По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.11.2016 N Ф09-9486/16 по делу N А60-1896/2016
Требование: О признании недействительным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ уполномоченного органа мотивирован тем, что предоставленные обществом схемы не подтверждают образование испрашиваемых участков из земельного участка, ранее принадлежавшего последнему на праве постоянного пользования; отсутствием поручения вышестоящего органа на распоряжение участками.
Решение: Требование удовлетворено, так как обществом предоставлены все необходимые сведения и документы, передача спорных участков обществу входит в полномочия органа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2016 г. в„– Ф09-9486/16
Дело в„– А60-1896/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Рябовой С.Э., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской (далее - Управление) области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2016 по делу в„– А60-1896/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" (далее - общество "КомплектТехМаркет") - Борисова Е.В. (доверенность от 16.03.2015).
Общество "КомплектТехМаркет" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании недействительным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельных участков площадью 165 525 кв. м. и площадью 309139 кв. м, возложении обязанности на Управление в двухнедельный срок с момента вступления судебного решения в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2016 (судья Григорьева С.Ю.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2016 (судьи Полякова М.А., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции заявитель поясняет, что отсутствие установленных границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114 не позволяет с определенной степенью достоверности соотнести местонахождение испрашиваемых земельных участков и земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114, находящимся в федеральной собственности. Кроме того заявитель указывает, что представленные обществом документы не позволяют сделать вывод о том, что испрашиваемые земельные участки принадлежат обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Также Управление обращает внимание на то, что в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11.03.2015 в„– ПП-10/9036 оно не является органом, уполномоченным на принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка вне зависимости от площади земельного участка.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что за обществом "КомплектТехМаркет" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, целевое назначение: для сельскохозяйственного использования, категория: земли поселений, площадь 2 330 000 кв. м, категория: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 35 710 000 кв. м, общая площадь земельного участка 38 040 000 кв. м. расположенного в южной части кадастрового района Екатеринбургский г. Екатеринбурга, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.11.2005 серии 66 АБ в„– 898705.
Согласно письму федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области от 22.10.2010 в„– 4817 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0066 является ранее учтенным, был расформирован на ранее учтенные земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0000000:160 (земли сельскохозяйственного назначения) и 66:41:0507068:8 (земли населенных пунктов). Из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:8 образован земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:239, а оставшейся части земельного участка присвоен кадастровый номер 66:41:0507068:11. Из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:11 был образован земельный участок с кадастровым номером 66:41:0507068:21, а оставшейся части от земельного участка присвоен кадастровый номер 66:41:0507068:22.
Постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 в„– 3793 утверждены схемы расположения семи земельных участков общей площадью 2 225 488 кв. м. на кадастровом плане территории в Чкаловском районе города Екатеринбурга.
Общество "КомплектТехМаркет" обратилось в Управление с заявлениями от 26.10.2015 в„– 54, в„– 55 о предварительном согласовании предоставления обществу в собственность за плату без проведения торгов земельных участков площадью 165 525 кв. м. и 309 139 кв. м. соответственно, образованных путем деления земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, с приложением схем расположения земельных участков.
Письмом от 18.11.2015 в„– АР-15826/07 Управление отказало обществу в предварительном соглашении предоставления земельных участков в связи с тем, что из представленных заявителем схем не представляется возможным установить, что испрашиваемые земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114, а также из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кроме того, заинтересованное лицо указало, что не имеет полномочий для принятия решения по заявлениям общества в связи с отсутствием поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Полагая, что отказ Управления в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков нарушает права и законные интересы общества "КомплектТехМаркет", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов
В соответствии с п. 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пп. 7 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.Названный порядок предполагает, в частности, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (подп. 3 п. 3 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован в статье 39.15 Земельного кодекса, пункт 1 которой содержит требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а пункт 2 - документы, прилагаемые к такому заявлению.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе свидетельство о государственной регистрации права от 10.11.2005 серии 66 АБ в„– 898705, согласно которому за обществом "КомплектТехМаркет" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, письмо федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области от 22.10.2010 в„– 4817, согласно которому испрашиваемые земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507068:22, в свою очередь, образованного из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, что соответствует п. 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что испрашиваемые земельные участки принадлежат заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, у последнего возникло право на приобретение участков в собственность без проведения торгов в порядке, предусмотренном вышеуказанными нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что заявление о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков содержало все необходимые сведения, предусмотренные п. 1 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, и к нему были приложены документы, предусмотренные п. 2 ст. 39.15 Кодекса.
Судами отмечено, что испрашиваемые земельные участки расположены в квартале 11 урочища ОПХ "Свердловское", на лесные участки которого было зарегистрировано право собственности Российской Федерации в составе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1114. При этом согласно материалам лесоустройства и информации Департамента лесного хозяйства Свердловской области квартал 11 урочища ОПХ "Свердловское" исключен из состава земель лесного фонда на основании решения Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 в„– 66/30 "О внесении изменений в решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 в„– 60/1 "Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года". Таким образом, в настоящее время земельные участки, расположенные в названном квартале, относятся к землям населенных пунктов.
Согласно п. 4 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432, п. 4, п. 4.1.1. Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 в„– 374, Территориальное управление Росимущества по Свердловской области является органом, через который Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свои полномочия на территории Свердловской области. Таким образом, возложение на заинтересованное лицо обязанности по принятию решения о предварительном согласовании предоставления заявителю в собственность за плату земельных участков является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя; правомерно возложили на Управление обязанность принять в установленный срок решение о предварительном согласовании предоставления обществу "КомплектТехМаркет" в собственность за плату испрашиваемых земельных участков.
Доводы Управления не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2016 по делу в„– А60-1896/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ
Судьи
С.Э.РЯБОВА
И.А.ТАТАРИНОВА
------------------------------------------------------------------