По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.10.2016 N Ф09-9448/16 по делу N А50-26124/2015
Требование: Об обязании администрации городского округа принять земельный участок в постоянное пользование с последующей регистрацией права собственности, провести рекультивацию.
Обстоятельства: Истцы указали, что участок во исполнение межмуниципального соглашения в пользование не принят, рекультивация не осуществлена.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как основания для распоряжения участком и возникновения права собственности у городского округа отсутствуют, участком распоряжались органы муниципального района, не принявшие мер к своевременной утилизации отходов, ответственность за ухудшение участка и обязанность восстановить его не может быть возложена на городской округ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. в„– Ф09-9448/16
Дело в„– А50-26124/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Беляевой Н.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Кунгурского муниципального района (далее - администрация муниципального района, истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.03.2016 по делу в„– А50-26124/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации города Кунгура Пермского края (далее - администрация городского округа) - Батурина Е.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 1/01-34).
Администрация муниципального района обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к администрации городского округа об обязании принять земельный участок с кадастровым номером 59:24:3600102:454 в постоянное бессрочное пользование Управления городского хозяйства администрации города Кунгура с последующей государственной регистрацией права собственности муниципального образования город Кунгур на участок, а также об обязании провести рекультивацию данного земельного участка (дело в„– А50-26124/2015).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Мазунин Владимир Валентинович (далее - предприниматель Мазунин В.В.), Управление городского хозяйства администрации г. Кунгура Пермского края, Комитет по градостроительству и ресурсам администрации г. Кунгура Пермского края, Администрация Плехановского сельского поселения.
С аналогичным иском к администрации городского округа в арбитражный суд обратилась администрация Плехановского сельского поселения (далее - Администрация поселения, истец) (дело в„– А50-1192/2016).
Определением от 02.02.2016 дела в„– А50-26124/2015, в„– А50-1192/2016 объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен в„– А50-26124/2015.
Определением суда от 24.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю).
Решением суда от 24.03.2016 (судья Гуляева Е.И.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 (судьи Семенов В.В., Макаров Т.В., Полякова М.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального района просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств по делу. В обоснование доводов кассационной жалобы администрация муниципального района указывает, что спорный земельный участок использовался для свалки ТБО муниципального образования "Город Кунгур" и на содержание данного объекта муниципальным образованием выделялись денежные средства в размере 499 979 руб. 88 коп., кроме того муниципальное образование получало плату за негативное воздействие на окружающую среду, то есть поступившие платежи могли быть направлены на улучшение экологической обстановки данного муниципального образования (в том числе на содержание свалки ТБО, ее рекультивации). Администрация также отмечает, что статус фактического пользователя спорным земельным участком администрация города Кунгура принимала и признавала. По мнению истца, ответчиком не выполнены принятые на себя обязательства по исполнению условий межмуниципального соглашения по созданию мусороперерабатывающего комплекса Юго-Восточного округа и организации эффективной системы сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов потребления от 20.06.2013 в„– 1 (далее - Соглашение), которое не отменено и является действующим.
Администрация городского округа в направленном письменном отзыве на кассационную жалобу, указало, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Управление городского хозяйства администрации г. Кунгура Пермского края направило письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором указало, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется. В направленном в электронном виде отзыве Управление городского хозяйства администрации г. Кунгура Пермского края ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Исполнительным комитетом Кунгурского районного Совета депутатов трудящихся принято решение от 11.08.1966 в„– 171 об отводе Кунгурскому горкомхозу для организации городской свалки нечистот в постоянное пользование земельный участок из земель колхоза "Новая жизнь" общей площадью 9,56 га с выплатой колхозу стоимости освоения участка и компенсаций.
Администрацией Кунгурского района (арендодатель) и муниципальным учреждением "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" (арендатор) 16.06.1998 заключен договор аренды земельного участка площадью 95 600 кв. м для свалки хозяйственно-бытовых отходов (п. 1.1, 1.3 договора) со сроком действия 10 лет (п. 2.1 договора).
Муниципальное учреждение "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" 31.12.2003 реорганизовано путем выделения муниципального унитарного предприятия г. Кунгура "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства".
Указанный земельный участок учтен в ГКН 25.03.2008 с кадастровым номером 59:24:3600102:0454, при этом категория земель не установлена, разрешенное использование - для свалки хозяйственно-бытовых отходов (кадастровый план от 25.03.2008 в„– 24/08-01-0931).
Главой Кунгурского муниципального района на основании материалов межевания принято постановление от 17.04.2008 в„– 600, которым названный земельный участок отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Этим же постановлением утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером 59:24:3600102:0454 с указанием общей площади 57222 кв. м и местоположением: Пермский край, Кунгурский район, 1250 м южнее д. Полетаево; муниципальному унитарному предприятию "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" предписано сдать земельный участок общей площадью 38378 кв. м по акту рекультивации (п. 5 постановления).
Администрацией Кунгурского муниципального района и муниципальным унитарным предприятием "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" 16.06.2008 заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 16.06.1998, которым ранее заключенный договор аренды расторгнут.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" признано судом несостоятельным (банкротом) и 07.12.2010 исключено из ЕГРЮЛ ввиду завершения всех процедур в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Постановлением главы Кунгурского муниципального района от 11.11.2008 в„– 2033 земельный участок с кадастровым номером 59:24:3600102:454 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному бюджетному учреждению "Управление городского хозяйства администрации г. Кунгура Пермского края" для свалки хозяйственно-бытовых отходов.
На основании постановления главы Кунгурского муниципального района от 25.02.2009 в„– 186 между Комитетом имущественных и земельных отношений Кунгурского муниципального района (арендодатель) и предпринимателем Мазуниным В.В. (арендатор) 01.01.2010 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 59:24:3600102:454 для свалки хозяйственно-бытовых отходов на срок с 01.01.2010 по 30.12.2010; участок передан предпринимателю по акту приема-передачи.
Впоследствии с предпринимателем Мазуниным В.В. заключены аналогичные краткосрочные договора аренды указанного земельного участка от 21.01.2011 (со сроком действия до 30.12.2011), от 30.12.2011 (со сроком действия до 28.12.2012).
Управлением имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района и предпринимателем Мазуниным В.В. 21.12.2012 заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 30.12.2011 о продлении срока действия договора аренды земельного участка до 28.12.2013, аналогичное соглашение заключено сторонами 13.01.2014 о продлении срока действия договора до 25.05.2014.
Ссылаясь на то, что обязательства, принятые муниципальным образованием "Городской округ "Город Кунгур" по межмуниципальному соглашению, до настоящего времени не исполнены, земельный участок не принят, мероприятия по рекультивации не осуществлены, истцы обратились в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Права на земельные участки определяются правилами, установленными Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно ч. 5 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ) также определено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подп. 6 и 7 ст. 39.5 названного Кодекса.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 в„– 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями о понуждении ответчика (Администрации городского округа) принять земельный участок с кадастровым номером 59:24:3600102:454 в постоянное бессрочное пользование Управления городского хозяйства администрации г. Кунгура с последующей государственной регистрацией права собственности муниципального образования Город Кунгур на участок, а также об обязании провести рекультивацию данного земельного участка, истцы преследовали цель прекращения права государственной неразграниченной собственности на земельный участок и возникновения на него права собственности муниципального образования город Кунгур.
Как установлено судами, спорный земельный участок площадью 57222 кв. м с кадастровым номером 59:24:3600102:454, местоположением: Пермский край, Кунгурский район, 1250 м южнее д. Полетаево, расположен за пределами административных границ города Кунгура, на территории Плехановского сельского поселения и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, при этом лица участвующие в деле эти обстоятельства не оспаривают.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, Устав города Кунгура Пермского края, принятый решением Кунгурской городской Думы от 11.07.2005 в„– 207, суды установили, что город Кунгур является муниципальным образованием, наделенным Законом Пермской области от 10.11.2004 в„– 1769-367 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципального образования "Город Кунгур" Пермского края" статусом городского округа.
Судами также установлено, что земельный участок с кадастровым номером в„– 59:24:3600102:454 не признан относящимся к собственности муниципального образования город Кунгур (городского округа) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, не является безвозмездно переданным в муниципальную собственность города Кунгура из федеральной собственности или из собственности иного муниципального образования в соответствии с подп. 6 и 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу законодательных норм, регулирующих разграничение государственной собственности на землю, возникновение права собственности муниципальных образований на земельные участки возможно в данной процедуре исключительно на участки, расположенные в границах муниципальных образований.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для возникновения права собственности городского округа город Кунгур на спорный земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, приведенных в п. 3 ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами также принято во внимание межмуниципальное соглашение от 20.06.2013, заключенное между муниципальными образованиями Березовский муниципальный район Пермского края, Кишертский муниципальный район Пермского края, Кунгурский муниципальный район Пермского края, городской округ город Кунгур, предметом которого указана совместная деятельность, направленная на координацию действий участников по созданию мусороперерабатывающего комплекса Юго-Восточного округа и организации эффективной системы сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов потребления (п. 1.1 соглашения), а также создание мусороперерабатывающего комплекса Юго-Восточного округа в рамках соглашения включает в себя: строительство межмуниципального полигона ТБО Юго-Восточного округа на территории Кунгурского района в 1,7 км северо-западнее д. Мыльники и в 6 км юго-западнее от г. Кунгура; строительство мусороперерабатывающей станции на данном полигоне и трех мусороперерабатывающих станций на территории Березовского, Кунгурского и Кишертского муниципального районов; строительство площадок временного накопления (складирования) отходов на территории Березовского, Кунгурского и Кишертского муниципального районов; закрытие всех объектов обращения с отходами, не отвечающих нормативным требованиям; рекультивация объектов обращения с отходами на территориях Березовского, Кунгурского и Кишертского муниципальных районов (п. 1.3 соглашения); разделом 2 соглашения предусмотрено, что городской округ г. Кунгур в рамках соглашения обязуется передать незавершенный строительством полигон по утилизации и захоронению ТБО г. Кунгура и Кунгурского района, расположенный по адресу: Кунгурский район, в 1,7 км северо-западнее д. Мыльники и в 6 км юго-западнее г. Кунгура, в собственность Пермского края в срок до 01.06.2013, а также организовать проведение мероприятий по закрытию и выводу из эксплуатации свалки ТБО г. Кунгура, расположенной на территории Кунгурского муниципального района в 1250 м южнее д. Полетаево, по истечении срока действия лицензии (25.05.2014), с последующей рекультивацией после передачи земельного участка от Кунгурского муниципального района в постоянное бессрочное пользование Управлению городского хозяйства администрации города Кунгура Пермского края с последующей регистрацией права собственности муниципального образования город Кунгур.
Судами также установлено, что Кунгурский муниципальный район в рамках названного соглашения обязуется для проведения мероприятий по закрытию и выводу из эксплуатации с последующей рекультивацией свалки ТБО г. Кунгура передать земельный участок под городской свалкой с местоположением: Кунгурский муниципальный район, в 1250 м южнее д. Полетаево, в постоянное (бессрочное) пользование Управлению городского хозяйства администрации города Кунгура Пермского края с последующей регистрацией права собственности муниципального образования город Кунгур - после ввода в эксплуатацию межмуниципального полигона ТБО (п. 2.4 соглашения).
Исследовав названное соглашение, суды пришли к обоснованному выводу, что оно в полной мере отвечает признакам предварительного договора (ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации), так как по его условиям стороны приняли на себя обязательства в будущем осуществлять совместную деятельность, направленную на координацию действий участников по созданию мусороперерабатывающего комплекса Юго-Восточного округа и организации эффективной системы сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов потребления (пункт 1.1 соглашения). Кроме того, из содержания пункта 2.1 и пункта 2.4 соглашения следует, что в собственность муниципального образования город Кунгур (и постоянное (бессрочное) пользование Управления городского хозяйства администрации г. Кунгура) занятый свалкой ТБО земельный участок должен быть передан Кунгурским муниципальным районом.
Однако постановление главы Кунгурского муниципального района от 11.11.2008 в„– 2033, которым земельный участок с кадастровым номером 59:24:3600102:454 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному бюджетному учреждению "Управление городского хозяйства администрации г. Кунгура Пермского края" для свалки хозяйственно-бытовых отходов (т. 1 л. д. 16) не исполнено, в ЕГРП право постоянного (бессрочного) пользования указанного лица зарегистрировано не было, что подтверждено представленной в материалы дела выпиской из ЕГРП от 10.03.2016.
Кроме того из материалов дела следует, что спорный земельный участок был сформирован для организации городской свалки нечистот и предоставлен Кунгурскому горкомхозу с 11.08.1966 в постоянное пользование; с 16.06.1998 участок был передан в аренду муниципальному учреждению "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" сроком на 10 лет; на 25.03.2008 участок учтен в ГКН с кадастровым номером 59:24:3600102:0454 с разрешенным использованием - для свалки хозяйственно-бытовых отходов; 17.04.2008 на основании материалов межевания участок отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", уточнена площадь участка - 57222 кв. м и его местоположение - Пермский край, Кунгурский район, 1250 м южнее д. Полетаево; 16.06.2008 Администрацией Кунгурского муниципального района и муниципальным унитарным предприятием "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" договор аренды расторгнут.
Более того начиная с 01.01.2010 спорный земельный участок передан в аренду предпринимателю Мазунину В.В. с оформлением акта приема-передачи; с учетом заключения с данным лицом договоров аренды участка в январе 2011 года, в декабре 2011 года, изменением договора аренды в части срока его действия до 25.05.2014 пользование участком с 01.01.2010 по 25.05.2014 осуществлял предприниматель Мазунин В.В.
В ходе рассмотрения судами также установлено, что въезд на территорию спорного земельного участка перекрыт, дорожное покрытие снято, установлен знак "Стоп", однако размещенные на участке отходы не утилизированы, не захоронены, участок не рекультивирован.
На основании изложенного и учитывая, что спорный земельный участок формировался и предоставлялся для организации свалки ТБО, принимая во внимание, что земельным участком начиная с 1998 года распоряжались (путем передачи в пользование и аренду для целей размещения свалки ТБО), уполномоченные на то органы Кунгурского муниципального района, при этом соответствующие меры к лицам, непосредственно использовавшим участок и не осуществлявшим длительное время утилизацию и захоронение отходов и допустившим образование свалки, не принимались, суды правомерно отказали в возложении ответственности за ухудшение земельного участка, в том числе обязанность по его восстановлению посредством проведения рекультивации исключительно на ответчика (Администрацию городского округа), не имевшего полномочий на распоряжение участком.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.
Все доводы администрации муниципального района, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.03.2016 по делу в„– А50-26124/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кунгурского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
А.А.СТОЛЯРОВ
------------------------------------------------------------------