Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.12.2016 N Ф09-10915/16 по делу N А07-1899/2016
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа субъекта РФ в области жилищного надзора.
Обстоятельства: Управляющей организации предписано устранить нарушение при начислении платы за отопление, выразившееся в применении завышенного тарифа, произвести корректировку указанной платы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку произведенный уполномоченным органом расчет среднемесячного потребления тепловой энергии на отопление спорного жилого дома не обоснован, установить его достоверность невозможно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. в„– Ф09-10915/16

Дело в„– А07-1899/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного Комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомжилнадзор РБ, Комитет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2016 по делу в„– А07-1899/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Республики Башкортостан прибыли представители:
Госкомжилнадзора РБ - Ахмерова А.Р. (доверенность от 01.02.2016),
открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа РБ", общество, управляющая организация) - Асаченко Л.Ю. (доверенность от 26.04.2016).

ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа РБ" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным предписания Комитета от 06.11.2015 в„– ЦО-15-256-156.
Решением суда от 06.06.2016 (судья Сакаева Л.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судами не исследован и не установлен фактический объем тепловой энергии, который был потреблен жилым домом, а учитывалось стоимостное выражение тепловой энергии без учета объемов. Суды не изучили представленную информацию ООО "БашРТС", в котором представлена информация об объемах тепловой энергии начиная с 2013 по 2015 годы с указанием итогового объема тепловой энергии.
Отмечает, что судом апелляционной инстанции не дана оценка ряду заявленных заинтересованным лицом доводов.
Ссылается на судебную практику, где, по мнению подателя жалобы, суды при аналогичных обстоятельствах отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.

При рассмотрении дела судами установлено, что по результатам внеплановой выездной проверки, инициированной в связи с обращением жителя дома в„– 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе, Комитетом составлен акт от 06.11.2015 в„– ЦО-15-9436-256, которым в числе прочего указано, что согласно информации, представленной управляющей организацией, площадь жилых помещений упомянутого дома составляет 3129,20 кв. м. По отчетам о реализации тепловой энергии, предоставленной ООО "БашРТС", общий объем потребления тепловой энергии в 2014 году по жилому дому составил 547,58 Гкал, среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление на 1 кв. м за 2014 г. (Гкал / кв. м) составит: 547,58 Гкал / 3129,20 кв. м / 12 мес. = 0,0146 Гкал / кв. м.
В соответствии с постановлениями Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам в 2015 году установлены следующие тарифы на тепловую энергию: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1552,32 руб./Гкал; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1774,31 руб./Гкал.
Таким образом, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила в„– 307) размер платы за отопление жителям указанного дома в 2015 г. за 1 кв. м составит с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 0,0146 Гкал / кв. м * 1552,32 руб./Гкал = 22,66 руб. / кв. м, с 01.07.2015 - 0,0146 Гкал / кв. м * 1774,31 руб./Гкал = 25,90 руб. / кв. м.Согласно представленным МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа" платежным документам по данной управляющей организации начисления по услуге "отопление" жителям производились с 01.01.2015 по 30.06.2015, исходя из норматива расхода тепловой энергии, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан от 15.10.2012 в„– 267 "Об утверждении нормативов отопления на населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан", установленного для многоквартирных домов высотой 5 этажей в размере 0,0152 Гкал за 1 кв. м общей площади жилого помещения и составляло - 0,0152 Гкал / кв. м * 1552,32 руб./Гкал = 23,6 руб. / кв. м, с 01.07.2015 исходя из норматива расхода тепловой энергии, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 23.12.2011 в„– 1500 "Об утверждении нормативов отопления для населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан", установленного для многоквартирных домов высотой 5 этажей в размере 0,0197 Гкал на 1 кв. м общей площади жилого помещения и составляет: - 0,0197 Гкал / кв. м * 1774,31 руб. / Гкал = 34,93 руб. / кв. м.
Таким образом, согласно предоставленным платежным документам с 01.01.2015 проверяющими установлено завышение тарифов по услуге "отопление" жителям дома в„– 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе.
Также в акте проверки заинтересованным лицом отражено, что за 2014 год собственникам жилых помещений размер начисленной платы за услугу "отопление" произведен в размере 796 566,62 руб. (по данным МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ"). При этом ресурсоснабжающими организациями предъявлена плата за тепловую энергию в объеме 547,58 Гкал на сумму 709 743,06 руб. Корректировка (возврат) платы по услуге "отопление" за 2014 г. собственникам жилых помещений составит - 59 823,56 руб.
В ходе проверки по письменной информации МУП "ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ" установлено, что по поручению управляющей организации в сентябре - декабре 2015 г. по указанному дому будет произведена корректировка (доначисление) платы по услуге "отопление" за 2014 г. на общую сумму 223 378,49 руб.
Обществу выдано предписание от 06.11.2015 в„– ЦО-15-256-156, которым предписано привести тариф по статье "отопление" по дому в„– 8 ул. 40 лет Октября в г. Уфе с 01.01.2015 в соответствие с пп. 2 п. 2 Приложения в„– 2 к Правилам в„– 307 и вернуть начисленную сумму в размере 159 244,99 руб., предоставить письменную информацию об исполнении настоящего предписания, с указанием сумм и проведенного перерасчета, с приложением платежных документов. В качестве описания установленного нарушения, указано, что по указанному многоквартирному жилому дому при проверке начисления размера платы по услуге "отопление" установлено, что тариф по статье "отопление" не соответствует пп. 2 п. 2 приложения в„– 2 к правилам в„– 307; а также произвести корректировку (возврат) по услуге "отопление" за 2014 г. по лицевым счетам жилых помещений обозначенного дома в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения в„– 2 к Правилам в„– 307, в размере - 59 823,56 и вернуть неправомерно доначисленную сумму в размере - 223 378,49 по услуге "отопление" за 2014 г., предоставить письменную информацию об исполнении настоящего предписания, с указанием сумм и проведенного перерасчета, с приложением платежных документов. В качестве описания установленного нарушения, указано, что по жилому дому произведена корректировка (доначисление) размера платы по услуге "отопление" за 2014 г. по лицевым счетам жилых помещений в размере 223 378,49 руб. Также не произведена корректировка (возврат) размера платы по услуге "отопление" за 2014 г. по лицевым счетам жилых помещений в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения в„– 2 к Правилам в„– 307, в размере 59 823,56 руб. Далее, оспариваемое предписание, содержит фразу "Подробнее в акте проверки в„– ЦО-15-9436-256 от 06.11.2015".
Не согласившись с указанным ненормативным актом Комитета, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 в„– 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подп. "а" или "б" п. 1 настоящего постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила в„– 354).
Пунктом 1 постановления от 31.08.2012 в„– 300 "О порядке расчета платы за отопление для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденного Правительством Республики Башкортостан (далее - постановление в„– 300) исполнителям коммунальных услуг предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами в„– 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Пунктом 2 указанного постановления установлено, что настоящее Постановление действует до принятия Правительством Республики Башкортостан решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами в„– 354.
Поскольку указанное решение принято не было, к спорным правоотношениям были применимы Правила в„– 307.
Подпунктом "б" п. 21 Правил в„– 307 предусматривалось, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения в„– 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения в„– 2 к настоящим Правилам.
Подпунктом 2 п. 2 приложения к Правилам в„– 307 устанавливалось, что размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по соответствующей формуле.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил в„– 307).
Суды, исследовав представленные доказательства, пришли к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации из расчетов, приведенных Госкомжилнадзором, в акте проверки от 06.11.2015 в„– ЦО-15-9436-256, положения которого в части, воспроизведены заинтересованным лицом в оспариваемом предписании, не представляется установить их достоверность.
Судами указано, что Комитет сослался на то, что "По отчетам о реализации тепловой энергии, предоставленной ООО "БашРТС", общий объем потребления тепловой энергии в 2014 году по жилому дому в„– 8 по ул. 40 лет Октября в г. Уфе составил 547,58 Гкал, среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление на 1 кв. м за 2014 г. (Гкал / кв. м) составит: 547,58 Гкал / 3129,20 кв. м / 12 мес. = 0,0146 Гкал / кв. м".
Однако это противоречит фактическому содержанию информации, предоставленной ООО "БашРТС" (письмо от 02.11.2015 в„– 133-2328), в которой отсутствуют данные относительно среднемесячного объема потребления тепловой энергии в 2014 году, равного 547,58 Гкал.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу о том, что недоказанность обоснованности расчета в данном случае является самостоятельным основанием для удовлетворения требований общества о признании недействительным предписания в соответствующей части.
Указанные выводы судов переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, суды пришли к выводу, что использование заинтересованным лицом неподтвержденных данных, является самостоятельным основанием для признания недействительным предписания в соответствующей части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2016 по делу в„– А07-1899/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
О.Г.ГУСЕВ


------------------------------------------------------------------