По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.11.2016 N Ф09-10430/16 по делу N А60-12525/2016
Требование: О признании должника несостоятельным , утверждении временного управляющего и включении требования кредитора в реестр требований кредиторов должника.
Решение: В удовлетворении требования отказано, производство по делу о банкротстве прекращено, так как должник имеет статус субъекта естественной монополии, не доказано одно из условий для возбуждения дела о банкротстве субъекта естественных монополий - невозможность удовлетворения требований кредитора путем обращения взыскания на имущество должника.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2016 г. в„– Ф09-10430/16
Дело в„– А60-12525/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Матанцева И.В.,
судей Плетневой В.В., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" (далее - общество "Департамент ЖКХ") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 по делу в„– А60-12525/2016 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Департамент ЖКХ" - Андреев А.Г. (приказ от 12.02.2013 в„– 8);
Муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети г. Михайловск" (ИНН: 6646009457, далее - предприятие "Тепловые сети г. Михайловск", должник) - Красильников В.А. (доверенность от 05.04.2016).
В Арбитражный суд Свердловской области 22.03.2016 поступило заявление общества "Департамент ЖКХ" о признании предприятия "Тепловые сети г. Михайловск" несостоятельным (банкротом), в обоснование которого указано на наличие у должника задолженности перед заявителем в размере 19 899 188 руб. 79 коп., подтвержденной вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Свердловской области от 20.10.2015 по делу в„– А60-30520/2015, от 10.04.2015 по делу в„– А60-5035/2015.
В качестве временного управляющего кредитором заявлена кандидатура Копылова Алексея Владимировича, являющегося членом Ассоциации АУ СРО "Центральное агентство арбитражных управляющих".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2016 заявление общества "Департамент ЖКХ" о признании должника банкротом принято к производству и назначено к судебному разбирательству.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 14.07.2016 (судья Веретенникова С.Н.) требования общества "Департамент ЖКХ" к должнику признаны обоснованными, в отношении должника введена процедура наблюдения; временным управляющим должника утвержден Копылов А.В. с установлением ежемесячной суммы фиксированного вознаграждения в размере 30 000 руб. за счет денежных средств и имущества должника; требования общества "Департамент ЖКХ" в размере 19 899 188 руб. 79 коп. включены в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 (судьи Романов В.А., Мартемьянов В.И., Чепурченко О.Н.) определение суда первой инстанции от 07.07.2016 отменено, во введении в отношении должника процедуры наблюдения отказано, производство по настоящему делу о банкротстве прекращено.
В кассационной жалобе общество "Департамент ЖКХ" просит постановление суда апелляционной инстанции от 26.09.2016 отменить, определение суда первой инстанции от 07.07.2016 оставить в силе. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что должник обладает признаками несостоятельности, предусмотренными ст. 3, 6 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), требования кредитора основаны на вступивших в законную силу судебных актах. Общество "Департамент ЖКХ" отмечает, что должник не обладает достаточным имуществом и реализация судебным приставом-исполнителем не задействованных в производстве имущества и прав должника не позволит удовлетворить требования кредитора. Заявитель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о том, что у должника имеется значительная дебиторская задолженность (33 647 000 руб. согласно бухгалтерской отчетности за 2015 год).
Общество "Департамент ЖКХ" обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что дебиторская задолженность является имущественным правом требования и должна носить реальный характер, так как обращение на ее взыскание должно обеспечивать реальное исполнение исполнительного документа, в том числе путем дальнейшей реализации на торгах в рамках исполнительного производства; взыскание может быть обращено только на подтвержденное в бесспорном порядке право требования, при этом дебиторская задолженность может быть просрочена. В ходе судебного заседания должником не представлено ни одного судебного акта, подтверждающего наличие дебиторской задолженности.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "Тепловые сети г. Михайловск" просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции устанавливает правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, а также проверяет соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения общества "Департамент ЖКХ" с заявлением о признании должника банкротом явилось неисполнение предприятием "Тепловые сети г. Михайловск" вступивших в законную силу решений арбитражного суда о взыскании задолженности в размере 19 899 188 руб. 79 коп.
Возражая против заявления, должник указал на то, что относится к субъектам естественной монополии, обществом "Департамент ЖКХ" не представлено доказательств того, что судебный пристав-исполнитель оценил все имущество должника, непосредственно не участвующего в производственном процессе, и того, что имущества должника недостаточно для удовлетворения требований заявителя, кредитором учтены не все произведенные должником платежи.
Суд первой инстанции признал, что должник является субъектом естественных монополий, в связи с чем вопрос об обоснованности заявления общества "Департамент ЖКХ" следует разрешить с учетом положений параграфа 6 главы IX Закона о банкротстве. Приняв во внимание убыточность деятельности должника, превышение кредиторской задолженности (52 558 000 руб.) над его активами (дебиторская задолженность на сумму 33 647 000 руб.), неисполнение должником выставленных к его банковскому счету инкассо на сумму 16 093 812 руб., наличие сводного исполнительного производства о взыскании 16 015 976 руб. 78 коп., отсутствие положительных для заявителя результатов исполнительного производства, а также пояснения судебного пристава-исполнителя Крюковой Ю.О. (она дала пояснения относительно большой изношенности находящегося у должника на праве хозяйственного ведения имущества, об отсутствии у должника денежных средств, о непредставлении должником сведений о дебиторской задолженности, об обращении одним из взыскателей в марте 2016 года взыскания на денежные средства от населения, которые незначительны), суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности удовлетворения требований общества "Департамент ЖКХ" путем обращения взыскания на имущество должника, перечисленное в п. 1 - 3 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве и о наличии предусмотренных ст. 4, 33, 48, 197 Закона о банкротстве оснований для введения в отношении должника наблюдения.
Отменяя определение суда первой инстанции и прекращая производство по делу о банкротстве, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Специальные правила, регулирующие особенности банкротства субъектов естественных монополий установлены параграфом 6 "Банкротство субъектов естественных монополий" главы IX Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 1 ст. 197 Закона о банкротстве для целей указанного Закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Согласно абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а под естественной монополией - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Статьей 4 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что к субъектам естественных монополий относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие, в частности, услуги по передаче тепловой энергии; водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
Пунктом 3 ст. 197 Закона о банкротстве установлено, что дело о банкротстве может быть возбуждено судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в п. 1 - 3 п. 1 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно п. 1 - 3 п. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности: в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий; во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Таким образом, условием для возбуждения дела о банкротстве субъекта естественных монополий является исчерпание в ходе исполнительного производства возможности удовлетворения требований кредитора путем обращения взыскания на все имеющееся у должника имущество за исключением имущества (и имущественных прав), непосредственно используемого в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров.
Как следует из материалов дела, а также из пояснений судебного пристава-исполнителя в судебном заседании суда первой инстанции среди активов должника имеется значительная дебиторская задолженность (33 647 000 руб. согласно бухгалтерской отчетности за 2015 год), но необходимые меры по обращению на нее взыскания не приняты. При этом предприятие "Тепловые сети г. Михайловск" продолжает производственную деятельность, а денежные средства, причитающиеся ему от оказания услуг теплоснабжения, его агентом направляются на расчеты с его контрагентами, что подтверждается агентским договором от 01.11.2012 в„– 415АГ, соответствующими платежными поручениями и письмами агента. Помимо этого, согласно пояснениям сторон предприятие "Тепловые сети г. Михайловск" владеет автомобилем.
Установив в данном случае отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о невозможности удовлетворении требования общества "Департамент ЖКХ" путем обращения взыскания на имущество должника в порядке исполнительного производства, апелляционный суд сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования о введении в отношении предприятия "Тепловые сети г. Михайловск" процедуры наблюдения и прекратил производство по делу о банкротстве.
Суд округа полагает, что указанный вывод суда апелляционной инстанции соответствует установленным им фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основан на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права, иной оценке представленных по делу доказательств и не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 по делу в„– А60-12525/2016 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.МАТАНЦЕВ
Судьи
В.В.ПЛЕТНЕВА
А.В.КАНГИН
------------------------------------------------------------------