По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.12.2016 N Ф09-9691/16 по делу N А60-8105/2016
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.
Обстоятельства: Управляющей организации, не обеспечившей выполнение работ и услуг по содержанию общедомовых газовых сетей многоквартирного жилого дома, что привело к нарушению круглосуточного обеспечения жителей газом, предписано устранить нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как организация, ответственная за содержание общего имущества в доме и предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, обязана обеспечить выполнение спорных работ и услуг и заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт устройств газоснабжения, о необходимости заключения такого договора организация знала.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2016 г. в„– Ф09-9691/16
Дело в„– А60-8105/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилуслуги" (далее - ООО "УК "Жилуслуги", управляющая компания, общество, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу в„– А60-8105/2016 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство подлежит удовлетворению, поскольку присутствие в судебном заседании суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не является обязательным.
ООО "УК "Жилуслуги" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента в„– 29-20-04-38 от 17.02.2016.
Решением суда от 19.05.2016 (судья Водолазская С.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что предписание контролирующего органа должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и быть реальным для исполнения. Формулировки предписания должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. По мнению общества, в оспариваемом предписании такие критерии не соблюдены. Нарушение принципа однозначности и определенности предписания послужило одним из оснований для признания оспариваемого предписания недействительным судом первой инстанции.
Управляющая компания ссылается на отсутствие необходимости заключения договора газоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, поскольку такой договор ранее был заключен каждым собственником жилых помещений с РСО - Свердловскоблгаз (в настоящее время - ОАО Газпром газораспределение Екатеринбург). Доказательств прекращения действия этих договоров либо их недействительности контролирующий орган не представил.
Общество также указывает на отсутствие необходимых условий для заключения договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования: отсутствие непосредственного присоединения внутридомового газового оборудования к наружным сетям газоснабжения по МКД в„– 4 по ул. Юбилейной в п. Белоярском на дату вынесения предписания; отсутствие договора управления между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и обществом как управляющей организацией.
Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции сделал вывод о необходимости заключения договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, основываясь только на предположении, в отсутствие каких-либо доказательств: текст самого предписания такого требования не содержит.
ООО "УК "Жилуслуги" указывает, что факт отсутствия возможности по заключению договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования подтверждается протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома в„– 4 по ул. Юбилейная, из которого видно, что собственники не приняли решение по заключению договора управления с обществом и не выбрали лицо, которое от имени собственников подписало бы такой договор. Вместе с тем именно наличие договора управления, заключенного собственниками и управляющей организацией, является необходимым и достаточным условием для заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией на получение коммунального ресурса для целей предоставления коммунальных услуг, а также договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
В представленном отзыве Департамент возражает против доводов заявителя, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа в„– 29-20-02-23 от 01.02.2016 с целью предотвращения нарушения прав потребителей, предоставленных законодательством Российской Федерации о правах потребителей, на основании обращения жителей, проживающих по адресу: п. Белоярский, ул. Юбилейная, д. 4, Департаментом в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в части соблюдения требований, обеспечивающих надлежащее качество предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме по названному адресу.Правовые основания проведения проверки - ЖК РФ, Федеральный закон от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Закон РФ от 07.02.1992 в„– 230-1 "О защите прав потребителей", постановления Правительства РФ от 11.06.2013 в„– 493 "О государственном жилищном надзоре", от 14.05.2013 в„– 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", от 15.05.2013 в„– 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
В ходе проверки Департаментом установлен факт нарушения ООО "УК "Жилуслуги" подп. "д" п. 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 в„– 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", выразившийся в необеспечении выполнения работ и услуг по содержанию общедомовых газовых сетей вышеуказанного жилого дома, приведшее к нарушению круглосуточного обеспечения жителей газом надлежащего качества в необходимом количестве, что зафиксировано в акте в„– 29-20-03-38 от 17.02.2016.
Обществу 17.02.2016 выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом в„– 29-20-04-38, согласно которому заявителю предписано в срок до 19.02.2016 обеспечить выполнение работ и услуг по содержанию общедомовых газовых сетей в соответствии с требованием законодательства.
Не согласившись с выданным предписанием, ООО "УК "Жилуслуги" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия совокупности условий для признания оспариваемого предписания недействительным.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (ч. 1).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 в„– 1110, лицензионным требованием к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является, в том числе, соблюдение требований ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491, в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
В силу подп. "а", "д" п. 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354, потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.
В соответствии с положениями Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 в„– 549, наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.
Согласно подп. "к" п. 21 Правил поставки газа абонент обязан: обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно п. 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 в„– 239, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входят следующие виды работ: п. 4.1 техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, включая выполнение: а) технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления; в) технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования.
В соответствии с п. 16 постановления Правительства РФ от 14.05.2013 в„– 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу подп. "а" п. 17 названного постановления Правительства РФ заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются: в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В соответствии с подп. "д" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 в„– 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Согласно подп. 5.5.6 п. 5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 в„– 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Обязанность по выполнению работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме организаций осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом также установлена п. 21 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 в„– 290.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "УК "Жилуслуги" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 02.07.2015 в„– 522, выданную Департаментом на основании приказа от 02.07.2015 в„– 495 ЛК.
ООО "УК "Жилуслуги" также является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом 4 по улице Юбилейная в поселке Белоярский Свердловской области.
Судом обоснованно отмечено, что, учитывая необходимость обеспечения при содержании общего имущества многоквартирного дома безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности имущества как физических лиц, так и иного имущества, надлежащее содержание внутридомовых систем газоснабжения в многоквартирном доме должно обеспечиваться лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом согласно ст. 161, 163 ЖК РФ. Отсутствие надлежащего содержания внутридомовых систем газоснабжения может привести к аварийной ситуации, что повлечет угрозу причинения ущерба и вреда здоровью неопределенному кругу лиц.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявитель как организация, ответственная за содержание общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, обязан обеспечить выполнение работ и услуг по содержанию общедомовых газовых сетей в соответствии с требованиями действующего законодательства и в этих целях обязан, в том числе, заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Суд также обоснованно отметил, что заключение управляющей организации соответствующего договора ресурсоснабжения, а также выполнение работ по содержанию общедомовых газовых сетей обусловлено именно наличием у нее цели оказание собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Судом также принято во внимание, что согласно представленным управляющей организацией Департаменту документам обществу было известно о необходимости заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, поскольку в сентябре 2015 года специализированная организация на территории Белоярского городского округа направила предложение о заключении договора, в декабре 2015 года Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к управляющей компании о возложении обязанности заключения договора на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования.
При таких обстоятельствах судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследовании суда и отклонены как не нашедшие подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу в„– А60-8105/2016 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилуслуги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.В.ВДОВИН
Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Т.П.ЯЩЕНОК
------------------------------------------------------------------
