Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.12.2016 N Ф09-10539/16 по делу N А07-30136/2015
Требование: О взыскании долга по договору горячего водоснабжения.
Обстоятельства: Теплоснабжающая организация оплатила поставленную горячую воду не в полном объеме.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, так как судом сделан неверный вывод о правомерности осуществленного истцом расчета размера платы за поставленный ресурс, не исследовано наличие возможности применения при расчетах удельной величины тепловой энергии, учтенной тарифным органом при установлении двухкомпонентного тарифа для истца, не приняты во внимание доводы ответчика о том, что текущие платежи зачтены ответчиком за предыдущий период, хотя долга у истца не было.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2016 г. в„– Ф09-10539/16

Дело в„– А07-30136/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О.В.,
судей Вербенко Т.Л., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - общество "УЖХ") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2016 по делу в„– А07-30136/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, состоявшемся 30.11.2016, приняли участие представители:
общества "УЖХ" - Сапожников С.В. (доверенность от 15.09.2016);
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "БашРТС") - Никоноров В.Я. (доверенность от 31.12.2015).
Рассмотрение кассационной жалобы было отложено с учетом положений ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 15.12.2016 на 11 ч 45 мин.
В судебном заседании, состоявшемся 15.12.2016, приняли участие те же представители.

Общество "БашРТС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковым заявлением к обществу "УЖХ" о взыскании задолженности по договору горячего водоснабжения от 01.10.2013 в„– 420999/ГВС за период август - сентябрь 2015 г. в сумме 41 921 596 руб. 63 коп., 682 758 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие Единый расчетно-кассовый центр городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2016 (судья Кутлин Р.К.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 (судьи Баканов В.В., Бабина О.Е., Махрова Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УЖХ" просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что в спорные периоды при расчете платы за горячую воду расчетное количество тепла для приготовления одного кубического метра горячей воды не должно превышать показателя удельной величины тепловой энергии 0,0568 Гкал. / куб. м, установленного регулирующим органом. По мнению ответчика, истец неправомерно применил показатель количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды в размере 0,0653 Гкал / куб. м, в сентябре 2015 года - 0,0652 Гкал / куб. м; признавая расчет истца верным, суды не включили в предмет судебного исследования вопрос соответствия исходных данных, используемых истцом в этом расчете данным, содержащимся в документах, приобщенных в материалы дела в качестве доказательств. В расчете истца, как полагает общество "УЖК", завышено количество тепловой энергии, фактически затраченное на приготовление одного кубического метра горячей воды в спорные периоды; к тому же при отсутствии в материалах дела исходных данных по всем ЦТП невозможно проверить правильность расчета истца в целом; одновременно в расчете истца неправильно определена средняя температура холодной воды в сети водопровода из-за несоответствия суток продолжительности отопительного периода. Согласно Своду правил Строительная Климатология СП 131.13330.2012 Актуализированной редакции СНИП 23-01-99, утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 в„– 275 и введенному в действие с 01.01.2013 продолжительность отопительного периода в г. Уфе составляет 209 суток, в расчете истца принято 213 суток. Также заявитель кассационной жалобы считает необоснованным отказ судов в удовлетворении ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения фактического количества тепловой энергии, затраченного обществом "БашРТС" на приготовление одного кубического метра горячей воды в спорные периоды.
Ответчик ссылается на то, что ему обществом "БашРТС" не представлялась информация о поступающих в адрес истца платежах от населения в разрезе лицевых счетов каждого конкретного потребителя, равно как вопреки правилам ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не была представлена в материалы дела, следовательно, сумма долга за август - сентябрь 2015 г. (41 921 596 руб. 63 коп.) истцом не подтверждена первичными документами: истец не представил списки собственников квартир с отражением долгов. Кроме того, согласно пояснениям истца, все текущие платежи, поступающие от населения за август - сентябрь 2015 г., истцом зачислены за предыдущие расчетные периоды апрель - июль 2015 г., при том, что задолженности предыдущих расчетных периодов ни чем документально не подтверждены, при этом ни общество "БашРТС", ни банк, ни расчетный центр не вправе самостоятельно изменять назначение платежа, которое должно соответствовать периоду оплаты, указанному в платежных поручениях населения. Как полагает ответчик, суды не учли, что Арбитражным судом Республики Башкортостан в рамках дела в„– А07-20733/2015 были рассмотрены требования общества "БашРТС" к обществу "УЖХ" за апрель - июль 2015 г. в сумме 150 739 788 руб. 97 коп., в процессе рассмотрения которого общество "БашРТС" отказалось от иска в полном объеме, на основании чего определением суда от 27.04.2016 производство по делу в„– А07-20733/2015 прекращено. Таким образом, по мнению заявителя кассационной жалобы, отсутствуют основания рассматривать сумму 150 739 788 руб. 97 коп. в качестве долга ответчика перед истцом за предыдущие расчетные периоды. Как полагает ответчик, в качестве доказательств, свидетельствующих о задолженности ответчика перед истцом за предыдущие периоды, могут быть только исполнительные листы, выданные Арбитражным судом Республики Башкортостан, таких доказательств истцом не представлено.

Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, между обществом "БашРТС" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и обществом "УЖХ" (абонент) заключен договор горячего водоснабжения от 01.10.2013 в„– 420999/ГВС, по условиям которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется поставить абоненту горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Согласно п. 8 договора оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406.
В пункте 9 договора предусмотрено, что за расчетный период для оплаты по договору принимается 1 календарный месяц.
В силу п. 10 договора абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 10-го месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации, осуществляющей горячее водоснабжение.
Согласно п. 17 договора для учета поданной абоненту горячей воды используются средства измерения. Сведения о приборах учета (узлах учета) и местах отбора проб горячей воды содержатся в приложении в„– 5 (п. 18 договора).
Истец указал, что во исполнение договора в период с августа по сентябрь 2015 г. он осуществил поставку ответчику горячей воды на сумму 68 794 074 руб. 05 коп., для оплаты которой выставил накладные и счета-фактуры от 31.08.2015 в„– 1_00006143 и от 30.09.2015 в„– 1_00007339.
Общество "УЖХ" произвело оплату на сумму 26 872 477 руб. 42 коп., в связи, по мнению общества "БашРТС" с чем задолженность составила 41 921 596 руб. 63 коп.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества "БашРТС" в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из наличия между сторонами обязательственных отношений, обусловленных заключенным договором горячего водоснабжения от 01.10.2013 в„– 420999/ГВС, установленным фактом поставки истцом горячей воды, а также отсутствия доказательств оплаты поставленных объемов воды.
При этом суд отклонил доводы ответчика о завышении стоимости поставленного ресурса, сославшись на п. 4 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 642 (далее - Правила в„– 642), п. 20 Типового договора горячего водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 643 (далее - Типовой договор), ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон в„– 416-ФЗ), п. 24, 25 Правил в„– 306, а также придя к выводу о необоснованности контррасчета, произведенного ответчиком. Расчет исковых требований общества "БашРТС" признан судом достоверным.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Как полагает суд кассационной инстанции, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене ввиду следующего.
Согласно ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата оказанных услуг по горячему водоснабжению производится за фактически оказанные услуги в соответствии с данными учета.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 27.11.2012 в„– 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 были установлены следующие тарифы: для населения - 63,43 руб. / куб. м (с учетом НДС), для иных потребителей - 53,76 руб. / куб. м (без учета НДС).
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 01.07.2013 в„– 156 в постановление от 27.11.2012 в„– 590 были внесены изменения, а именно: тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую обществом "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлены следующим образом: для населения - 74,08 руб. / куб. м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 12,90 руб. / куб. м и компонент на тепловую энергию - 1 075,88 руб./Гкал (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей - 62,78 руб. / куб. м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 11,00 руб. / куб. м и компонент на тепловую энергию - 911,76 руб./Гкал.
При этом установленный вышеназванными постановлениями Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 27.11.2012 в„– 590 и от 01.07.2013 в„– 156 тариф на горячую воду в расчете на 1 куб. м в судебном порядке не оспаривался и применялся истцом и ответчиком при расчетах за коммунальный ресурс горячая вода в период до октября 2013 года включительно.
В дальнейшем в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в вышеназванное постановление были внесены изменения, исключившие графу, содержащую информацию о "результирующей величине тарифа" (в размере 74,08 руб. / куб. м и 62,78 руб. / куб. м соответственно), и установлены только двухкомпонентный тариф на горячую воду, составляющий для населения: 12,98 руб. / куб. м - компонент на холодную воду, 1 075,88 руб. / Гкал - компонент на тепловую энергию.
В спорный период (август - сентябрь 2015) стоимость горячей воды истцом определена на основании двухкомпонентного тарифы, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 18.12.2015 в„– 912: 17,93 руб. / куб. м - компонент на холодную воду, 1503,65 руб. / Гкал - компонент на тепловую энергию.
Истцом в адрес ответчика на оплату поставленного коммунального ресурса были выставлены счета-фактуры от 31.08.2015 в„– 1_00006143 и от 30.09.2015 в„– 1_00007339 на общую сумму 68 652 147,47 руб.
Согласно счету-фактуре в„– 1_00006143 от 31.08.2015 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 33 728 822,75 руб., в том числе:
- по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за август 2015 года" к оплате предъявлено 16 073,879 Гкал по цене 1 503,65 руб. на сумму 28 519 996,03 руб. с учетом НДС 18%;
- по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за август 2015 года" к оплате предъявлено 246 194,084 м3 по цене 17,93 руб. на сумму 5 208 826,72 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно счету-фактуре от 30.09.2015 в„– 1_00007339 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 34 923 324,72 руб., в том числе:
- по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за сентябрь 2015 года" к оплате предъявлено 16 641,303 Гкал по цене 1 503,65 руб. на сумму 29 526 780,41 руб. с учетом НДС 18%;
- по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за сентябрь 2015 года" к оплате предъявлено 255 066,516 м3 по цене 17,93 руб. на сумму 5 396 544,30 руб. с учетом НДС 18%.
При определении количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, истец применил следующие показатели величины расхода тепловой энергии: за август 2015 г. - 0,0653 Гкал / куб. м (16 073,879 Гкал: 246 194,084 м3), за сентябрь 2015 г. - 0,0652 Гкал / куб. м (16 641,303 Гкал: 255 066,516 м3).
Заявитель кассационной жалобы считает, что в спорные периоды при расчете платы за горячую воду, расчетное количество тепла, необходимое для приготовления одного кубического метра горячей воды, не должно превышать удельной величины тепловой энергии - 0,0568 Гкал. / куб. м, поскольку именно эта величина была учтена тарифным органом при установлении для истца двухкомпонентного тарифа.
Согласно п. 9 ст. 32 Закона в„– 416-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Горячее водоснабжение, осуществляемое с использованием закрытых систем водоснабжения, в соответствии с п. 4 ст. 31 Закона в„– 416-ФЗ, является регулируемым видом деятельности. Орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - это уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо (в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 17 ст. 2 Закона в„– 416-ФЗ).
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам привлечен к участию в настоящем деле в качестве третьего лица. При этом судом не были запрошены, а тарифным органом не были представлены в материалы настоящего дела сведения, имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего спора, относительно того, какой показатель нагрева был применен при расчете тарифов на 2015 год.
При этом ответчиком в материалы дела представлен отзыв на иск и на апелляционную жалобу, представленные Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам при рассмотрении аналогичного дела между теми же сторонами за иной период (дело в„– А07-6992/2015). Согласно данным пояснениям Государственного комитета Республики Башкортостан, расчет одноставочных тарифов на горячую воду производился в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 в„– 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 в„– 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
При этом в соответствии с формулой, установленной в п. 48 Методических рекомендаций, одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах теплоснабжения рассчитывались регулирующим органом по формуле с применением такого показателя как количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды. В соответствии с формулой данный показатель составил 0,05676 Гкал / куб. м (с точностью до 0,00001) или 0,0568 (с точностью до 0,0001), именно эта величина и была применена при расчетах тарифов на 2013 год.
В отсутствие приборов учета, позволяющих определять объем тепловой энергии, потребленной для производства горячей воды, фактически возникшие разногласия сторон касаются применения при расчете платы за горячую воду в закрытых системах теплоснабжения того или иного показателя (норматива) тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды.
Управляющая организация настаивает на том, что при начислении населению платы за коммунальные услуги в сфере горячего водоснабжения необходимо исходить из того, что расчетное количество потребленной тепловой энергии на производство 1 куб. м горячей воды равно 0,0568 Гкал / куб. м. Применение истцом и ЕРЦ иного показателя - незаконно.
При рассмотрении настоящего дела судами не установлено, какой норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, был учтен тарифным органом при установлении истцу тарифов на 2015 год.
Из расчетов и пояснений истца следует, что такой расчет произведен истцом самостоятельно на основании пункта 4 Правил в„– 642, части 9 статьи 32 Закона в„– 416-ФЗ, пунктов 24, 25 Правила в„– 306.
Кассационный суд полагает, что оснований для такого расчета у истца не имелось, поскольку деятельность теплоснабжающей организации по оказанию услуг горячего водоснабжения является регулируемой. Определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), в том числе и отдельных показателей, заложенных в тариф, производится по определенным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названного Федерального закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. в„– 406, которое вступило в силу 23 мая 2013 г. (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения).
Согласно пункту 1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 г. в„– 1149 Министерству регионального развития Российской Федерации даны в том числе поручения о внесении изменений в Правила в„– 306, предусматривающие порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.Во исполнение постановления в„– 1149 Правительством РФ постановлением в„– 129 от 14.02.2015 г. были внесены изменения в Правила в„– 306, в частности пункт 24 дополнен пунктом 24(1), которым установлена формула определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м).
Ввиду отсутствия утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению общество "БашРТС" определило количество тепловой энергии необходимой для подогрева 1 м воды в соответствии с п. 24(1), Приложения 2 Правил в„– 306.
Между тем в соответствии с п. 3 данных Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
То обстоятельство, что величина расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м горячей воды, в размере 0,0568 Гкал / куб. м не была утверждена регулирующим органом в установленном законом порядке именно в качестве норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды не влечет вывода о невозможности его применения в расчетах. Данный показатель был рассчитан регулирующим органом на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации при формировании тарифа на 2013 г.
При рассмотрении настоящего дела судам необходимо установить, какая величина расхода тепловой энергии на подогрев воды была заложена тарифным органом при установлении тарифов на 2015, и исходя из этого показателя определить объем задолженности ответчика.
При выявлении необходимости утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях проведения расчетов за услугу горячего водоснабжения, ресурсоснабжающая организация либо управляющие компании вправе инициировать процесс определения такого норматива и утверждения его в установленном порядке. При этом, теплоснабжающая организация как профессиональный участник рынка при формировании данного норматива получает возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию, в том числе по температурному режиму, по коэффициенту потерь тепла в системе водоснабжения и т.п. в целях исчисления данного показателя в соответствии с фактическими затратами, а потребитель в конечном итоге - право оплачивать услуги в том порядке, который предусмотрен законодательством и нормативными актами.
Иной подход нарушает баланс интересов на рынке оказания энергетических услуг, противоречит общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере ценообразования, водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов о том, что обществом "БашРТС" правомерно определен размер платы за поставленный ресурс.
С учетом вышеизложенных обстоятельств судам следует установить возможность применения в расчетах величину расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м горячей воды, в размере 0,0568 Гкал / куб. м, либо иную величину на основании данных тарифного органа.
Кроме того, судам необходимо исследовать доводы ответчика о том, что все текущие платежи, поступающие от населения за август - сентябрь 2015 г., истцом зачислены за предыдущие расчетные периоды апрель - июль 2015 г. применительно к доводам ответчика о том, что такая задолженность за предыдущий период отсутствует и документально не подтверждена.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом требований, установленных ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2016 по делу в„– А07-30136/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2016 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.В.АБОЗНОВА

Судьи
Т.Л.ВЕРБЕНКО
И.В.ЛИМОНОВ


------------------------------------------------------------------