Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.12.2016 N Ф09-11003/16 по делу N А60-19477/2016
Требование: Об обязании вернуть излишне уплаченный НДС, взыскании неустойки.
Обстоятельства: Налоговый орган отказал в возврате спорной суммы, указав на отсутствие сведений о переплате в карточке лицевого счета налогоплательщика.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как налогоплательщик, являясь арендатором муниципального имущества и внося арендную плату, обязан на правах налогового агента самостоятельно исчислять с сумм арендной платы НДС, предоставление спорного имущества в аренду не относится к списку исключительных полномочий органа местного самоуправления, является предпринимательской деятельностью, суммы поступлений от которой облагаются НДС на общих основаниях.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2016 г. в„– Ф09-11003/16

Дело в„– А60-19477/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Поротниковой Е.А., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропром Н" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2016 по делу в„– А60-19477/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Плевако А.В. (доверенность от 11.01.2016);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 27 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Щетникова Н.А. (доверенность от 09.09.2016 в„– 17).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции об обязании осуществить возврат излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 384 545 руб., а также взыскании 58 396,87 руб. пени и расходов по уплате госпошлины в размере 27 324 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.06.2016 (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы, ссылаясь на положения подп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2012 в„– 02-03-30/3040, считает, что не является налоговым агентом по уплате НДС, учитывая при этом, что Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Лесной" (далее - Комитет) является казенным учреждением. Также считает ошибочной ссылкой судов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 в„– 10067/10.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.12.2015 обществом направлено в налоговый орган заявление о возврате излишнее уплаченного НДС в сумме 1 432 413,54 руб. за период с января 2013 года по 2015 год.
По результатам рассмотрения данного заявления налоговым органом принято решение от 30.12.2015 в„– 1387 об отказе в осуществлении возврата налога (сбора, пени, штрафа) налогоплательщику в связи с отсутствием переплаты в карточке лицевого счета налогоплательщика.
Общество, посчитав, что налоговый орган незаконно отказал в возврате уплаченного НДС обратился с заявлением в арбитражный суд, указав, что у общества отсутствует обязанность уплачивать данный налог в качестве налогового агента, так как казенное учреждение "Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Лесной" в данном случае не является налогоплательщиком НДС.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что Комитет в данном случае действует в публичных интересах в качестве наделенного определенными полномочиями представителя соответствующего публично-правового образования, а не в качестве учреждения, наделенного гражданской правоспособностью и в спорный период на общество была возложена обязанность налогового агента по уплате НДС.
Суд апелляционной согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Суды исходя из приведенной нормы с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 в„– 11074/05, указали, что излишне уплаченной суммой налога признается зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Из материалов дела следует, что в период с 01.01.2012 года по 2015 год между обществом и Комитетом были заключены следующие договоры аренды муниципального имущества: договор аренды от 01.06.2000 в„– 2-та; договор аренды от 01.01.2000 в„– 3-та; договор аренды от 29.12.2005 в„– 06-06/ак; договор аренды от 29.12.2005 в„– 07-06/ак; договор аренды от 29.12.2005 в„– 08-06/ак; договор аренды от 24.01.2003 в„– 15а; договор аренды от 01.08.2008 в„– 18-08/а; договор аренды нежилых помещений от 27.01.2004 в„– 04/04; договор аренды нежилых помещений от 27.01.2004 в„– 05/04; договор аренды нежилых помещений от 27.01.2004 в„– 06/04; договор аренды нежилых помещений от 27.01.2004 в„– 07/04.
Предметом указанных договоров аренды является передача в возмездное пользование муниципального имущества г. Лесной. Ставки арендной платы указаны с учетом НДС. Исходя из этого обязанность по уплате НДС возложена на общество (Арендатора), как налогового агента.
За период 2013 - 2015 годы в инспекцию налогоплательщиком представлены первичные налоговые декларации по НДС. Исчисленная и уплаченная сумма НДС составила 1 069 754 руб. Камеральные налоговые проверки по НДС проведены в соответствии с положениями налогового законодательства, недоимки и переплаты инспекцией не установлено.
Факт исполнения упомянутых выше договоров заявителем не оспаривается.
Как указано выше, общество считает, что оказание услуг Комитетом в виде передачи муниципального имущества в аренду не признается объектом налогообложения НДС.
В п. 3 ст. 161 Кодекса установлено, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
На основании п. 4 ст. 173 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ст. 161, 173 Кодекса НДС является частью платы за арендованное имущество, которая в отличие от основной суммы арендной платы (являющейся доходом соответствующего бюджета) согласно положениям Кодекса и договора перечисляется не арендодателю, а непосредственно в федеральный бюджет. В этом случае арендатор государственного (муниципального) имущества как налоговый агент, исходя из суммы арендной платы, указанной в договоре, обязан самостоятельно определить налоговую базу с учетом суммы налога на добавленную стоимость, который впоследствии необходимо перечислить в бюджет.
На основании п. 1 ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В рассматриваемом случае общество, являясь арендатором имущества и внося арендную плату, обязано, как налоговый агент, самостоятельно исчислять, удерживать и перечислять с сумм арендной платы НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о муниципальном казенном учреждении "Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Лесной", утвержденному решением Думы городского округа "Город Лесной" от 28.03.2012 в„– 11, данный орган является уполномоченным на управление и распоряжение муниципальным имуществом г. Лесной органом Администрации городского округа "город Лесной", действует в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Лесной и является структурным подразделением Администрации городского округа "город Лесной".
Таким образом, как верно установлено судами, Комитет в данном случае действует в публичных интересах в качестве наделенного определенными полномочиями представителя соответствующего публично-правового образования, а не в качестве учреждения, наделенного гражданской правоспособностью (ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Апелляционным судом рассмотрена и правомерно отклонена ссылка общества на подп. 4 п. 2 ст. 146 Кодекса, поскольку в данной норме указывается на услуги, оказываемые в рамках выполнения государственными и муниципальными органами возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Предоставление имущества в аренду к таким услугам не относится, а расценивается как предпринимательская деятельность, суммы поступлений от которой облагаются НДС на общих основаниях, учитываются в составе внебюджетных средств и перечисляются по предназначению (в доход соответствующего бюджета).
Ссылка Комитета на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 в„– 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", судом округа отклоняется, как основанная на неверном понимании заявителем жалобы содержания указанного акта.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу об отсутствии у общества права на возврат излишне уплаченного НДС, указанного в заявлении от 22.12.2015 в порядке ст. 78 Кодекса, в связи с чем, отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога является правомерным.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.06.2016 по делу в„– А60-19477/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропром Н" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Е.А.КРАВЦОВА


------------------------------------------------------------------