По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.10.2016 N Ф09-9464/16 по делу N А76-11049/2015
Требование: О взыскании солидарно с РФ, субъекта РФ убытков в виде расходов на приобретение жилого помещения.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что во исполнение судебного акта приобретено жилое помещение для предоставления семье, имеющей ребенка-инвалида.
Решение: Требование удовлетворено в отношении субъекта РФ, так как обеспечение жильем указанной категории граждан, вставших на учет после установленной законом даты, относится к расходным обязательствам субъекта РФ, в спорный период субъекту РФ были выделены из федерального бюджета финансовые средства на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, размер понесенных расходов подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2016 г. в„– Ф09-9464/16
Дело в„– А76-11049/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Столярова А.А., Татариновой И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изотовой Н.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2016 по делу в„– А76-11049/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыл представитель Министерства финансов Челябинской области - Суркова Ю.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 02/03-23/2).
Администрация города Челябинска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области о взыскании солидарно убытков в размере 2 822 000 руб. 36 коп. (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области, Правительство Челябинской области, Порохина Гульфира Мунавировна.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2016 (судья Мосягина Е.А.) с Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу Администрации взысканы убытки в размере 2 822 000 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано (с учетом определения об исправлении опечатки от 15.04.2013).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2016 (судьи Карпусенко С.А., Забутырина Л.В., Сотникова О.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Челябинской области просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области, ссылаясь на то, что вывод судов об отнесении к полномочиям субъектов Российской Федерации финансового обеспечения жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, противоречит п. 2, 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ), ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.Заявитель полагает, что на основании положений ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности в соответствии с жилищным законодательством. Вместе с тем, по мнению Министерства финансов Челябинской области, Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает мер социальной защиты отдельных категорий граждан и не закрепляет за субъектом Российской Федерации полномочий по их осуществлению. Кроме того, заявитель, с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 в„– 68-О, указывает на то, что поскольку право на получение жилья инвалидами, вставшими на учет после 01.01.2005, установлено Российской Федерацией, до настоящего времени не урегулировавшей вопрос распределения полномочий и порядок финансирования указанных льгот, обязанность по их финансированию подлежит возложению на Российскую Федерацию. Министерство считает, что вывод судов о реализации органами местного самоуправления полномочий по предоставлению жилья инвалидам за счет получения межбюджетных трансфертов в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности противоречит положениям ст. 6, 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 6 ст. 23.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ. Кроме того, по мнению заявителя, в материалах дела отсутствуют доказательства противоправности его действий, наличия вины, причинной связи между его действиями и наступившими последствиями для истца.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что Порохин Д.Т. является инвалидом, постановлением Главы администрации Ленинского района г. Челябинска от 21.02.2005 в„– 215 Порохина Г.М. с составом семьи 4 человека признана нуждающимся в жилом помещении и принята на соответствующий учет.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда от 05.11.2011 удовлетворены исковые требования Порохиной Г.М., действующей в интересах несовершеннолетнего Порохина Д.Т.; на Администрацию возложена обязанность предоставить Порохиной Г.М. с составом семьи 4 человека во вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение не менее, чем из трех комнат, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте г. Челябинска, общей площадью не менее 72 кв. м, по договору социального найма.
Во исполнение решения Ленинского районного суда от 05.11.2011, распоряжением "О предоставлении жилого помещения Порохиной Г.М., Порохину Т.В., Порохину Д.Т., Порохиной Т.Т." от 19.11.2012 в„– 6181-к, на основании которого жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 62,7 кв. м предоставлена Порохиной Г.М., Порохину Т.В., Порохину Д.Т., Порохиной Т.Т.
Между Порохиной Г.М. и Администрацией Центрального района города Челябинска, действующей от имени муниципального образования "Город Челябинск", 21.11.2012 заключен договор социального найма жилого помещения в„– 587, в отношении трехкомнатной квартиры общей площадью 62,7 кв. м, расположенной по адресу: <...>.
В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости вышеуказанной трехкомнатной квартиры, ее стоимость по состоянию на 22.05.2013 составила 2 822 000 руб.
Определением Ленинского районного суда города Челябинска от 04.10.2012 по гражданскому делу в„– 2-3056/2011 по иску Порохиной Г.М., действующей в интересах несовершеннолетнего Порохина Д.Т., к Администрации, администрации Ленинского района города Челябинска, Правительству Челябинской области о предоставлении вне очереди жилого помещения, между Администрацией, именуемой в дальнейшем "Администрация", и Порохиной Г.М., действующей в интересах несовершеннолетнего Порохина Д.Т., именуемой в дальнейшем "Порохина Г.М.", совместно именуемых в дальнейшем "Стороны", являющиеся должником и взыскателем на стадии исполнительного производства в„– 4837/12/22/74, возбужденного на основании исполнительного листа от 18.05.2012 в„– ВС 025536134, выданного Ленинским районным судом города Челябинска по гражданскому делу в„– 2-3056/2011, утверждено мировое соглашение на следующих условиях:
1. Администрация предоставляет Порохиной Г.М. на состав семьи из 4 человек: Порохина Тимофея Викторовича, Порохину Татьяну Тимофеевну, Порохина Данилы Тимофеевича вне очереди по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение, а именно: 3-комнатную квартиру, назначение - жилое, общей площадью 62,7 кв. м, этаж 7, расположенную по адресу: <...>, принадлежащую муниципальному образованию - "город Челябинск", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.05.2012.
2. За Порохиной Гульфирой Мунавировной с составом семьи 4 человека: Порохина Тимофея Викторовича, Порохиной Татьяны Тимофеевны, Порохина Данилы Тимофеевича сохраняется право пользования муниципальным жилым помещением, а именно комнатой 4 в коммунальной квартире, общей площадью 11,5 кв. м, расположенной по адресу: <...>, предоставленной Порохиной Г.М. на основании ордера от 28.02.2005 в„– 06789, выданного администрацией Ленинского района города Челябинска, на условиях социального найма.
3. Порохина Г.М. в свою очередь по настоящему Соглашению отказывается от взыскания с Администрации предоставления ей с составом семьи 4 человека вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, состоящего не менее, чем из трех комнат, соответствующего санитарным и техническим требованиям, в черте города Челябинска, общей площадью не менее 72 кв. м и заключает настоящее Соглашение.
4. С момента вступления в силу настоящего Соглашения Порохина Г.М. не имеет к Администрации каких-либо требований, связанных с предметом исполнения по исполнительному производству в„– 4837/12/22/74, возбужденному на основании исполнительного листа от 18.05.2012 в„– ВС 025536134, выданного Ленинским районным судом города Челябинска.
5. Условия, предусмотренные настоящим Соглашением, являются окончательными и в полном объеме определяют взаимные обязательства Сторон, связанные с предметом исполнения по исполнительному производству в„– 4837/12/22/74, возбужденному на основании исполнительного листа от 18.05.2012 в„– ВС 025536134, выданного Ленинским районным судом города Челябинска.
Администрация, ссылаясь на то, что в результате предоставления указанной квартиры Порохиной Г.М. муниципальное образование - "город Челябинск" понесло убытки в размере стоимости квартиры, которые ему не компенсированы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском о взыскании солидарно с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации, Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области убытков в виде стоимости квартиры размере 2 822 000 руб.
Удовлетворяя исковые требования за счет Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 в„– 1563-О-О, в силу ст. 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями ст. 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ), ст. 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.12.2015 в„– 309-ЭС15-11321 и закрепленной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации в„– 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, направленные на оспаривание указанного вывода, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат названной позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, в связи с тем, что Порохиной Г.М. с составом семьи 4 человека поставлена на учет после 01.01.2005, обеспечение ее жилым помещением подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.
С учетом того, что доказательства исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств не в полном объеме отсутствуют, орган местного самоуправления выполнил обязанность по предоставлению жилого помещения Порохиной Г.М., однако не получил от субъекта Российской Федерации компенсации стоимости квартиры, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования к Челябинской области.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2016 по делу в„– А76-11049/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Э.РЯБОВА
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
И.А.ТАТАРИНОВА
------------------------------------------------------------------