Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.12.2016 N Ф09-11107/16 по делу N А07-2473/2016
Требование: О признании недействительными предписаний антимонопольного органа об аннулировании конкурсов, об обязании выдать предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения конкурсов, и завершении процедуры размещения заказа.
Обстоятельства: Организатору конкурсов на заключение договоров оказания услуг по организации питания обучающихся предписано аннулировать конкурсы ввиду невозможности заключения контрактов на условиях конкурсной документации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как изменились существенные условия контрактов в части срока начала их исполнения и начальной цены, в случае продолжения конкурсных процедур контракты не могли быть заключены на прежних условиях.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2016 г. в„– Ф09-11107/16

Дело в„– А07-2473/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Вдовина Ю.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Фазлиевой Гузели Вазиховны (далее - предприниматель Фазлиева Г.В.) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2016 по делу в„– А07-2473/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального казенного учреждения Управление образования администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - управление образования) - Султанов Р.Ф. (доверенность от 24.11.2014).

Предприниматель Фазлиева Г.В. обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по Республике Башкортостан, антимонопольный орган), в котором просила признать недействительными п. 3 резолютивной части решений от 13.11.2015 в„– ГЗ-717/15, ГЗ-718/15, ГЗ-719/15 и предписаний от 13.11.2015 об аннулировании конкурсов, обязать антимонопольный орган выдать предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, рассмотреть поданные заявки и завершить процедуру размещения заказа в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление образования, индивидуальный предприниматель Насырова Е.В. (предприниматель Насырова Е.В.), индивидуальный предприниматель Крапчина Н.В. (далее - предприниматель Крапчина Н.В.), муниципальное автономное учреждение "Центр детского диетического питания" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МАУ "Центр детского диетического питания").
Решением суда от 21.06.2016 (судья Калинин Е.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными п. 3 резолютивных частей решений антимонопольного органа от 13.11.2015 в„– ГЗ-717/15, ГЗ-718/15, ГЗ-719/15. В удовлетворении остальной части требований предпринимателю Фазлиевой Г.В. отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Фазлиева Г.В. просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительными п. 3 резолютивной части решений от 13.11.2015 в„– ГЗ-717/15, ГЗ-718/15, ГЗ-719/15 и предписаний от 13.11.2015 об аннулировании конкурсов, обязать антимонопольный орган выдать предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, рассмотреть поданные заявки и завершить процедуру размещения заказа в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, взыскать с УФАС по Республике Башкортостан уплаченную за рассмотрение заявления государственную пошлину в сумме 1050 руб., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Предприниматель Фазлиева Г.В. считает, что ст. 54 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон в„– 44-ФЗ) не устанавливается запрет на заключение контракта после начала срока действия контракта, определенного конкурсной документацией. При этом положения Федерального закона в„– 44-ФЗ о том, что при заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса, не нарушаются.
По мнению заявителя жалобы, своими действиями антимонопольный орган подтвердил возможность заключения указанных контрактов после 02.09.2015, поскольку ранее вынесенными решениями от 10.09.2015 в„– ГЗ-490/15, ГЗ-491/15, от 25.09.2015 в„– ГЗ-524/15, от 06.10.2015 в„– ГЗ-626/15, ГЗ-627/15, а также предписаниями по указанным делам дважды после 02.09.2015 УФАС по Республике Башкортостан предписывалось отменить протоколы и рассмотреть поданные заявки по существу, при этом сами закупки не отменялись.
Заявитель жалобы указывает на то, что п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность заключения контракта на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт после срока начала его действия, при этом положения ч. 1 ст. 54 Федерального закона в„– 44-ФЗ не нарушаются.
Предприниматель Фазлиева Г.В. считает, что аннулирование конкурсов в ходе исполнения предписаний и решений антимонопольного органа существенно нарушило ее права, поскольку при допуске заявок к рассмотрению и рассмотрению их по существу в ходе проведения конкурса именно ее заявки были бы признаны победившими, а контракты на оказание услуг по организации питания на период 2015 - 2016, 2016 - 2017, 2017 - 2018 учебных годов в 17 школах городского округа город Нефтекамск были бы заключены именно с ней, так как предлагаемая цена контрактов у нее была гораздо ниже, чем у других участников.
Заявитель жалобы полагает, что гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не предусматривает обязанность заявителя обосновывать порядок восстановления нарушенных прав, при этом в возражении от 05.05.2016 на отзыв управления образования был предложен один из вариантов восстановления нарушенных прав, заключающийся в заключении контрактов на условиях, указанных в аукционной документации на весь период - три учебных года, затем, учитывая сложившиеся обстоятельства, а также объективную невозможность исполнения контрактов в 2015 - 2016 учебном году, исключить данный учебный год из контрактов, оставив только 2016 - 2017, 2017 - 2018 учебные годы.
По мнению заявителя жалобы, предписания антимонопольного органа имеют неразрывную связь с его решениями, поскольку предписания выдаются на основании решения; отменяя п. 3 решений УФАС по Республике Башкортостан, суд должен был отменить выданные на основании данного пункта предписания об аннулировании конкурсов.
Управление образования представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением образования размещены извещения о проведении конкурсов с ограниченным участием в„– 0301300007015000045, 0301300007015000046, 0301300007015000047, предметом которых являлось оказание услуг по организации питания обучающихся для нужд муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений городского округа Нефтекамск Республики Башкортостан на периоды: 2015 - 2016, 2016 - 2017, 2017 - 2018 учебных годов; для участия в указанном конкурсе по лотам в„– 0301300007015000045, в„– 0301300007015000046 поданы заявки от предпринимателей Фазлиевой Г.В., Насыровой Е.В., МАУ "Центр детского и диетического питания", по лоту в„– 0301300007015000047 поданы заявки от предпринимателей Фазлиевой Г.В., Крапчиной Н.В., МАУ "Центр детского и диетического питания".
В соответствии с протоколами предквалификационного отбора от 03.11.2015 по указанным лотам заявки предпринимателя Фазлиевой Г.В. были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации.
Не согласившись с указанными действиями, предприниматель Фазлиева Г.В. обратилась с соответствующими жалобами в УФАС по Республике Башкортостан.
По результатам рассмотрения жалоб УФАС по Республике Башкортостан приняты решения от 13.11.2015 в„– ГЗ-717/15, ГЗ-718/15, ГЗ-719/15, согласно которым жалобы предпринимателя Фазлиевой Г.В. на действия конкурсной комиссии признаны обоснованными (п. 1); конкурсная комиссия управления образования признана нарушившей ч. 2 ст. 53 Федерального закона в„– 44-ФЗ (п. 2); в действиях управления образования установлено нарушение ч. 1 ст. 54 Федерального закона в„– 44-ФЗ (п. 3).
Согласно принятым решениям от 13.11.2015 в„– ГЗ-717/15, ГЗ-718/15, ГЗ-719/15 антимонопольный орган, указав на то, что с 02.09.2015 невозможно заключение и исполнение контракта на условиях, установленных в конкурсной документации, поскольку произошло изменение существенных условий контракта в части срока начала исполнения контракта и начальной (максимальной) цены контракта, выдал предписания, которыми управлению образования предписано аннулировать конкурсы с ограниченным участием в„– 0301300007015000045, 0301300007015000046, 0301300007015000047 "Оказание услуг по организации питания обучающихся для нужд муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на период 2015 - 2016, 2016 - 2017, 2017 - 2018 учебных годов".
Предприниматель Фазлиева Г.В., полагая, что решения антимонопольного органа в части п. 3 резолютивной части решений от 13.11.2015 в„– ГЗ-717/15, ГЗ-718/15, ГЗ-719/15 и предписания от 13.11.2015 об аннулировании конкурсов вынесены незаконно и нарушают ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительными п. 3 резолютивной части решений антимонопольного органа от 13.11.2015 в„– ГЗ-717/15, ГЗ-718/15, ГЗ-719/15, исходили из того, что поскольку управлением образования по результатам конкурса не были заключены контракты, вменение нарушения ч. 1 ст. 54 Федерального закона в„– 44-ФЗ, связанного с порядком заключения контрактов, является необоснованным ввиду отсутствия таких действий со стороны уполномоченного органа по закупкам. Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительными предписаний антимонопольного органа, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые предписания УФАС по Республике Башкортостан не противоречат нормам законодательства, правовых оснований для признания их недействительными не имеется.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и законодательству.
В силу ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона в„– 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34, 95 указанного закона.
Судами установлено, что конкурсной документацией определены сроки начала оказания услуг (с 01.09.2015); к моменту рассмотрения УФАС по Республике Башкортостан жалобы предпринимателя Фазлиевой Г.В. в ноябре 2015 г. управление образования заключило прямые договоры на оказание услуг по организации горячего питания на 2015 г.; 14.12.2015 управлением образования исполнены предписания антимонопольного органа об аннулировании конкурсов, на сайте размещены протоколы об отмене закупок; на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции утвержден план-график размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2016 г., в том числе, на организацию горячего питания.
Согласно извещению о проведении конкурса, конкурсной документации и проекту контракта срок начала оказания услуг с 01.09.2015, период оказания услуг установлен: 2015 - 2016, 2016 - 2017, 2017 - 2018 учебные года.
Таким образом, со 02.09.2015 невозможно заключение и исполнение контракта на условиях, установленных в конкурсной документации, в связи с изменением существенных условий контракта в части срока начала исполнения контракта и начальной (максимальной) цены контракта.
При указанных обстоятельствах суды пришли к верному выводу о законности оспариваемых предписаний об аннулировании конкурсов, поскольку в случае продолжения конкурсных процедур контракты не могли быть заключены на условиях, указанных в конкурсной документации.
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального закона в„– 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу подп. "а" п. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
В данном случае выданные УФАС по Республике Башкортостан предписания соответствуют характеру выявленных нарушений и направлены на их устранение.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что избранный предпринимателем Фазлиевой Г.В. способ защиты своего права не приведет к его надлежащему восстановлению, поскольку продолжение процедуры закупки на прежних условиях противоречило бы ч. 1 ст. 54 Федерального закона в„– 44-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2016 по делу в„– А07-2473/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Фазлиевой Гузели Вазиховны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Н.Н.СУХАНОВА


------------------------------------------------------------------