Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.11.2016 N Ф09-8973/16 по делу N А50-27750/2015
Требование: О признании незаконным бездействия регистрирующего органа, выразившегося в неисключении из реестра федерального имущества сведений об объектах недвижимости, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Орган сослался на непредоставление необходимых документов.
Решение: Требование удовлетворено, так как спорное имущество, ранее принадлежавшее федеральному казенному предприятию на праве оперативного управления, передано обществу в рамках исполнительного производства, на момент рассмотрения данного дела на спорное имущество зарегистрировано право собственности физического лица, оснований для отказа в исключении объектов недвижимости из реестра федерального имущества не установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2016 г. в„– Ф09-8973/16

Дело в„– А50-27750/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Рябовой С.Э., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.03.2016 по делу в„– А50-27750/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод" (далее - предприятие "Пермский пороховой завод") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к территориальному управлению о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисключении из реестра федерального имущества сведений в отношении следующих объектов недвижимости:
- здания гаража, назначение: "нежилое", 1-этажное, общая площадь 428,9 кв. м, инв. в„– 5821, литеры Б, Б1, Б2, БЗ, Б4, Г, Г1, Г2, 2, 6;
- здания диспетчерской, назначение: "нежилое", 1-этажное, общая площадь 99,8 кв. м, инв. в„– 5821, литеры Д, 1, 3, 4, 5;
- здания гаража, назначение: "нежилое", 1-этажное, общая площадь 437,9 кв. м, инв. в„– 5821, литеры Е, Е1;
- здания гаража, назначение: "нежилое", 1-этажное, общая площадь 86,9 кв. м, инв. в„– 5821, литера Ж. Указанные объекты недвижимости находятся по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, ул. Автозаводская, 21.
Также истец просил возложить на территориальное управление обязанность исключить из реестра федерального имущества сведения в отношении названных объектов недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное предприятие "Роском" (далее - общество "Роском").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.03.2016 (судья Катаева М.А.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие, выразившееся в неисключении из реестра федерального имущества сведений в отношении указанных объектов недвижимости. На территориальное управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 (судьи Виноградова Л.Ф., Макаров Т.В., Полякова М.А.) решение суда оставлено без изменения.В кассационной жалобе территориальное управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что ссылка суда первой инстанции на п. 42 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2006 в„– 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Положение), является необоснованной, поскольку на момент последнего обращения заявителя и ответа уполномоченного органа указанный пункт положения был изложен в иной редакции, не затрагивающей вопросы исключения федерального имущества из реестра. По мнению территориального управления, отказы в исключении из реестра федерального имущества сведений в отношении заявленных объектов недвижимости являются правомерными и не могут рассматриваться в качестве бездействия уполномоченного органа. Заявитель указывает, что предприятием "Пермский пороховой завод" нарушен порядок и срок по предоставлению документов о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласного приложению в„– 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2006 в„– 447, а также отмечает, что предприятие "Пермский пороховой завод" не представило доказательств перечисления денежной суммы, составляющей разницу между рыночной стоимостью объектов недвижимости и задолженностью перед взыскателем по исполнительному производству. Кроме того, территориальное управление считает, что предприятием "Пермский пороховой завод" пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями, который, по его мнению, следует исчислять с момента первого отказа. Помимо изложенного, уполномоченный орган выражает мнение, согласно которому действия по присвоению объектам учета постоянных реестровых номеров; учет имущества в реестре федерального имущества не имеет правоустанавливающей либо правоудостоверяющей силы и не влечет правовых последствий для правообладателей федерального имущества, который необходим только территориальному управлению для осуществления полномочий по управлению и распоряжению этим имуществом, что не нарушает прав и интересов предприятия "Пермский пороховой завод".
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "Пермский пороховой завод" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что предприятие "Пермский пороховой завод", основанное на праве оперативного управления, образовано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2006 в„– 1275-р путем изменения вида федерального государственного унитарного предприятия "Пермский завод имени С.М. Кирова" (п. 1 устава предприятия "Пермский пороховой завод").
Право оперативного управления предприятия "Пермский пороховой завод" было зарегистрировано, в том числе в отношении следующих объектов недвижимости: здания гаража, назначение: "нежилое", 1-этажное, общая площадь 428,9 кв. м, инв. в„– 5821, литеры Б, Б1, Б2, БЗ, Б4, Г, Г1, Г2, 2, 6; здания диспетчерской, назначение: "нежилое", 1-этажное, общая площадь 99,8 кв. м, инв. в„– 5821, литеры Д, 1, 3, 4, 5; здания гаража, назначение: "нежилое", 1-этажное, общая площадь 437,9 кв. м, инв. в„– 5821, литеры Е, Е1; здания гаража, назначение: "нежилое", 1-этажное, общая площадь 86,9 кв. м, инв. в„– 5821, литера Ж (свидетельства от 09.03.2010 года, 17.03.2010, 05.07.2010).
Указанные объекты недвижимости находятся по адресу: Пермский край, г. Пермь, Кировский район, ул. Автозаводская, 21.
В рамках исполнительного производства в„– 5358/11/46/59-СД, возбужденного 18.05.2011 в отношении должника - предприятия "Пермский пороховой завод", судебным приставом-исполнителем 23.06.2011 составлен акт о наложении ареста (описи имущества) на указанные объекты недвижимости.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.06.2011 специалисту-оценщику поручена оценка арестованного имущества.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 01.11.2011 принят отчет об оценке рыночной стоимости, согласно которому стоимость арестованного имущества составила 1 966 949 руб. 15 коп.
В соответствии с актом передачи от 16.02.2012 имущество передано на реализацию.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.04.2012 цена имущества, переданного в специализированную организацию, снижена до 1 671 906 руб. 78 коп.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 07.09.2012 имущество предприятия "Пермский пороховой завод" отозвано с реализации в связи с тем, что оно не реализовано специализированной организацией в установленный срок.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 01.10.2012 арест с имущества снят.
Все объекты недвижимости переданы взыскателю - обществу "Роском" по акту передачи нереализованного имущества должника в счет погашения долга от 01.10.2012.
В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от 01.10.2012 принято решение провести государственную регистрацию права собственности взыскателя - общества "Роском" на соответствующие объекты недвижимости.
Право собственности общества "Роском" на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство от 18.10.2012).
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 25.10.2012, 26.10.2012, 20.11.2012 исполнительные производства в отношении должника - предприятия "Пермский пороховой завод" окончены в связи с фактическим исполнением исполнительных документов.
Впоследствии предприятие "Пермский пороховой завод" обратилось в территориальное управление с заявлением об исключении из реестра федерального имущества сведений в отношении вышеуказанных объектов недвижимости. В обоснование заявления предприятие указало, что право собственности на имущество зарегистрировано за обществом "Роском".
Письмом от 12.02.2013 в„– 03-21611-12 территориальное управление сообщило о невозможности принятия решения об исключении сведений, содержащихся в реестре федерального имущества, в связи с тем, что не представлено постановление судебного пристава-исполнителя о передаче нереализованного имущества от 15.10.2012.
Предприятие "Пермский пороховой завод" 04.04.2013 обратилось в территориальное управление с повторным заявлением с приложением, в том числе копии постановления судебного пристава-исполнителя о передаче нереализованного имущества от 15.10.2012.
Письмом от 29.05.2013 года в„– 03-6430-12 территориальное управление вновь сообщило о невозможности принятия решения об исключении сведений, содержащихся в реестре федерального имущества, поскольку в представленных документах отсутствуют копии документов, подтверждающих уплату обществом "Роском" разницы превышения выплаты по исполнительному документу и стоимости переданных в счет погашения долга объектов недвижимости.
Предприятие "Пермский пороховой завод" 05.12.2012 обратилось в территориальное управление с повторным заявлением, содержащим дополнительные пояснения.
Письмом от 13.05.2014 в„– 03-12-3770 территориальное управление вновь указало на отсутствие документов, подтверждающих перечисление обществом "Роском" 641 034 руб. 65 коп. на расчетный счет отдела судебных приставов по г. Перми УФССП России по Пермскому краю.
Предприятие "Пермский пороховой завод" 31.08.2015 в очередной раз обратилась в территориальное управление с соответствующим заявлением.
В письме от 02.10.2015 в„– 12-6-6656 территориальное управление снова сообщило заявителю о невозможности рассмотрения вопроса об исключении сведений из реестра федерального имущества.
Полагая, что бездействие уполномоченного органа, выразившееся в неисключении из реестра федерального имущества сведений в отношении вышеуказанных объектов недвижимости, является незаконным и нарушает права и интересы предприятия "Пермский пороховой завод", предприятие обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 в„– 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с названным Положением.
Учет федерального имущества на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Положением.
Согласно п. 3 Положения (в ред., действовавшей на дату обращения заявителя к заинтересованному лицу с заявлением об исключении объекта из реестра федеральной собственности) к числу объектов учета относится, в том числе, расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом недвижимое федеральное имущество (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
В силу п. 16 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, в 2-недельный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права представляет для исключения из реестра сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган: запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно приложению в„– 3 для исключения сведений из соответствующей карты сведений об объекте учета, заверенную надлежащим образом. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, представляет запись по каждой из них (далее - записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество); копию документа, подтверждающего прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество, заверенную надлежащим образом.
Пунктом 31 Положения установлено, что при изменении сведений об объекте учета и (или) о лицах, обладающих сведениями о нем, в том числе в случае прекращения соответствующего вещного права (кроме права собственности) на объект учета, принадлежавший правообладателю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 3-недельный срок со дня получения документов, подтверждающих указанные изменения, регистрирует поступившие документы, вносит соответствующую запись в журнал учета документов и проводит их экспертизу; формирует записи об изменениях сведений по форме, предусмотренной в приложении в„– 2 к настоящему Положению, и надлежащим образом заверяет их, если по результатам экспертизы установлены подлинность и полнота поступивших документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; исключает из карт сведений об объекте учета изменившиеся сведения, вносит в них изменения и помещает записи в соответствующие подразделы реестра, а поступившие документы - в дело.
Согласно п. 32 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 3-недельный срок со дня получения документа, подтверждающего прекращение либо государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество, регистрирует поступивший документ, вносит соответствующую запись в журнал учета документов и проводит экспертизу поступившего документа; формирует запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, для исключения сведений из соответствующей карты сведений об объекте учета по форме, предусмотренной в приложении в„– 3 к настоящему Положению, и надлежащим образом заверяет ее, если по результатам экспертизы установлена подлинность поступившего документа. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то запись формируется по каждой из них; исключает все сведения из соответствующих карт сведений об объекте учета и помещает записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, в соответствующие подразделы реестра, а поступивший документ - в дело.
Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2 ст. 2 Закона в„– 122-ФЗ).
Как следует из п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе.
Пунктом 5 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в соответствии с этим законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В п. 2 Положения закреплено, что реестр федерального имущества - федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе постановление судебного пристава-исполнителя о передаче нереализованного имущества должника взыскателю в счет погашения долга от 15.10.2012, свидетельства о государственной регистрации права собственности общества "Роском" на вышеуказанные объекты недвижимости от 18.10.2012, принимая во внимание данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 08.11.2012, согласно которым на объекты недвижимости зарегистрировано право собственности за физическим лицом, не привлеченным к участию в деле, а также данные реестра федерального имущества, в котором содержатся сведения о том, что соответствующие объекты недвижимости закреплены на праве оперативного управления за предприятием "Пермский пороховой завод", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у территориального управления отсутствовали основания для отказа в исключении объектов недвижимости из реестра федерального имущества.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно признали незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в уклонении от совершения действий по исключению записи из реестра федерального имущества, и возложили на уполномоченный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы территориального управления отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которых у суда кассационной инстанции не имеется.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу требований ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 10.03.2016 по делу в„– А50-27750/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА

Судьи
С.Э.РЯБОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ


------------------------------------------------------------------