правил, действует в части, не противоречащей настоящим Правилам.
Согласно ч. 2 ст. 34 ГрК РФ границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений (п. 1), красным линиям (п. 2); границам земельных участков (п. 3).
На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, размещенной на сайте Департамента архитектуры и градостроительства, обозначены границы территориальной зоны Ц-1 и границы улицы Шейнкмана, отделяющие территорию общего пользования от земельного участка общества.
При этом красные линии не могут проходить внутри установленных границ земельных участков, принадлежащих обществу на праве собственности.
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Вместе с тем земельный участок площадью 18 278,35 кв. м, границы которого установлены на основании подготовленного заинтересованным лицом проекта границ от 05.07.2006 в„– 2350101 был предоставлен администрацией в собственность общества постановлением главы Екатеринбурга от 19.01.2007 в„– 88.
Право собственности на этот участок зарегистрировано в едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 2008 года.
Администрацией не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0401022:18 находится в пределах границ территории общего пользования или является земельным участком общего пользования.
Кроме того, в разделе 4 градостроительного плана в„– RU66302000-08558 земельного участка "информация о разделении земельного участка" указано: "согласно Проекту детальной планировки Центральной части г. Свердловска, разработанному институтом "Мосгипрогор" в 1971 году, утвержденному решением Свердловского горисполкома от 23.05.1975 в„– 232, земельный участок неделимый".
Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Градостроительный регламент территориальной зоны Ц-1 никаких ограничений в части площади участков не предусматривает.
Исходя из этого, суды правомерно отметили, что установление градостроительным планом в„– RU66302000-08558 земельного участка ограничений на его раздел является неправомерным.
Заинтересованным лицом в порядке положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано наличие правовых оснований для установления в выданном градостроительном плане ограничений параметров разрешенного строительства, а также внесения сведений в строку "иные показатели".
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что наличие в градостроительном плане в„– RU66302000-08558 земельного участка сведений, не соответствующих градостроительному регламенту, нарушает права и законные интересы общества как собственника земельного участка на реконструкцию существующих, а также строительство новых объектов капитального строительства в соответствии с установленным градостроительным регламентом (п. 1 ст. 263 ГК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 4 ст. 85 ЗК РФ), создает ему препятствия в осуществлении градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, а также право на получение градостроительного плана, соответствующего требованиям действующего законодательства.
Доводы администрации о признании утратившим силу оспариваемого градостроительного плана и об утверждении 30.12.2015 градостроительного плана в„– RU66302000-09922 были предметом исследования и оценки судов. Суды на основании ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 44 ГрК РФ отклонили ссылку администрации на указанные обстоятельства, установив несоответствие закону действий администрации. Поскольку спорные правоотношения сторон по поводу содержания градостроительного плана от 01.12.2014 в„– RU66302000-08558 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401022:18 возникли на основании заявления общества от 18.03.2014, суды пришли к обоснованному выводу о том, что к ним решение Екатеринбургской городской Думы от 08.12.2015 в„– 58/43 применению не подлежит, отметив также, что последующее изменение градостроительных регламентов не может повлечь изменение правового режима указанного участка и невозможность его использования в соответствии с установленным разрешенным использованием.
Кроме того, приказом администрации от 30.12.2015 в„– 132/41/0132 признан утратившим силу градостроительный план земельного участка от 31.10.2014, тогда как предметом спора является градостроительный план от 01.12.2014.
Довод администрации об отсутствии оснований для восстановления пропущенного обществом срока для обращения в суд был предметом рассмотрения судов и получил надлежащую оценку. Как справедливо отмечено судом апелляционной инстанции, формальный пропуск срока подачи заявления не должен приводить к ограничению прав заявителя на предусмотренное справедливое судебное разбирательство. Судом первой инстанции срок восстановлен с учетом всех имеющих значение для дела обстоятельств, в том числе связанных с рассмотрением дела в„– А60-41352/2014.
Решение суда первой инстанции изменено судом апелляционной инстанции в соответствии с Законом Свердловской области от 12.10.2015 в„– 111-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области", вступившим в силу с 01.01.2016, постановлением правительства Свердловской области от 11.11.2015 в„– 1043-ПП.
Таким образом, к установленным обстоятельствам нормы права применены судами правильно.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016 по делу в„– А60-58443/2015 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Е.А.ПОРОТНИКОВА


------------------------------------------------------------------