Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.10.2016 N Ф09-9594/16 по делу N А71-174/2016
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Организатору аукциона на выполнение работ по реконструкции здания предписано указать в документации об аукционе требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: Требование удовлетворено, так как предъявление требования к самим участникам аукциона о наличии указанной лицензии ведет к ограничению количества участников, при этом учтена возможность привлечения субподрядчиков, имеющих такую лицензию.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2016 г. в„– Ф09-9594/16

Дело в„– А71-174/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.04.2016 по делу в„– А71-174/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решения и предписания управления от 15.10.2015 по делу в„– АБ 07-06/2015-337 З.
Решением суда от 05.04.2015 (судья Бушуева Е.А.) пункты 1, 3 решения и пункт 3 предписания антимонопольного органа признаны не соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить в части признания не соответствующими Закону о контрактной системе п. 1, 3 решения и п. 3 предписания антимонопольного органа, ссылаясь на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В жалобе заявитель указывает на нарушение министерством положений п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Заявитель не согласен с выводом судов о том, что установление требования к участникам аукциона о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в извещении о проведении аукциона не является обязательным.
Отзыва на кассационную жалобу министерством не представлено.

В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
При рассмотрении спора судами установлено, что 23.09.2015 министерство (заказчик) разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении аукциона и документацию об аукционе.
Объектом закупки являлось выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция здания по ул. Школьная, д. 34 под многоквартирный жилой дом для детей-сирот в д. Большие Сибы Можгинского района Удмуртской Республики".
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 26 631 745 руб.
По результатам проверки жалобы общество с ограниченной ответственностью "Стройтехгрупп" (далее - общество "Стройтехгрупп") на положения документации об электронном аукционе антимонопольным органом выявлено, что в нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе министерством в извещении о проведении аукциона не установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об аукционе не установлено требование о предоставлении в составе второй части аукционной заявки документа, подтверждающего соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, предоставление которого является обязательным в силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Решением управления от 15.10.2015 по делу в„– АБ 07-06/2015-337З жалоба общества "Стройтехгрупп" на положения документации об аукционе признана обоснованной в части доводов об отсутствии в документации о закупке требования о наличии у лиц, осуществляющих выполнение работ, являющихся объектом закупки, лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (п. 1).
Министерство признано нарушившим п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе (п. 3).
На основании названного решения управлением вынесено предписание от 15.10.2015, пунктом 3 которого министерству предписано в течение 5 рабочих дней с момента получения решения и предписания по делу в„– АБ 07-06/2015-337 3 внести изменения в извещение о проведении аукциона: указать требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки, а именно, о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; продлить срок подачи заявок для участия в аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты истечения срока подачи заявок на участие в аукционе данный срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Несогласие с оспариваемыми решением и предписанием послужило поводом для обращения министерства в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части и признания п. 1, 3 решения и п. 3 предписания антимонопольного органа не соответствующими Закону о контрактной системе, суды исходили из отсутствия необходимости включения в извещение о проведении аукциона требования к участникам о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу положений ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с ч. 1, 1.1 и 2 ст. 31 названного Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 3 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 названного Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Согласно п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
При рассмотрении спора судами установлено, что предметом аукциона является выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция здания по ул. Школьная, д. 34 под многоквартирный жилой дом для детей-сирот в д. Большие Сибы Можгинского района Удмуртской Республики".
Проектом контракта предусмотрено условие о выполнении подрядчиком работ по строительству спорного объекта собственными и/или привлеченными силами (п. 1.1).
Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, на объем работ, составляющий не менее 30% цены контракта (п. 5.1 проекта контракта).
При этом в контракте отсутствует требование об исполнении работ подрядчиком (победителем аукциона) лично и без привлечения субподрядных организаций.
Проанализировав имеющийся в материалах дела проект контракта, судами, помимо прочего, выявлено, что работы и услуги, составляющие деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений выполняются только при наличии соответствующей лицензии МЧС России.
Судами принято во внимание, что федеральный заказчик (министерство) действует в интересах населения (детей-сирот), в целях недопущения срыва выполнения работ при заключении контракта по итогам проведения аукциона оно убедилось на этапе исполнения в способности исполнителей (подрядчика либо субподрядчика) завершить работы и предусмотрело в проекте контракта наличие у них действующей лицензии на проведение работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, аналогичное требование к самим участникам закупки министерство не вправе устанавливать в аукционной документации в целях недопущения ограничения количества участников закупки.
Таким образом, суды, установив, что в документации об аукционе (в проекте контракта) предусмотрено условие о наличии соответствующей лицензии МЧС России у лица, выполняющего работы и услуги, составляющие деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, пришли к правомерному выводу о соответствии данной документации требованиям Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
При этом судами отмечено, что предъявление требования о наличии указанной лицензии именно к участникам аукциона ведет к ограничению количества участников закупки.
Ввиду изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на отсутствие в действиях заказчика нарушений норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания п. 1, 3 решения и п. 1 предписания, вынесенных управлением, незаконными.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные министерством требования.
Доводы управления сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с этим на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Иное толкование управлением положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.04.2016 по делу в„– А71-174/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Ю.В.ВДОВИН

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Н.Н.СУХАНОВА


------------------------------------------------------------------