Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.11.2016 N Ф09-9741/16 по делу N А47-12547/2015
Требование: О признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления отказал в приватизации участка, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости, по мотиву отсутствия у органа права распоряжения участком.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение им уполномочен осуществлять указанный орган местного самоуправления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2016 г. в„– Ф09-9741/16

Дело в„– А47-12547/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.04.2016 по делу в„– А47-12547/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "Стройреконструкция" (далее - общество "Стройреконструкция", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - Департамент, заинтересованное лицо), в котором просило признать незаконным отказ Департамента в заключении с обществом договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30331, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, проспект Братьев Коростелевых; на земельном участке расположены административное здание, гараж с бытовыми помещениями, склад, литеры ЕЕ1ББ1Б2, склады, столярный цех, литеры ВВ1В2, в„– 62а, изложенного в письме от 06.11.2015 в„– 11696/15; обязать Департамент в недельный срок с момента вынесения решения суда направить обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Управление Росимущества, третье лицо)
Решением суда от 04.04.2016 (судья Сердюк Т.В.) заявление удовлетворено, судом признан незаконным отказ Департамента в заключении с обществом договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30331, изложенный в письме от 06.11.2015 в„– 11646/15; на Департамент возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения его заявления по существу с учетом действующего законодательства.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неверное толкование судами норм материального права.
Заявитель жалобы полагает необоснованными выводы судов о том, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена; об отсутствии оснований для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности в силу отсутствия критериев, позволяющих сделать такой вывод. Считает, что судами не принято во внимание то обстоятельство, что объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке, приобретенные истцом у производственного строительно-монтажного объединения арендных предприятий "Стройреконструкция" Российского государственного концерна "Росстром", находились ранее в государственной собственности, о чем свидетельствует постановление Совмина РСФСР от 11.08.1990 в„– 288 "Об образовании Российского государственного концерна по производству строительных материалов и предметов домоустройства". Согласно п. 7 данного постановления концерну "Росстром" было передано по состоянию на 01.07.1990 в установленном порядке, в том числе имущество бывшего Министерства промышленности строительных материалов РСФСР. На основании изложенного Управление Росимущества полагает, что спорный земельный участок находился в государственной собственности и по состоянию на 01.07.2006 являлся разграниченным, отнесенным к собственности Российской Федерации, поскольку указанное предприятие в перечень организаций, передаваемых в собственность Оренбургской области, не входило.
По мнению подателя жалобы, органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню собственности. Федеральный закон от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) был дополнен ст. 3.1, которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки отнести к соответствующему уровню собственности.
Управление Росимущества полагает, что с 01.07.2006 года государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно, что подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.07.2015 по делу в„– 302-ЭС14-8088.
Ввиду отсутствия у муниципального образования полномочий по распоряжению федеральным имуществом, отказ Департамента в заключении с обществом договора купли-продажи земельного участка является правильным, а судебные акты - незаконными и подлежащими отмене
В отзыве на кассационную жалобу общество "Стройреконструкция" просит оставить решение и постановление в силе.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, проспект Братьев Коростелевых, поставлен на государственный кадастровый учет 21.11.2013 с присвоением кадастрового номера 56:44:0000000:30331, разрешенное использование: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, с размещением административного, гаража с бытовыми помещениями, склада, складов и столярного цеха".
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30331 отсутствуют (уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 08.04.2015).
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости: здание административное с гаражом и бытовыми помещениями, склад, литеры объекта ЕЕ1ББ1Б2, общая площадь 858,2 кв. м; склады, столярный цех, литеры объекта ВВ1В2В3, общая площадь 103,9 кв. м; склад, литера объекта В8, общая площадь 47,4 кв. м, принадлежащие на праве собственности обществу "Стройреконструкция".
В качестве оснований для государственной регистрации права собственности общества "Стройреконструкция" в свидетельствах о государственной регистрации права от 26.07.2012 указаны договор аренды с правом выкупа от 23.11.1990 производственного строительно-монтажного объединения арендных предприятий "Стройреконструкция" Российского государственного концерна "Росстром" и коммерческо-кооперативного ремонтно-строительного предприятия "Стройреконструкция"; решение о преобразовании коммерческо-кооперативного ремонтно-строительного предприятия "Стройреконструкция" в общество "Стройреконструкция" (протокол общего собрания от 20.04.1998 в„– 1); передаточный акт от 22.05.1998.
Общество "Стройреконструкция" обратилось в Департамент с заявлением от 06.10.2015 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0000000:30331 на праве собственности, ссылаясь на нахождение на указанном земельном участке принадлежащего ему недвижимого имущества.
Департамент уведомлением от 06.11.2015 в„– 11696/15 отказал обществу "Стройреконструкция" в предоставлении в собственность спорного земельного участка, указав на отсутствие у него права распоряжения земельным участком с кадастровым номером 56:44:0000000:30331.
Полагая отказ Департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество "Стройреконструкция" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:30331 не была разграничена в порядке, установленном Федеральным законом от 17.07.2001 в„– 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням и был занят недвижимым имуществом, находящимся в частной собственности, в связи с чем указал, что независимо от принадлежности этого имущества до приватизации, названный земельный участок относится к тем, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, право распоряжения земельным участком принадлежит Департаменту как органу местного самоуправления, в полномочия которого входит вопрос распоряжения такими земельными участками.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно исследовав вопрос о наличии иных критериев отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности, перечисленных в статье 3.1 Закона в„– 137-ФЗ, указав на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих данный факт.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Пунктом 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о выкупе земельного участка) установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В пунктах 1, 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.03.2015, за исключением отдельных положений, Закон в„– 137-ФЗ дополнен статьей 3.3, согласно пункту 2 которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
На основании ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности (федеральной собственностью).
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.
В силу п. 1 ст. 9 Закона Оренбургской области от 03.07.2015 в„– 3303/903-V-ОЗ "О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области" (в редакции от 03.07.2015) органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0000000:30331 относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, на основании чего пришли к обоснованному выводу о том, что распоряжение им уполномочены осуществлять соответствующие органы местного самоуправления муниципального образования "город Оренбург" (в рассматриваемом случае Департамент как отраслевой (функциональный) орган Администрации города Оренбурга) в соответствии с компетенцией, установленной положением, утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 18.02.2011 в„– 114.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения в собственности Российской Федерации данного земельного участка, в том числе отсутствует факт государственной регистрации права федеральной собственности, суды правомерно удовлетворили заявленные требования, признав отказ в заключении договора Департамента не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества.
Довод заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку не входит в предмет спора по настоящему делу. Исходя из разъяснений, изложенных в п. 56 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав", в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество, данный спор может быть разрешен только путем предъявления исковых требований в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку требование заявлено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции полагает преждевременным вывод судов об отсутствии оснований для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности, поскольку данный вопрос не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела и подлежит исследованию при разрешении спора о праве.
С учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.04.2016 по делу в„– А47-12547/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА

Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
С.Э.РЯБОВА


------------------------------------------------------------------