Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.10.2016 N Ф09-8955/16 по делу N А71-2110/2016
Требование: О признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя.
Обстоятельства: Оспариваемым постановлением распределены денежные средства, поступившие во временное распоряжение подразделения службы судебных приставов.
Решение: Требование удовлетворено, так как не доказано, что пристав не располагал информацией о составляющих суммы задолженности по каждому исполнительному производству в составе сводного производства, направление денежных средств на погашение штрафа при наличии непогашенной задолженности по налогам является неправомерным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2016 г. в„– Ф09-8955/16

Дело в„– А71-2110/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа "Транс-инжиниринг" (ИНН: 1834032160, ОГРН: 1041803712312); (далее - общество "Группа "Транс-инжиниринг", заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.03.2016 по делу в„– А71-2110/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Рассмотрение кассационной жалобы было отложено определением Арбитражного суда Уральского округа от 06.10.2016 до 25.10.2016.

Общество "Группа "Транс-инжиниринг" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Удмуртской Республике Уразовой М.В. (далее - судебный пристав-исполнитель Уразова М.В.) от 02.02.2016 о распределении денежных средств, поступающих во временное распоряжение.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 8 по Удмуртской Республике (далее - третье лицо, налоговый орган).
Решением суда от 11.03.2016 (судья Коковихина Т.С.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 (судьи Васильева Е.В., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 1, 3, 111 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ), ст. 47, п. 6 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
По мнению общества "Группа "Транс-инжиниринг", поскольку, содержащиеся в исполнительных документах требования в отношении него являются требованиями одного взыскателя (третьего лица) и относятся к одной очереди, порядок распределения денежных средств, установленный ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ, применению не подлежит; на момент вынесения оспариваемого постановления постановление об объединении исполнительных производств не подписано судебным приставом-исполнителем Уразовой М.В., не заверено печатью и не направлялось в адрес заявителя, поэтому не порождает каких-либо последствий для распределения денежных средств по объединенным исполнительным производствам; денежные средства сначала должны быть направлены на погашение налогов, и только потом - на погашение пеней и штрафов, как того требует налоговое законодательство; денежные средства распределены не пропорционально; в результате неправильного распределения денежных средств осталась непогашенной сумма налогов, на которую начисляются пени.
Таким образом, в результате неправомерного распределения денежных средств заявителю причинен ущерб в виде начисления пеней, что привело к нарушению его прав и законных интересов.

Арбитражным судом установлено, что судебным приставом-исполнителем Уразовой М.В. на основании постановлений налогового органа о взыскании с общества "Группа "Транс-инжиниринг" налогов, пени и штрафов за счет его имущества (ст. 47 Налогового кодекса) возбуждены следующие исполнительные производства:
- от 02.12.2014 в„– 13088/14/18017-ИП на основании постановления от 23.10.2014 в„– 7344 о взыскании 786 842 руб. 20 коп.;
- от 30.05.2015 в„– 2828/15/18017-ИП на основании постановления от 19.03.2015 в„– 1308 о взыскании 102 812 руб. 87 коп.;
- от 08.09.2015 в„– 10705/15/18017-ИП на постановления от 27.08.2015 в„– 6156 о взыскании 545 562 руб. 50 коп.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Уразовой М.В. от 17.12.2015 указанные исполнительные производств объединены в сводное с присвоением ему номера 13088/14/18017СД.
На депозитный счет отдела судебных приставов платежным поручением от 18.01.2016 в„– 11 перечислены денежные средства в размере 300 000 руб., с назначением платежа: оплата задолженности по исполнительному производству в„– 10705/15/18017-ИП от 08.09.2015.
Судебным приставом-исполнителем Уразовой М.В. 02.02.2016 вынесено постановление о распределении денежных средств, поступивших во временное распоряжение, в соответствии с которым поступившие денежные средства распределены следующим образом:
1) 164 471 руб. 69 коп. - в счет долга по исполнительному производству в„– 13088/14/18017-ИП (НДФЛ, штраф в„– 8);
2) 21 490 руб. 72 коп. - в счет долга по исполнительному производству в„– 2828/15/18017-ИП (земельный налог);
3) 114 037 руб. 59 коп. - в счет долга по исполнительному производству в„– 10705/15/18017-ИП (УСНО после 01.01.2011).
Не согласившись с таким распределением, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что распределение денежных средств произведено судебным приставом-исполнителем Уразовой М.В. в соответствии со ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ.
Апелляционный суд счел, что оснований для применения к рассматриваемым отношениям норм Налогового кодекса не имеется; выводы суда являются правильными.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В соответствии со ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленными гл. 24 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;
2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;
3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор.
Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (ч. 3 ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ).
Из содержания указанных норм закона следует, что ими регулируется порядок удовлетворения требований между разными взыскателями, который установлен в целях недопущения преимущества удовлетворения требований одних взыскателей перед другими, тем самым направлены на защиту прав и законных интересов взыскателей.
Таким образом, указанный в ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ порядок фактически является "внутренним" порядок распределения денежных средств (при наличии в исполнительном производстве двух и более основных взыскателей, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований всех основных взыскателей) и применяется судебным приставом в случае, когда удовлетворяются требований нескольких взыскателей одной очереди.
Из материалов дела следует, что содержащиеся в исполнительных документах требования в отношении общества "Группа "Транс-инжиниринг" являются требованиями одного взыскателя - налогового органа, и относятся к одной очереди.
Налоговый кодекс предусматривает систему гарантий соблюдения прав налогоплательщиков при реализации установленной его ст. 47 процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности.
При этом п. 6 ст. 114 Налогового кодекса предусмотрено, что сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, выводы судебных инстанций о невозможности применения последовательности погашения налоговой задолженности со ссылкой на отсутствие в Федеральном законе от 02.10.2007 в„– 229-ФЗ положений о том, что в первую очередь денежные средства направляются на погашение задолженности по налогам и только потом на погашение пени и штрафов, являются ошибочными, так как согласно ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Поскольку судебный пристав-исполнитель Уразова М.В., в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представила доказательств того, что она не располагала информацией о составляющих суммы задолженности по каждому исполнительному производству, а из материалов дела видно, что такие сведения имелись, направление денежных средств на погашение штрафа при наличии непогашенной задолженности по налогам, является неправомерным.
Данные действия судебного пристава-исполнителя Уразова М.В. нарушают законные интересы заявителя, т.к. их последствиями является начисление пеней по непогашенной налоговой задолженности, при том, что имелась реальная возможность ее погашения полностью или в части, если бы пристав соблюдал вышеуказанные правила.
Требование о представлении обществом "Группа "Транс-инжиниринг" доказательств начисления пеней на задолженность по налогам является излишним, поскольку начисление пеней происходит в силу ст. 75 Налогового кодекса, а установление их размера не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
С учетом изложенного, выводы судов о соблюдении судебным приставом-исполнителем Уразовой М.В. порядка распределения денежных средств являются ошибочными.
Судебный пристав-исполнитель Уразова М.В. обязана направить поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов денежные средства на погашение налогов общества "Группа "Транс-инжиниринг".
Поскольку материалами дела подтверждается наличие одновременно двух условий для признания незаконным оспариваемого ненормативного акта, а именно, не соответствие закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя, постановление судебного пристава-исполнителя Уразова М.В. от 02.02.2016 о распределении денежных средств, поступающих во временное распоряжение, подлежит отмене.
Решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по данному делу следует отменить, требования общества "Группа "Транс-инжиниринг" - удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.03.2016 по делу в„– А71-2110/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 по тому же делу отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Группа "Транс-инжиниринг" удовлетворить.
Признать недействительным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Удмуртской Республике Уразовой М.В. от 02.02.2016 о распределении денежных средств, поступивших во временное распоряжение.
Обязать судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Удмуртской Республике Уразову М.В. устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Группа "Транс-инжиниринг".
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Ю.В.ВДОВИН

Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Е.А.КРАВЦОВА


------------------------------------------------------------------