По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2016 N Ф09-9131/16 по делу N А07-30037/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: Начислены страховые взносы, пени, штраф по мотиву неуплаты взносов на суммы дотаций, выданных работникам для возмещения части затрат на уплату первоначальных взносов по ипотечным кредитам, а также по мотиву необходимости применения дополнительных тарифов взносов в отношении лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку указанные дотации, предусмотренные коллективным договором, не являются выплатами в рамках трудовых отношений, носят социальный характер, непосредственная занятость сотрудников на работах с вредными и опасными условиями труда не подтверждена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2016 г. в„– Ф09-9131/16
Дело в„– А07-30037/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Токмаковой А.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан (далее - учреждение, Фонд) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.05.2016 по делу в„– А07-30037/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром ПХГ") - Чеботарева И.В. (доверенность от 13.10.2016 в„– 358).
ООО "Газпром ПХГ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Фонда от 28.09.2015 в„– 002 833 15 РБ 0000428 о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон в„– 212-ФЗ) и взыскании штрафов в размере 37 077,23 руб., начислении страховых взносов - 184 014,39 руб. и 15 897,42 руб., соответствующих пени.
Решением суда от 19.05.2016 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 (судьи Кузнецов Ю.А., Малышева И.А., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судами необоснованно признано незаконным доначисление Фондом страховых взносов на дотации, выданным работникам для возмещения затрат по уплате части первоначального взноса по ипотечным кредитам в 2012 - 2014 годах, а также на дополнительные тарифы лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Настаивает, что обозначенные выплаты (дотации) отсутствуют в перечне выплат, исключенных из расчета страховых взносов по Закону в„– 212-ФЗ, они непосредственно связаны с трудовой деятельностью работников. Указанные выплаты применяются по приказу директора, к работникам, которые вносят значительный трудовой вклад в решение задач, стоящим перед предприятием, то есть относятся к трудовым выплатам.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, по результатам выездной проверки общества Фондом составлен акт от 26.08.2015 в„– 002 833 15 АВ 000693 и вынесено решение от 28.09.2015 в„– 002 833 РВ 0000 428 о начислении страховых взносов, пени и штрафа.
Основанием для вынесения решения послужил вывод проверяющих о занижении базы для исчисления страховых взносов на суммы дотаций выданных работникам для возмещения затрат по уплате части первоначального взноса по ипотечным кредитам в 2012 - 2014 годах, а также на дополнительные тарифы лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.
Не согласившись с указанным ненормативным актом учреждения, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу, что суммы выплаченных дотаций не являются выплатами в рамках трудовых отношений и не должны включаться в базу для исчисления страховых взносов. Они носят социальный характер, предусмотрены коллективным договором, не зависят от количества и качества труда, не включены в трудовой договор.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В части невключения в базу для исчисления страховых взносов сумм дотаций по частичной уплаты взноса по ипотечным кредитам.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона в„– 212-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются любые выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Соответственно выплаты социального характера, пособия, выплата которых не связана с процессом труда, обложению страховыми взносами не подлежат.
Наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками само по себе не указывает на то, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 *** Кодекса *** регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Материалами дела подтверждено, что согласно п. 7.1.7 коллективного договора, действовавшего в 2010 - 2012 гг., работодатель обязуется способствовать улучшению жилищных условий работников в соответствии с действующими в обществе локальными нормативными актами. Аналогичное положение содержится в п. 6.1.15 коллективного договора, действовавшего в 2013 - 2015 гг.
Согласно п. 2.1 Положений о жилищном обеспечении работников и пенсионеров страхователя, утвержденных приказами Общества от 30.12.2011 в„– 254 и от 28.08.2013 в„– 81, действовавшими в проверяемый период, дотация при ипотечном кредитовании определена как денежная выплата, предоставляемая обществом для частичного возмещения расходов работника (пенсионера) в связи со строительством (приобретением) жилья на условиях ипотечного кредитования.
Пунктом 3.2 указанных Положений работникам и пенсионерам общества дотации при ипотечном кредитовании предоставляются в виде возмещения затрат по уплате процентов по ипотечным кредитам на приобретение или строительство жилья (но не более предельного размера дотаций по уплате процентов по ипотечным кредитам, определяемого в соответствии с Приложением в„– 1 к Положениям
Таким образом, суды, установив, что спорные дотации предусмотрены коллективным договором, пришли к правильному выводу, что они не должны включаться в базу для исчисления страховых взносов.
Указанный вывод судов является правильным, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
По эпизоду по дополнительным тарифам лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.
В соответствии со ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 в„– 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 01.01.2013 работодатели должны начислять страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым во вредных, опасных или тяжелых условиях труда. Для начисления взносов должны соблюдаться два условия:
- работник занят на видах работ, перечисленных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - на видах работ, указанных в п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее - Закон в„– 400-ФЗ);
- условия труда на рабочем месте сотрудника признаны вредными, опасными или тяжелыми по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (ч. 4 ст. 58.3 Закона в„– 212-ФЗ).
При начислении страховых взносов по дополнительным тарифам объект обложения страховыми взносами определяется в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона в„– 212-ФЗ, а база как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 8 Закона в„– 212-ФЗ, за исключением сумм, указанных в ст. 9 указанного закона.
Списки в„– 1 и в„– 2 утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 в„– 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Федеральным законом определены условия для назначения пенсий по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда.
В подп. 2 п. 1 ст. 27 Закона в„– 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона в„– 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 в„– 516 (далее - Правила).
В силу п. 5, 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 в„– 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени.
Суды, установив, что непосредственная занятость сотрудников на работах с вредными и опасными условиями труда не подтверждена материалами дела, пришли к верному выводу об отсутствии оснований для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу.
Доводы управления о том, что начисление страховых взносов по дополнительному тарифу производится независимо от обеспечения права работника на досрочное назначение трудовой пенсии, рассмотрены и отклонены судами как основанные на неправильном толковании вышеуказанных норм права.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Указанные доводы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.05.2016 по делу в„– А07-30037/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Управления ПФ РФ в Куюргазинском районе Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА
Судьи
А.Н.ТОКМАКОВА
Е.А.КРАВЦОВА
------------------------------------------------------------------