Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.12.2016 N Ф09-11207/16 по делу N А60-13383/2016
Требование: О признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, об обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что в отношении арендованного участка не установлен вид разрешенного использования.
Решение: Требование удовлетворено, так как постановлением органа местного самоуправления установлены основной виды разрешенного использования спорного участка, данное постановление и договор аренды не оспорены, указание в договоре аренды только вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка не противоречит закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. в„– Ф09-11207/16

Дело в„– А60-13383/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Семеновой З.Г., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2016 по делу в„– А60-13383/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Росреестра - Токманцева Е.К. (доверенность от 23.11.2015 в„– 08-17/171);
общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТТОРГ" (далее - общество "ИНВЕСТТОРГ") - Гребенцов А.М. (доверенность от 18.03.2016).

Общество "ИНВЕСТТОРГ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Росреестра о признании недействительным отказа в„– 66/033/302/2016-8 от 10.03.2016 в государственной регистрации договора аренды земельного участка в„– 11 от 08.12.2015 и об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка в„– 11 от 08.12.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены администрация муниципального образования город Ирбит (далее - Администрация), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2016 (судья Е.Ю. Абдрахманова) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 (судьи Т.М. Жукова, Л.Ф. Виноградова, Т.Л. Зеленина) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, поскольку судами не в полной мере были установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права. По мнению заявителя жалобы, отказ в государственной регистрации является правомерным, поскольку договор аренды от 08.12.2015 в„– 11 заключен для строительства объекта торговли и общественного питания, а заявителем при регистрации представлен вначале кадастровый паспорт спорного земельного участка без указания вида разрешенного использования, а затем с видом разрешенного использования - под древесно-кустарниковые насаждения, что противоречит подп. 5 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Управление Росреестра указывает, что решение об отказе в государственной регистрации договора аренды соответствует нормам действующего законодательства, следовательно, права заявителя не нарушены. Заявитель жалобы полагает, что права общества "ИНВЕСТТОРГ" нарушены Администрацией при заключении договора аренды земельного участка от 08.12.2015 в„– 11.

При рассмотрении спора судами установлено, что постановлением Администрации от 30.04.2015 в„– 698 утверждена схема расположения земельного участка площадью 3 297 кв. м, по адресу: Свердловская область город Ирбит, ул. Советская, в„– 100/55, территориальная зона - П (3)-4 (производственная (защитная) зона предприятий IV класса), категория земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования города Ирбит, утвержденными решением Думы муниципального образования город Ирбит от 24.12.2012 в„– 74 (далее - правила землепользования и застройки), для территориальной зоны П (3)-4 (производственная (защитная) зона предприятий VI класса) основным видом разрешенного использования является древесно-кустарниковые насаждения, а также несколько вспомогательных видов разрешенного использования, в том числе строительство объектов торговли и общественного питания.
Постановлением Администрации от 08.10.2015 в„– 1688 принято решение о проведении аукциона открытого по составу участников и подаче предложений о цене ежегодного размера арендной платы на право заключения договоров аренды земельного участка, в том числе, в отношении земельного участка категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 66:44:0102002:652, расположенного по адресу: Свердловская область, город Ирбит, ул. Советская, в„– 100/55 (далее - спорный земельный участок), разрешенное использование: целевое назначение - для строительства объекта торговли и общественного питания (лот в„– 3).
По результатам аукциона между Администрацией (арендодатель) и обществом "ИНВЕСТТОРГ" (арендатор) (единственным участником аукциона на право заключения договора аренды земельного участка) заключен договор аренды от 08.12.2015 в„– 11 спорного земельного участка, с разрешенным использованием - для строительства объекта торговли и общего питания, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка площадью 3297 кв. м (п. 1.1. договора аренды).
Общество "ИНВЕСТТОРГ" 12.01.2016 обратилось в Ирбитский отдел Управления Росреестра с заявлением о регистрации договора аренды от 08.12.2015 в„– 11.
Постановлением Администрации от 25.01.2016 в„– 38 "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: Свердловская область, город Ирбит, улица Советская, в„– 100/55" (с учетом изменений внесенных постановлением Администрации от 17.03.2016 в„– 315) установлено, что вид разрешенного использования спорного земельного участка согласно градостроительному зонированию и регламентам - древесно-кустарниковые насаждения, объекты торговли и общественного питания.
Письмом от 26.01.2015 в„– 362 Администрацией в Ирбитский отдел Управления Росреестра направлена информация об основном и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка кадастровым номером 66:44:0102002:652.
Письмом от 10.03.2016 в„– 66/033/302/2016-8 Управление Росреестра уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации договора аренды на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), посчитав, что проведение регистрационных действий в отношении договора невозможно силу подп. 5. п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не установлен вид его разрешенного использования и он не мог быть предметом аукциона. Кроме того, указано на несоответствие постановлений органов власти муниципального образования города Ирбит по вопросам разрешенного использования спорного земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 в„– 540.
Полагая, что отказ в государственной регистрации договора аренды является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы, общество "ИНВЕСТТОРГ" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Обстоятельства нарушения прав и законных интересов ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) подлежат доказыванию заявителем в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
В соответствии со ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации).
Согласно п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 10).
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Правообладателям земельных участков предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор аренды от 08.12.2015 в„– 11, в котором указан вид разрешенного использования спорного земельного участка - для строительства объекта торговли и общего питания, постановление от 25.01.2016 в„– 38 согласно которому на основании и в соответствии с правилами землепользования и застройки, Администрация определила, что согласно градостроительному зонированию и регламентам основной вид разрешенного использования спорного земельного участка - древесно-кустарниковые насаждения, вспомогательный - объекты торговли и общественного питания, градостроительный план земельного участка в„– RU66333000-0000000000000975, которым подтверждается соответствие условий договора аренды в„– 11 от 18.12.2015 правилам землепользования и застройки, письмо Кадастровой палаты от 21.06.2016, из которого следует, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о виде разрешенного использования спорного земельного участка - объект торговли, учитывая, что ни постановление от 25.01.2016 в„– 38 об установлении видов разрешенного использования спорного земельного участка, ни договор аренды 08.12.2015 в„– 11 никем не оспорены, недействительными не признаны, суды пришли к выводу, что указанный в договоре аренды от 08.12.2015 в„– 11 вид разрешенного использования соответствует правилам землепользования и застройки, а также постановлению Администрации от 25.01.2016 в„– 38.
Поскольку в договоре аренды может быть указан как основной вид разрешенного использования, вместе с вспомогательным, так и только основной или только вспомогательный вид разрешенного использования, постольку указание в договоре аренды только вспомогательного вида разрешенного использования не противоречит действующему законодательству.
Управление Росреестра должно было и могло в порядке информационного взаимодействия запросить в Кадастровой палате сведения о виде разрешенного использования земельного участка, о причинах отсутствия в кадастровом паспорте указания на вид разрешенного использования. Однако, как следует из представленного самим заинтересованным лицом регистрационного дела по рассматриваемому договору аренды, им такие запросы не направлялись, вопрос о наличии у земельного участка разрешенного использования не выяснялся.
Поскольку требование к указанию вида разрешенного использования ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации не установлено, отсутствие в кадастровом паспорте, приложенном к договору аренды, указания на вид разрешенного использования, не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали достаточные основания для отказа в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 08.12.2015 в„– 11, из чего обоснованно исходили суды первой и апелляционной инстанций, разрешая настоящий спор.
Судами также правомерно отклонена ссылка Управления Росреестра на несоответствие постановлений органов власти муниципального образования города Ирбит по вопросам разрешенного использования спорного земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 в„– 540, поскольку в силу п. 11, 12 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных судами на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2016 по делу в„– А60-13383/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Э.РЯБОВА

Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ


------------------------------------------------------------------