По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.12.2016 N Ф09-9739/16 по делу N А60-33511/2013
Обстоятельства: Определением признаны незаконными действия управляющего должника-банкрота по неполному проведению инвентаризации, непредставлению собранию кредиторов информации об инвентаризации дебиторской задолженности и непринятию мер к ее взысканию, неотражению в отчетах полной и достоверной информации, так как недостоверность и противоречивость сведений в отчетах управляющего лишает кредиторов возможности контролировать его деятельность, сроки взыскания долгов истекли, иски предъявлены только к нескольким дебиторам.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2016 г. в„– Ф09-9739/16
Дело в„– А60-33511/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сердитовой Е.Н.,
судей Шавейниковой О.Э., Рогожиной О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Михайлиной Елены Юрьевны на определение Арбитражного суда Свердловской области от 25.07.2016 по делу в„– А60-33511/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2014 муниципальное унитарное предприятие Муниципального образования город Ирбит "Северный жилищно-коммунальный комплекс" (далее - унитарное предприятие "Северный жилищно-коммунальный комплекс", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 21.10.2014, конкурсным управляющим утверждена Михайлина Елена Юрьевна.
В Арбитражный суд Свердловской области 07.06.2016 года поступила жалоба Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы в„– 13 по Свердловской области (далее также - уполномоченный орган) на действия (бездействие) конкурсного управляющего, в которой уполномоченный орган просил признать незаконными действия конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. в части неисполнения определения Арбитражного суда Свердловской области от 05.08.2015 и не расторжения агентского договора от 12.11.2009 в„– 051АГ; уполномоченный орган также просил: признать ненадлежащими и незаконными действия конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. по несоблюдению положений п. 2 ст. 129, п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве, выразившихся в проведении инвентаризации не в полном объеме и непредставлении собранию кредиторов информации об инвентаризации дебиторской задолженности; признать ненадлежащими и не соответствующими закону действия конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. в части неисполнения обязанностей по отражению в отчетах полной и достоверной информации о своей деятельности и о ходе конкурсного производства должника; признать незаконным бездействие конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю., выразившееся в затягивании процедуры конкурсного производства должника; признать незаконным бездействие конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю., выразившееся в непринятии мер по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о взыскании данной задолженности; признать незаконным бездействие конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. по несоблюдению положений п. 1 ст. 129 Закона о банкротстве, выразившихся в неосуществлении полномочий руководителя должника и иных органов управления должника в части непредставления налоговой и бухгалтерской отчетности, и привлечении специалиста, который не исполнил обязанности, возложенные на него по договору, а также просил отстранить конкурсного управляющего Михайлину Е.Ю. от исполнения возложенных на нее обязанностей.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 25.07.2016 требования уполномоченного органа удовлетворены частично; признаны незаконными действия конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. по несоблюдению положений п. 2 ст. 129, п. 1.1 ст. 139 Закона о банкротстве, выразившихся в проведении инвентаризации не в полном объеме и непредставлении собранию кредиторов информации об инвентаризации дебиторской задолженности; признаны не соответствующими закону действия конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. в части неисполнения обязанностей по отражению в отчетах полной и достоверной информации о своей деятельности и о ходе конкурсного производства должника; признано незаконным бездействие конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю., выразившееся в непринятии мер по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании; в удовлетворении остальной части жалобы отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 (судьи Мартемьянов В.И., Мармазова С.И., Плахова Т.Ю.) определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Михайлина Е.Ю. просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения требований уполномоченного органа и признания незаконными действий конкурсного управляющего, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм права. Так, заявитель жалобы указывает, что по отчетам по форме приложения в„– 4 к приказу Минюста от 14.08.2003 в„– 195, представленных собранию кредиторов 23.10.2015, в адрес конкурсного управляющего поступило отрицательное заключение уполномоченного органа в лице Территориального управления Росимущества в Свердловской области на отчеты об оценке от 21.08.2015 в„– 14/08/15, от 21.08.2015 в„– 15/08/15, согласно которому на основании проведенной проверки сделан вывод о том, что отчеты не соответствуют стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности; для проведения экспертизы, предусмотренной ст. 130 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), отчеты направлены в саморегулируемую организацию, членом которой является оценщик, выполнивший отчеты. От саморегулируемой организации "АРМО" 18.02.2016 получены экспертные заключения, что рассмотренные отчеты от 21.08.2015 в„– 14/08/15 и от 21.08.2015 в„– 15/08/15 не соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). Полученные заключения переданы оценщику на доработку; доработанные отчеты направлены в Территориальное управление Росимущества по Свердловской области. Михайлина Е.Ю. указывает, что в связи с изложенными обстоятельствами она не могла поставить на собрании кредиторов 29.06.2015 вопрос об утверждении порядка продажи дебиторской задолженности, не располагая положительным заключением по оценке, что нарушило бы требования ст. 130 Закона банкротстве; по названным причинам невозможно было проинвентаризировать дебиторскую задолженность унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" и включить ее в перечень имущества, подлежащего продаже. Кроме того, заявитель жалобы указал, что, поскольку агентом по агентскому договору осуществлялось периодическое взыскание задолженности, проводить ее инвентаризацию до даты расторжения агентского договора нецелесообразно в связи с тем, что сумма задолженности была бы недостоверной. Михайлина Е.Ю. отметила, что, поскольку первоначальные отчеты об оценке признаны не соответствующими Закону об оценочной деятельности, она повторно заключила договоры на оценку дебиторской задолженности, при этом не соответствующие законодательству отчеты не публиковались конкурсным управляющим в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, информация о названных отчетах отражалась в отчетах конкурсного управляющего. Михайлина Е.Ю. отмечает, что Закон о банкротстве не содержит конкретных сроков для проведения инвентаризации, а лишь устанавливает обязанность конкурсного управляющего провести инвентаризацию, руководствуясь принципами добросовестности и разумности (п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве). Относительно признания незаконными бездействия конкурсного управляющего Михайлиной Е.Ю., выразившегося в непринятии мер по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании заявитель поясняет, что согласно п. 3.1.5 агентского договора, заключенного должником с открытым акционерным обществом "Расчетный центр Урала", действовавшего до 01.04.2016, обязанность по взысканию дебиторской задолженности должника возложена на агента.
В отзыве на кассационную жалобу уполномоченный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно отчетам конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. по состоянию на 17.09.2015, 17.12.2015, 22.03.2016, инвентаризация имущества унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" проведена, инвентаризационная опись от 20.02.2015 опубликована 24.02.2015 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве под номером 519240.
В результате инвентаризации конкурсным управляющим выявлено следующее имущество: здание котельной в„– 5 (г. Ирбит, ул. Свободы, д. 24); узел коммерческого учета на бойлерной (г. Ирбит, ул. Промышленная, д. 1); насос 1Д630-90 без рамы (г. Ирбит, ул. Промышленная, д. 1); наружные тепловые сети (г. Ирбит, ул. Красноармейская, д. 15).
Сведения об инвентаризации дебиторской задолженности должника в инвентаризационной описи в„– 01/1 от 20.02.2015 отсутствуют; иная информация об инвентаризации дебиторской задолженности конкурсным управляющим не представлялась; в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информация об инвентаризации дебиторской задолженности конкурсным управляющим не публиковалась.
В отчетах по форме в„– 4 по состоянию на 17.09.2015, 17.12.2015, конкурсным управляющим указано, что заключено два договора на оценку имущества должника, поименованного в инвентаризационной описи от 20.02.2015 в„– 01/1, а также дебиторской задолженности абонентов юридических лиц и дебиторской задолженности абонентов физических лиц (договор от 26.06.2015 в„– 240668/06/01); получены отчеты об оценке от 13.08.2015 в„– 13/08/15, от 14.08.2015 в„– 14/08/15, от 13.08.2015 в„– 15/08/15.
Уполномоченный орган, ссылаясь на положения п. 2 ст. 129, п. 1.1 ст. 139 Закона о банкротстве, указал, что конкурсным управляющим унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. инвентаризация имущества должника проведена в феврале 2015 года частично, собранию кредиторов должника не представлена информация об инвентаризации дебиторской задолженности.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Статьей 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав.
С целью достижения целей конкурсного производства на конкурсного управляющего положениями абз. 2 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве возложена обязанность принять в ведение имущество должника и провести инвентаризацию такого имущества.
Целью инвентаризации имущества является не только определение фактического наличия имущества юридического лица, но и обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности путем сопоставления сведений о фактическом наличии имущества со сведениями регистров бухгалтерского учета, для установления расхождений в виде недостачи или излишков. Инвентаризация имущества проводится на основании документов бухгалтерской отчетности (первичных документов). Конкретные сроки проведения инвентаризации Законом о банкротстве не установлены. Закон о банкротстве предписывает ее проведение в качестве первоочередного мероприятия конкурсного управляющего наряду с принятием имущества должника в ведение.
Согласно п. 1.1. ст. 139 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с названным Законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения: подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с п. 10 ст. 110 данного Закона; о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения; о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.
Установив, что конкурсным управляющим унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. инвентаризация имущества проведена в феврале 2015 года частично, при этом дебиторская задолженность не включена в перечень имущества, подлежащего продаже в соответствии с утвержденным собранием кредиторов 29.06.2015 порядком продажи, учитывая, что на момент проведения собрания кредиторов (29.06.2015) Михайлина Е.Ю. располагала информацией о том, что у должника имеется дебиторская задолженность, поскольку 26.06.2015 конкурсным управляющим заключен договор об оценке дебиторской задолженности, а также установив, что собранию кредиторов информация о проведении инвентаризации в соответствующей части не представлена конкурсным управляющим, суды пришли к выводам о том, что действия (бездействия) конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. не соответствуют п. 2 ст. 129, п. 1.1. ст. 139 Закона о банкротстве, требование уполномоченного органа в указанной части подлежит удовлетворению. Судом апелляционной инстанции правомерно принято во внимание, что процедура конкурсного производства в отношении унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" открыта 25.04.2014, а также дата опубликования информации об оценки дебиторской задолженности. Обоснование препятствий к проведению инвентаризации в соответствии с указанными нормами права, кроме ссылок на длительность проведения оценки дебиторской задолженности, арбитражным управляющим не приведено; материалами данного дела наличие трудностей с выявлением и инвентаризацией имущества должника не подтверждено.
Уполномоченный орган просил признать не соответствующими закону действия конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. также в части неисполнения обязанностей по отражению в отчетах полной и достоверной информации о своей деятельности и о ходе конкурсного производства должника. В обоснование своих требований уполномоченный орган ссылался на то, что отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности не содержат реальной, полной и достоверной информации о финансовом состоянии и имуществе унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс".
В соответствии с п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Отчет конкурсного управляющего, в частности, должен содержать сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества (п. 2 ст. 143 названного Закона).
Исследовав содержание представленных доказательств, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды установили, что в отчетах конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. о своей деятельности и о ходе конкурсного производства должника по состоянию на 17.09.2015, 17.12.2015, 22.03.2016 содержатся сведения о том, что конкурсным управляющим заключен договор об оценке дебиторской задолженности физических и юридических лиц должника от 26.06.2015 в„– 240668/06/01; получены отчеты об оценке от 13.08.2015 в„– 13/08/15, от 14.08.2015 в„– 14/08/15, от 13.08.2015 в„– 15/08/15, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве названные отчеты не опубликованы, при этом 14.04.2016 опубликованы отчеты об оценке дебиторской задолженности унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" (оценка проведена по состоянию на 25.02.2016), в которых указано, что оценка проведена на основании договоров в„– 25/02/16-1 и в„– 25/02/16, заключенных между индивидуальным предпринимателем Гурьяновым А.П. и унитарным предприятием "Северный жилищно-коммунальный комплекс"; согласно отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника по состоянию на 22.03.2016 оплата по договорам оценки произведена 28.12.2015 через счет конкурсного производства по тем договорам, которые указаны в отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе конкурсного производства должника по состоянию на 17.12.2015, 22.03.2016, иных перечислений по договорам оценки с расчетного счета должника не производилось.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводам о наличии недостоверных и противоречивых сведений в отчетах конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю., что лишает кредиторов возможности своевременно осуществлять контроль за деятельностью конкурсного управляющего.
При этом судом апелляционной инстанции правомерно отклонены доводы Михайлиной Е.Ю. о том, что полученные отчеты об оценке от 13.08.2015 в„– 13/08/15, от 14.08.2015 в„– 14/08/15, от 13.08.2015 в„– 15/08/15 не опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве ввиду их несоответствия законодательству об оценочной деятельности, а опубликованы повторные отчеты об оценке дебиторской задолженности, поскольку данные доводы не опровергают выводов о неисполнении в данном случае конкурсным управляющим обязанности по отражению в отчетах о его деятельности полной и достоверной информации о мероприятиях процедуры конкурсного производства.
Ссылаясь на то, что дебиторская задолженность физических лиц составила 3 082 964 руб., задолженность юридических лиц составила 10 832 459 руб. 37 коп.; сроки для взыскания названной задолженности истекли, уполномоченный орган просил признать незаконным бездействие конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю., выразившееся в непринятии мер по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании.
Согласно п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве предусмотрена обязанность конкурсного управляющего предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, предусмотренном названным Законом.
Установив, что из отчетов об оценке дебиторской задолженности унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" следует, что у должника имелась дебиторская задолженность физических и юридических лиц, сроки взыскания которой истекли, приняв во внимание, что конкурсным управляющим должника Михайлиной Е.Ю. требования к третьим лицам предъявлены только по 8 должникам, в отношении остальных 785 должников требования о взыскании задолженности не предъявлялись, задолженность не взыскана, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия конкурсного управляющего унитарного предприятия "Северный жилищно-коммунальный комплекс" Михайлиной Е.Ю. в части неосуществления мероприятий по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании.
Отклоняя доводы Михайлиной Е.Ю. о том, что взысканием дебиторской задолженности должника должно было заниматься открытое акционерное общество "Расчетный центр Урала" на основании агентского договора от 12.11.2009 в„– 051АЕ, суды приняли во внимание вступившее в законную силу определение Арбитражного суда Свердловской области от 05.08.2015, которым частично удовлетворена жалоба уполномоченного органа на действия конкурсного управляющего должника и признаны незаконными действия конкурсного управляющего Михайлиной Е.Ю. по привлечению открытого акционерного общества "Расчетный центр Урала" для обеспечения своей деятельности; при этом положениями п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве исполнение указанной обязанности возложено именно на конкурсного управляющего.
Выводы судов в обжалуемой части соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Доводы, содержащиеся в жалобе Михайлиной Е.Ю., были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены определения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 25.07.2016 по делу в„– А60-33511/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Михайлиной Елены Юрьевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Н.СЕРДИТОВА
Судьи
О.Э.ШАВЕЙНИКОВА
О.В.РОГОЖИНА
------------------------------------------------------------------