По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.12.2016 N Ф09-10919/16 по делу N А50-2470/2016
Требование: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании утвердить схему участка для строительства.
Обстоятельства: В предварительном согласовании отказано по мотиву обращения с заявлением лица, не имеющего права на приобретение участка без проведения торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как заявитель, не обжаловав отказ в утверждении схемы, обратился вновь с заявлением, прекратив процедуру получения участка, начатую ранее, и начав новую процедуру, которая должна соответствовать Земельному кодексу РФ в измененной редакции; не доказано, что заявитель является лицом, которое имеет право на приобретение участка без проведения торгов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2016 г. в„– Ф09-10919/16
Дело в„– А50-2470/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Рябовой С.Э., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРМ-Сервис" (далее - общество "ПРМ-Сервис", заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.05.2016 по делу в„– А50-2470/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участия не приняли.
Общество "ПРМ-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 10.11.2015 в„– И-21-01-09-19495; о возложении на Департамент обязанности утвердить схему земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, Бродовский тракт, для строительства завода по производству строительных материалов, площадью 50 000 кв. м.
Решением суда от 16.05.2016 (судья Лядова Г.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 (судьи Дюкин В.Ю., Макаров Т.В., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ПРМ-Сервис" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылаясь на имеющийся у него утвержденный акт выбора земельного участка от 02.10.2014 в„– 2054, указывает на наличие у него права получения земельного участка без проведения торгов. При этом заявитель отмечает, что процедура образования земельных участков начата до 01.03.2015, но не закончена, при этом решение органа местного самоуправления об образовании земельных участков до 01.03.2015 не принято, в связи с чем считает, что для предоставления земельного участка без проведения торгов необходимо принятое органом местного самоуправления решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Кроме того общество "ПРМ-Сервис" полагает, что отсутствие решения о предварительном согласовании, принятого до 01.03.2015 не должно лишать его возможности продолжить процедуру получения земельного участка по правилам, установленным до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации".
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ПРМ-Сервис" обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 11.09.2014 вх. в„– 21-01-06-18813 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, тракт Бродовский, примерная площадь земельного участка - 50 000 кв. м.
Письмом от 15.09.2014 в„– И-21-01-09-16943 заявитель информирован о том, что Департаментом направлены запросы в территориальный и функциональные органы администрации города Перми для подготовки заключений о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Заявителю 02.10.2014 выдан акт выбора земельного участка в„– 2054, признанный основанием для рассмотрения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта в период с 13.10.2014 по 13.10.2015.
Заявитель 02.04.2014 обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (вх. в„– 21-01-06-6704).
Письмом от 23.04.2015 в„– И-21-01-09-7164 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано на основании того, что согласно п. 1. ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" до 01.03.2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со ст. 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015 года, но не ранее, чем за три года до предоставления земельного участка.
Общество "ПРМ-Сервис" вновь обратилось в администрацию с заявлением от 12.10.2015 в„– 06-20573 о предварительном согласовании земельного участка площадью 50 000 кв. м для строительства завода по производству строительных материалов.
Департамент письмом от 10.11.2015 в„– И-21-01-09-19495 принял решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка в связи со следующим: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Полагая, что отказ Департамента в предварительном согласовании земельного участка, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, общество "ПРМ-Сервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 в„– 206-ФЗ)
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пункт 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 названного Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В силу п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 в„– 206-ФЗ)
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В соответствии с ч. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что заявителем начата процедура получения земельного участка для строительства в 2014 году; после отказа в утверждении схемы от 02.04.2015 заявителем данный отказ не обжаловался, заявитель вновь обратился с заявлением от 12.10.2015 в„– 06-20573 о предварительном согласовании земельного участка площадью 50 000 кв. м для строительства завода по производству строительных материалов, суды пришли к обоснованному выводу, что заявителем начата новая процедура получения земельного участка, так как первая процедура получения земельного участка заявителем начата на основании ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, между тем Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, которые вступили в действие с 01.03.2015.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, о том, что заявитель не обжаловав отказ в утверждении схемы, обратился вновь с заявлением, прекратив процедуру получения земельного участка, начатую в 2014 году, и начав новую процедуру, которая должна быть проведена в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, вступившей в силу с 01.03.2015.
Судами также верно отмечено, что Земельным кодексом Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень условий, когда договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов; однако доказательства того, что заявитель является лицом, которое имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, в заявлении не указано и не представлены в Департамент совместно с заявлением документы, подтверждающие данное право, а также не доказано это право в ходе рассмотрения дела.
На основании изложенного, учитывая, что заявителю было отказано в утверждении схемы письмом от 23.04.2015 в„– И-21-01-09-7164, который заявителем не оспорен, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о возложении на Департамент обязанности утвердить схему расположения земельного участка в рамках обжалуемого отказа от 10.11.2015.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.05.2016 по делу в„– А50-2470/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРМ-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
С.Э.РЯБОВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
------------------------------------------------------------------