По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2016 N Ф09-11223/16 по делу N А50-22763/2015
Требование: О взыскании денежных средств, предоставленных в виде социальной выплаты.
Обстоятельства: По результатам проверки выявлено, что социальная выплата произведена в большем размере, чем предусмотрено нормативным правовым актом.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды, отказывая в удовлетворении требования, не учли, что в случае несоответствия фактической стоимости приобретаемого жилья его рыночной стоимости размер социальной выплаты подлежит перерасчету исходя из фактической стоимости и площади приобретаемого жилья.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2016 г. в„– Ф09-11223/16
Дело в„– А50-22763/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Кравцовой Е.А., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Пермского края (ИНН: 5902292350, ОГРН: 1025900537090; далее - Контрольно-счетная палата, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 31.05.2016 по делу в„– А50-22763/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Контрольно-счетной палаты - Арзамасцев В.Н. (доверенность от 18.05.2016 б/н), Чернов А.А. (доверенность от 01.06.2016 б/н), Южанин В.И. (директор - протокол от 17.05.2016 в„– 42);
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ИНН: 5906002581, ОГРН: 1025901364411; далее - далее - министерство) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Пермского края к Администрации Частинского муниципального района Пермского края (ИНН: 5955001171, ОГРН: 1025902374981; далее - администрация района) с исковым заявлением о взыскании 1 603 000 руб.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дурновцева Валентина Николаевна, Бабушкин Василий Владимирович, Щекалева Татьяна Георгиевна, Никифоров Иван Александрович, Контрольно-счетная палата.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31.05.2016 (судья Самаркин В.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Савельева Н.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Контрольно-счетная палата просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что судами обеих инстанции не установлены обстоятельства соблюдения администрацией района условий предоставления социальных выплат гражданам. Полагает, что данные обстоятельства имеют значение для оценки правоотношений между министерством и администрацией района, в связи с совершением администрацией бюджетных нарушений, требующих строгого соблюдения условий предоставления субсидий, именно: ст. 139, 158, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), п. 10 "Порядка предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам муниципальных образований Пермского края на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2009 в„– 731-п (далее - Порядок предоставления субсидий), п. 6.1 постановления Правительства Пермского края от 20.10.2009 в„– 747-п (далее - постановление Правительства в„– 747-п).Контрольно-счетная палата считает, что судами обеих инстанций не применены нормы, устанавливающие права и обязанности участников бюджетных правоотношений (ст. 158, ст. 162 БК РФ), нормы о порядке и условиях предоставления субсидий (ст. 139 БК РФ, п. 4, п. 6, п. 9, п. 11 приложения в„– 1, приложения в„– 16 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 в„– 858; далее - постановление Правительства в„– 858), п. 10 "Порядка предоставления субсидий, п. 1.3, п. 1.4.1.2, п. 1.4.7, п. 4.1, п. 4.2, п. 4.5, п. 6.1. постановления Правительства в„– 747-п.Заявитель полагает, что судами первой и апелляционной инстанции не дана оценка тому, что в соответствии с бюджетным законодательством и заключенными сторонами Соглашениями субсидии должны использоваться в соответствии с условиями, предусмотренными "Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 в„– 858 (далее - Типовое положение), постановлениями Правительства в„– 747-п, в„– 731-п, нарушение которых влечет возврат субсидий. Указывает, что в нарушение названных норм администрацией района нарушены три обязательных условия предоставления социальных выплат гражданам на стадии выдачи разрешений на списание средств со специальных счетов граждан, после заключения ими договора купли-продажи жилых помещений (п. 4, п. 6, п. 9, п. 11 Типового положения, п. 1.3, п. 1.4.1.2, п. 1.4.7, п. 4.1, п. 4.2, п. 4.5 Порядка предоставления субсидий), а именно: долевое софинансирование приобретения жилья со стороны гражданина (не менее 30%) и бюджета (не более 70%); перерасчет размера социальных выплат, когда фактическая стоимость 1 кв. м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; оплата за счет собственных (заемных) средств гражданина части жилья, превышающей установленный размер общей площади жилого помещения.
Заявитель в кассационной жалобе приводит довод о том, что администрация свои обязательства не выполнила, поскольку до выдачи разрешения о перечислении со специального счета средств субсидий гражданам Дурновцевой В.Н., Бабушкина В.В., Щекалевой Т.Г. и Никифорова И.А. условия договоров не проверены, либо проверены формально; министерство не извещено о несоответствии расчетного размера социальных выплат фактической стоимости приобретенного 1 кв. м жилья; о приобретении за счет бюджетных средств жилья большей площади, чем установлено нормативными правовыми актами, соответственно, субсидии, использованные с нарушением условий, установленных при их предоставлении, подлежат возврату в бюджет Пермского края; при обнаружении нарушений администрацией не принято решение об отказе в списании средств бюджета с блокировочного счета граждан.
Контрольно-счетная палата считает, что судами не дана оценка представленным Контрольно-счетной палатой расчетам. Указывает, что судами сделан вывод только в отношении предоставления субсидий долевого софинансирования приобретения жилья со стороны гражданина (не менее 30%) и бюджета (не более 70%), являющегося одним из условий признания гражданина участником, без соблюдения которого включение в списки граждан-получателей социальных выплат было бы невозможно.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что предоставление социальной выплаты в большем объеме, чем установлено законодательно в рамках участия в ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" нарушает ст. 34 БК РФ, поскольку приводит к невыполнению целевых показателей программы, а также нарушает права и интересы других граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.
Контрольно-счетная палата считает, что анализ исполнения Программы в Пермском крае подтвердил позицию Контрольно-счетной палаты, так как даже отдельный случай нарушения условий предоставления социальных выплат одному гражданину, участнику Программы, негативно влияет на выполнение целевых показателей и Программы в целом.
В отзыве на кассационную жалобу администрацией района указано на законность и обоснованность оспариваемых судебных актов, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В возражении на отзыв заявитель кассационной жалобы свои требования поддерживает.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 в„– 858 "О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - ФЦП), Законом Пермского края от 24.12.2007 в„– 165-ПК "О региональном фонде софинансирования расходов" и Порядком реализации приоритетного регионального проекта "сельское жилье", утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 20.10.2009 в„– 747-п (далее - ПРП "Сельское жилье"), постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2009 в„– 731-п "Об утверждении Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий, выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, Порядка предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам муниципальных образований Пермского края на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" министерство и администрация района заключили соглашения от 20.05.2013 в„– 13, от 14.11.2012 в„– 39 "О совместной деятельности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013", от 23.05.2013 в„– 10, от 14.11.2012 в„– 40 "О совместной деятельности в рамках реализации приоритетного регионального проекта "Сельское жилье".
Предметом названных соглашений являлось предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Пермского края на софинансирование расходных обязательств Частинского муниципального района Пермского края по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП и ПРП "Сельское жилье".
Контрольно-счетной палатой проведена проверка администрации района в части оценки эффективности реализации программного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", приоритетного регионального проекта "Сельское жилье", о чем составлен акт проверки от 30.04.2014.
В рамках экспертно-аналитического мероприятия по использованию бюджетных средств министерством, выделенных на реализацию мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и на реализацию приоритетного регионального проекта "Сельское жилье" Контрольно-счетной палатой выявлено, что вследствие невыполнения Частинским муниципальным районом Пермского края условий предоставления субсидий, порядка расчета размера социальной выплаты отдельным гражданам, социальная выплата произведена в размерах превышающих условия, предусмотренные нормативным правовым актом; вследствие невыполнения условия предоставления социальной выплаты о долевом софинансировании граждан за счет средств субсидий федерального и краевого бюджетов оплата произведена в размере полной стоимости жилья.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода Контрольно-счетной палаты о нарушении условий предоставления социальной выплаты, предусмотренных подп. "б" п. 4, подп. "а" и "б" п. 26 Типового положения, Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", п. 1.4.1.2, 1.4.3.4, 1.4.4.4 постановления Правительства Пермского края от 20.10.2009 в„– 747-п "Об утверждении порядка реализации приоритетного регионального проекта "Сельское жилье", где одним из условий предоставления социальной выплаты гражданам является наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и обращения министерства в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с администрации района 1 603 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соблюдения администрацией района условий предоставления и использования социальной выплаты.
На основании ч. 1 ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Согласно ст. 38 БК РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу ст. 289 БК РФ в качестве нецелевого использования бюджетных средств расценивается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно ст. ст. 2, 5 ЖК РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Этот порядок установлен федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года".
Типовое положение в соответствии с его п. 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В соответствии с п. 4 раздела II Типового положения гражданин имеет право на получение социальной выплаты в случае, если в совокупности соблюдены следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п. 9 названного Типового положения; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Порядок определения расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, используемой для расчета размера социальной выплаты, установлен п. 9 Типового положения, согласно которому расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Из анализа иных норм Типового положения также следует вывод о том, что условия признания за гражданином права на предоставление социальной выплаты и порядок ее предоставления определены федеральным законодателем с использованием понятия расчетной стоимости строительства, содержащимся в п. 9 Типового положения (п. 4, 12 Типового положения).
Законом Пермского края от 24.12.2007 в„– 165-ПК "О региональном фонде софинансирования расходов" и постановлением Правительства Пермского края от 20.10.2009 в„– 747-п утвержден "Порядок реализации приоритетного регионального проекта "Сельское жилье" (далее - Порядок реализации проекта), целью которого является улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Пермского края.
В соответствии данным Порядком реализация проекта направлена на предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности гражданам, проживающим в сельской местности, а также на предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности.
Порядком реализации проекта предусмотрена совокупность условий признания гражданина участником регионального проекта, это постоянное проживание в сельской местности Пермского края; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Подпунктом "б" п. 4, подп. "а" и "б" п. 26 Типового положения, п. 1.4.1.2, 1.4.3.4, 1.4.4.4 постановления в„– 747-п предусмотрено, что одним из условий предоставления социальной выплаты гражданам является наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Как следует из материалов дела, министерством с администрацией района заключены соглашения, предметом которых являлось предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Пермского края на софинансирование расходных обязательств Частинского муниципального района Пермского края по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации Федеральной целевой программе и приоритетного регионального проекта "Сельское жилье".
Министерством платежными поручениями от 26.11.2012 в„– 4142295, от 26.11.2012 в„– 4142295, от 27.05.2013 в„– 5198795, от 07.06.2013 в„– 306825, от 10.07.2013 в„– 381194 денежные средства перечислены Частинскому муниципальному району Пермского края.
Между тем суды, делая вывод о соблюдении условий предоставления субсидии на момент распределения средств, не учли требования Типового положения, предусматривающие, что в случае если фактическая стоимость 1 кв. м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади жилья (абзац 2 п. 9 Типового положения). При этом в силу абзаца 3 п. 9 Типового положения в случае если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты определяется исходя из фактической площади жилья.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальным районам, сельским поселениям, сельским населенным пунктам и рабочим поселкам дифференцированно по строительству и приобретению жилья (абзац 4 п. 9 Типового положения).
Пунктом 10 Типового положения предусмотрено, что определение размера социальной выплаты производится органом исполнительной власти в соответствии с п. 9 Типового положения.
В силу п. 11 Типового положения получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 9 настоящего Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
Судами не рассмотрены и не оценены доводы Контрольно-счетной палаты и обстоятельства, касающиеся условий подтверждения, исходя из фактической стоимости жилья, предусмотренных п. 9 Типового положения в части приобретения жилья в отношении Дурновцевой Валентиной Николаевной, Бабушкиным Василием Владимировичем, Щекалевой Татьяной Георгиевной, Никифоровым Иваном Александровичем, в силу чего, по мнению Контрольно-счетной палаты, названным гражданам выданы разрешения на списание бюджетных средств для оплаты жилья в большем объеме, что повлекло нарушение условий о долях софинансирования и пересчете размера социальных выплат.
Эти доводы, как и доказательства, представленные Контрольно-счетной палатой, сторонами по делу подлежат исследованию и оценке арбитражным судом с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При принятии решения или постановления арбитражный суд должен оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определить, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены (не установлены), какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу. В мотивировочной части судебных актов суды должны указать среди прочего доказательства, на которых основаны их выводы об обстоятельствах дела, доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым отвергнуты те или иные доказательства, приняты или отклонены приведенные сторонами в обоснование требований и возражений доводы (п. 1 ст. 168, п. 2 ч. 4 ст. 170, п. 12, 14 ч. 2 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении выводы судов основаны на неполном исследовании фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, не дали оценки всем доводам лиц, участвующих в деле, неправильно применили нормы процессуального права, положили в основу принятых судебных актов выводы, не соответствующие представленным доказательствам, что является основанием для отмены судебных актов в силу ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Так как совершение процессуальных действий, связанных с оценкой доказательств и установления на ее основании фактических обстоятельств по делу невозможно в суде кассационной инстанции в силу ограничения пределов его полномочий, рассматриваемое дело в соответствии с нормами п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и возражениям сторон, установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания, разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства, доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом требований, установленных ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 31.05.2016 по делу в„– А50-22763/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК
Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
------------------------------------------------------------------
