Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.11.2016 N Ф09-9815/16 по делу N А76-1211/2016
Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: Фонд начислил страховые взносы, пени, штраф со ссылкой на несоблюдение страхователем условия для применения пониженного тарифа страховых взносов .
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в проверяемый период страхователь оказывал услуги по адаптации и техническому сопровождению программного обеспечения для ЭВМ, что позволяло ему применять пониженный тариф страховых взносов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2016 г. в„– Ф09-9815/16

Дело в„– А76-1211/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Черкезова Е.О., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинске Челябинской области (далее - управление, фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2016 по делу в„– А76-1211/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Евразия-Плюс" (далее - общество, страхователь) - Журавлев В.В. (доверенность от 21.03.2014 в„– 4).

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 30.12.2015 в„– 08405315РВ0001344 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 04.05.2016 (судья Попова Т.В.) заявленное требование удовлетворено. Суд признал недействительным решение фонда от 30.12.2015 в„– 08405315РВ0001344.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 (судьи Скобелкин А.П., Кузнецов Ю.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что обществом не подтверждены условия для применения льготного тарифа при исчислении взносов за 2012 - 2014 года в порядке ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон в„– 212-ФЗ), а именно: не соблюдено требование о доле доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, которая должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период.
Управление указывает на то, что общество оказывает за плату услуги по сопровождению электронного периодического справочника "Система Гарант" (далее - ЭПС "Система Гарант") путем предоставления формируемых исполнителем экземпляров текущих ежедневных выпусков еженедельных версий справочника и (или) комплектов частей (информационных разделов, блоков) справочника, также предоставляет заказчикам услуги (выполняет работы) по адаптации ЭПС "Система Гарант", установке, тестированию и сопровождению ЭПС "Система Гарант"; адаптация ЭПС "Система Гарант" является одним из технологических процессов оказываемых услуг, без которого ЭПС "Система Гарант" не будет функционировать на компьютере (сервере); правообладателем ЭПС "Система Гарант" является общество с ограниченной ответственностью "НПП "Гарант-Сервис-Университет" (далее - общество "НПП "Гарант-Сервис-Университет"), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации базы данных; в ходе проведения выездной проверки общество пояснило, что между ним и обществом "НПП "Гарант-Сервис-Университет" нет прямых договорных отношений; общество является партнером общества "НПП "Гарант-Сервис-Университет" через договор, заключенный с индивидуальным предпринимателем Барановым М.С., которому общество "НПП "Гарант-Сервис-Университет" предоставило необходимые права.
Фонд полагает, что общество в проверяемом периоде не разрабатывало программ для ЭВМ, а оказывало информационные услуги по установке, обновлению, сопровождению уже существующей справочно-правовой системы "Гарант" в том объеме, какой требуется конкретному заказчику в соответствии со структурой заказа к договору.
По мнению заявителя жалобы, общество не осуществляло разработку и реализацию разработанных обществом программ для ЭВМ и не имело доходов от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению тех программ для ЭВМ и баз данных, разработку которых общество осуществляло в 2012 - 2014 годах, что не соответствует условиям и требованиям, изложенным в ч. 2.1 ст. 57 и в подп. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона в„– 212-ФЗ.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведения выездной проверки общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов управлением составлен акт от 03.12.2015 в„– 08405315 АВ 0001522 и вынесено решение от 30.12.2015 в„– 08405315РВ0001344, которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона в„– 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 1 503 388 руб. 13 коп., ему доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 7 516 940 руб. 66 коп., начислены пени в сумме 1 079 890 руб. 84 коп.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы фонда о несоблюдении обществом в 2012 - 2014 годах критерия доли дохода (не менее 90%) от основного вида деятельности в общем объеме его доходов и, как следствие, неправомерном применении пониженного тарифа страховых взносов в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона в„– 212-ФЗ.
Полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленное требование, исходили из недоказанности управлением неправомерности применения обществом в 2012 - 2014 годах пониженного тарифа страховых взносов.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона в„– 212-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статьей 12 Закона в„– 212-ФЗ установлены тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона в„– 212-ФЗ в течение переходного периода (2011 - 2027 гг.) применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного закона, для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Указанные в п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона в„– 212-ФЗ плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 3 данной статьи, при выполнении ими условий, установленных ч. 2.1, 2.2 ст. 57 названного закона.
Контроль за соблюдением требований, установленных п. 2 ч. 2.1 и п. 2 ч. 2.2 ст. 57 Федерального закона в„– 212-ФЗ, осуществляется, в том числе, на основании отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со ст. 15 указанного закона.
В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к указанному отчетному (расчетному) периоду организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное ч. 2.1 или 2.2 ст. 57 Федерального закона в„– 212-ФЗ, а также в случае лишения ее государственной аккредитации, такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 3 ст. 58 названного закона, с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и (или) аннулирована государственная аккредитация (ч. 5 ст. 58 Федерального закона в„– 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона в„– 212-ФЗ (в редакции, действующей в проверяемые периоды) организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, не являющиеся вновь созданными организациями, применяют пониженные тарифы страховых взносов при выполнении ими одновременно трех условий: организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным п. 4 ч. 2 этой статьи, составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период; средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 57 Федерального закона в„– 212-ФЗ, составляет не менее 30 человек.
Согласно ч. 2.3 ст. 57 Федерального закона в„– 212-ФЗ сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В силу п. 1 ст. 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Согласно ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 в соответствии со ст. 271 или ст. 273 Кодекса.
Судами установлено, что общество является лицом, имеющим государственную аккредитацию в соответствии с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2007 в„– 758; согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц в проверяемый период основным видом деятельности общества является деятельность под кодом ОКВЭД 72.10 "Консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники", дополнительными видами деятельности являются деятельность под кодами: ОКВЭД 72.30 "Обработка данных", ОКВЭД 72.40 "Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных технологий", ОКВЭД 72.60 "Прочая деятельность, связанная с использование вычислительной техники и информационных технологий", ОКВЭД 74.11 "Деятельность в области права", ОКВЭД 72.20 "Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области", ОКВЭД 74.13.1 "Исследование конъюнктуры рынка", ОКВЭД 74.84 "Предоставление прочих услуг", ОКВЭД 22.33 "Копирование машинных носителей информации", ОКВЭД 74.12 "Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита"; для проверки обоснованности применения страхователем в 2012 - 2014 годах пониженного тарифа страховых взносов в размере 12%, установленного для организаций, осуществляющих вид деятельности из числа указанных в п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона в„– 212-ФЗ, обществом фонду были представлены: уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения; формы, утвержденные Росстатом "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"; расчеты по форме РСВ-1 за 2012 - 2014 годы с разделом 3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов"; книги учета доходов и расходов организации за 2012 - 2014 годы; налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2012 - 2014 годы; бухгалтерская отчетность субъекта малого предпринимательства за 2013, 2014 годы; своды начислений и удержаний по заработной плате за 2012 - 2014 годы; свидетельства официального партнера; договор от 05.01.2005 в„– ЕП-01/05, заключенный между страхователем и индивидуальным предпринимателем Барановым М.С.; договоры, государственные контракты на оказание информационных услуг за 2012 - 2014 годы; штатные расписания на 2012 - 2014 годы; трудовые договоры (оператор ЭВМ, специалист по обучению работе с справочно-правовыми системами, рекламный агент, торговый агент, менеджер по работе с клиентами, специалист по обучению работе с справочно-правовыми системами, маркетолог отдела продаж, специалист по обслуживанию справочно-правовых систем в отделе обучения); командировочные удостоверения работников; свидетельство о государственной регистрации базы данных в„– 2010620706, правообладатель общество "НПП "Гарант-Сервис-Университет"; договор, заключенный между страхователем и обществом "НПП "Гарант-Сервис-Университет" от 12.01.2015 в„– 4/058/15; информационное письмо (пояснение) от 29.10.2015 в„– 1-101-И общества "НПП "Гарант-Сервис-Университет"; счета, выставленные обществом "НПП "Гарант-Сервис-Университет" страхователю (от 24.07.2013 в„– Фсбт-08-343/13 (информационно-консультационные услуги на конференции); от 02.04.2014 в„– Ф-4343/14 (услуги по теме "Новые способы распространения ЭПС "Система Гарант"); оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерскому счету 90.1 "Выручка" (по субконто) за 2012 - 2014 годы; карточки по бухгалтерскому счету 90.1 "Выручка" за 2012 - 2014 годы; карточки по бухгалтерскому счету 91.1 "Прочие доходы" за 2012 - 2014 годы; карточки по бухгалтерскому счету 90.2 "Себестоимость продаж" за 2012 - 2014 годы; карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов по данным страхователя (в электронном виде за 2012 - 2014 годы); карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов на бумажном носителе по регрессантам по данным страхователя.
В представленной налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения за проверяемый период вся выручка обществом получена от оказания услуг по адаптации ЭПС "Система Гарант", установке, тестированию и сопровождению ЭПС "Система Гарант"; адаптация ЭПС "Система Гарант" является одним из технологических процессов оказываемых услуг, без которого ЭПС "Система Гарант" не будет функционировать на компьютере (сервере); общество при расчете доли доходов для применения пониженного тарифа учитывало доходы, полученные не только от оказания услуг по установке, адаптации и сопровождению ЭПС "Система Гарант", но и по оказанию консультационных, информационных услуг по работе с системой.
Суды на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств установили, что общество в проверяемом периоде оказывало услуги по адаптации, техническому сопровождению программного обеспечения для ЭВМ, и сделали вывод о соблюдении обществом условий, предусмотренных законодательством, позволяющих применять в 2012 - 2014 годах пониженный тариф страховых взносов.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2016 по делу в„– А76-1211/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинске Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ

Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
О.Л.ГАВРИЛЕНКО


------------------------------------------------------------------