По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.10.2016 N Ф09-8860/16 по делу N А07-13929/2015
Требование: О признании незаконными решений об отказе в предоставлении без проведения торгов земельного участка для ведения дачного хозяйства, утверждении схемы расположения участка, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Дачное некоммерческое товарищество ссылалось на неправомерность отказа, мотивированного отсутствием фонда перераспределения земель в пределах муниципального образования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку с учетом изменения законодательства предоставление участков для ведения дачного хозяйства возможно лишь по результатам проведения торгов, оспариваемый отказ не нарушает права товарищества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2016 г. в„– Ф09-8860/16
Дело в„– А07-13929/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Рябовой С.Э., Семеновой З.Г.рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дачного некоммерческого товарищества "Березка" (далее - дачное товарищество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2016 по делу в„– А07-13992/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Дачное товарищество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) об отказе в предоставлении дачному товариществу в аренду земельного участка, расположенного в Калининском районе городского округа город Уфа, вдоль улицы Мечникова для ведения дачного хозяйства, выраженного в письме от 29.05.2015 в„– 11693; обязании предоставить испрашиваемый земельный участок в безвозмездное пользование, направить в адрес заявителя проект договора безвозмездного пользования; а также о признании незаконным решения Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление) по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером 02:55:030856:27, обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата) снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 02:55:030856:27 (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Управление и кадастровая палата привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда от 08.04.2016 (судья Кручинина Н.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 (судьи Карпачева М.И., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе дачное товарищество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что положениями п. 10 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и указано лишь на участие в торгах исключительно юридическим лицам, а не исключительность предоставления таких земельных участков через торги. По мнению заявителя, ведение дачного хозяйства законодателем приравнено к индивидуальному жилищному строительству. Ссылаясь на подп. 12 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации дачное товарищество указывает на возможность представления спорного земельного участка в безвозмездное пользование в целях жилищного строительства без проведения торгов (по аналогии закона). Заявитель полагает невозможным участие некоммерческого товарищества в аукционе, поскольку такие юридические лица находятся в неравных условиях и положении. Кроме того, дачное товарищество считает, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с нарушением норм земельного законодательства.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что дачное товарищество обратилось в Администрацию с Заявлением от 25.04.2015 о предоставлении земельного участка, расположенного в Калининском районе городского округа г. Уфа вдоль улицы Мечникова для ведения дачного хозяйства членами дачного товарищества согласно приложенной схеме.
Управлением в адрес заявителя направлен отказ от 29.05.2015 в предоставлении земельного участка со ссылкой на отсутствие фонда перераспределения земель в пределах городского округа г. Уфа.
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы, дачное товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие 2-х условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Поскольку спорные отношения возникли в связи с обращением заявителя о приобретении земельного участка на основании заявления, поданного 25.04.2015, они подлежат регулированию нормами Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом вступивших в силу с 01.03.2015 изменений, внесенных Законом в„– 171-ФЗ.
Как следует из материалов дела, дачное товарищество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в безвозмездное пользование без проведения торгов для ведения дачного хозяйства.
В соответствии с п. 11 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование без проведения торгов только некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства.
При этом предоставление земельного участка осуществляется на праве безвозмездного пользования на период разработки и утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории (п. 4 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации). После образования в соответствии с проектом межевания территории садовые земельные участки могут быть приобретены членами указанной некоммерческой организации в собственность или в аренду без проведения торгов (подп. 3 п. 2 ст. 39.3, подп. 7 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что заявитель является вновь образованным юридическим лицом с основным видом деятельности "Управление эксплуатацией нежилого фонда".
Поскольку на момент подачи данного заявления, в связи с внесением изменений в положения Земельного кодекса Российской Федерации и Закона в„– 66-ФЗ Законом в„– 171-ФЗ, предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства стало возможно лишь по результатам проведения торгов (ст. 39.6, п. 10 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации), у Администрации отсутствовали основания для предоставления дачному товариществу испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, в силу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Как следует из ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона в„– 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.
Из ч. 2 указанной статьи следует, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте осуществляются, если иное не установлено настоящим Законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона в„– 221-ФЗ с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в ч. 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица (ч. 3 указанной статьи).
Постановка на учет объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте осуществляются, в том числе, на основании технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в п. 15 или 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Закона сведений о таком объекте недвижимости) или копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ (ст. 22 Закона в„– 221-ФЗ).
В соответствии со ст. 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 в„– 59-з (ред. от 28.05.2015) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" органы местного самоуправления городского округа город Уфа, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 02:55:030856:27 имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет 24.02.2014; категория земель - земли населенных пунктов; - вид разрешенного использования - не установлен; адрес г. Уфа, Калининский район, автодорога "Уфа - Шакша"; уточненная площадь 169261 кв. м; статус - временный.
С заявлением о постановке на кадастровый учет вновь образованного земельного участка обратилась кадастровый инженер Черняк Л.В. на основании межевого плана и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной начальником Управления 12.02.2014. Полномочия кадастрового инженера Администрацией подтверждены.
Установив, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления дачного товарищества.
Доводы заявителя судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нормы материального права применены судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.04.2016 по делу в„– А07-13992/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Березка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
С.Э.РЯБОВА
З.Г.СЕМЕНОВА
------------------------------------------------------------------