Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.12.2016 N Ф09-10316/16 по делу N А07-4516/2016
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Победитель аукциона сослался на то, что жалоба на действия организатора аукциона подана неуполномоченным лицом, победитель не был извещен о месте и времени рассмотрения жалобы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как жалоба подана органом субъекта РФ по управлению государственным имуществом в связи с нарушением порядка размещения информации о проведении аукциона, установлено выполнение антимонопольным органом требований закона о размещении уведомления о поступлении жалобы, нарушение прав победителя не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2016 г. в„– Ф09-10316/16

Дело в„– А07-4516/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башстрой" (далее - ООО "Башстрой", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2016 по делу в„– А07-4516/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.

ООО "Башстрой" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным п. 1 решения от 03.09.2014 в„– 273-18.1/14, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) и Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Стерлитамакскому району (далее - Комитет, КУС МЗиО РБ по Стерлитамакскому району).
Решением суда от 31.05.2016 (судья Валеев К.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Общество считает, что судами нарушены положения ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), так как указанные нормы предполагают возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, при наличии реального, а не мнимого нарушения, или действительной угрозы правам и законным интересам лица, подающего жалобу. Данная норма устанавливает закрытый перечень лиц, имеющих право на обжалование действий (бездействия) организаторов торгов. Комитет не является лицом, подавшим заявку на участие в торгах, кроме того отсутствуют доказательства нарушения его прав и законных интересов проведением торгов. Заявитель полагает, что самостоятельным основанием для признания недействительным решения антимонопольного органа является факт рассмотрения жалобы, которая при первоначальном поступлении не соответствовала требованиям ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Поступление дублирующей жалобы, надлежаще оформленной, не устраняет данное нарушение. Также безусловным основанием для признания недействительным оспариваемого акта заявитель считает то, что заинтересованное лицо - ООО "Башстрой" - не было извещено административным органом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Комитета в нарушение требований п. 2 ст. 45 Закона о защите конкуренции. Общество также считает факт отсутствия приема Комитетом заявки на участие в аукционе не имеющим правового значения, так как в качестве организатора аукциона в силу п. 6 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации выступает Администрация, и заявка ООО "Башстрой" с приложением подана и зарегистрирована секретарем аукционной комиссии 05.06.2014.

Как следует из материалов дела, 15.08.2014 в Управление поступила жалоба Комитета на действия Администрации при проведении открытого аукциона по продаже права аренды, сроком на 5 (пять) лет, на земельный участок с кадастровым номером 02:44:211001:2177, общей площадью 134 131 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, д. Байрак, кв-л "В", с разрешенным использованием (назначением): комплексное жилищное строительство (извещение на сайте в„– 050514/0096638/01). Впоследствии в антимонопольный орган 22.08.2015 поступила дублирующая жалоба Комитета с приложением распечатки извещения о проведении торгов в„– 050514/0096638/01 и выписки из ЕГРП от 13.08.2014 в„– 01/020/2014-12741.
Антимонопольным органом 25.08.2014 вынесено уведомление в„– 273-18.1/14 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Управлением 03.09.2014 вынесено решение по жалобе в„– 273-18.1/14, которым:
1. Жалоба Комитета на действия Администрации при проведении открытого аукциона по продаже права аренды, сроком на 5 (пять) лет, на земельный участок с кадастровым номером 02:44:211001:2177, общей площадью 134 131 кв. м, расположенный по адресу: РБ, Стерлитамакский район, д. Байрак, кв-л "В" с разрешенным использованием (назначением): комплексное жилищное строительство (извещение на сайте в„– 050514/0096638/01) признана обоснованной.
2. Решено не выдавать Администрации предписание в связи с тем, что администрацией заключен договор с ООО "Башстрой".
Суды установили, что основанием для вынесения антимонопольным органом оспариваемого решения послужили следующие обстоятельства.
Администрацией согласно постановлению от 30.04.2014 в„– 392 "О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 02:44:211001:2177 в целях комплексного жилищного строительства" принято решение о проведении аукциона.
В дальнейшем - 02.06.2014 - от имени Комитета на официальном сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru опубликовано информационное сообщение (извещение в„– 050514/0096638/01) о проведении открытого аукциона по продаже права аренды, сроком на 5 (пять) лет, на земельный участок с кадастровым номером 02:44:211001:2177, общей площадью 134 133 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, д. Байрак, кв-л "В", с разрешенным использованием (назначением): комплексное жилищное строительство. Контактная информация организатора торгов и места приема заявок соответствует информации о Комитете. Администрацией условия и порядок проведения вышеназванного аукциона отражены в Положении об условиях и порядке проведения открытого аукциона. В Положении организатором аукциона указан Комитет, этот же орган указан как регистрирующий заявки и обеспечивающий их сохранность.
Однако Комитетом, значащимся организатором торгов, данное извещение не публиковалось, в Комитете заявки на участие в аукционе не регистрировались. Комитет 23.07.2014 отменил на сайте в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru данное извещение как ошибочно размещенное.
Администрация, признав аукцион не состоявшимся ввиду наличия только одной заявки, 24.07.2014 заключила договор с ООО "Башстрой", подавшим заявку на участие в аукционе непосредственно в Администрацию, как с единственным участником по начальной цене аукциона.
Управление пришло к выводу о нарушении Администрацией положений ст. 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, процедуры проведении торгов и порядка заключения договоров. Согласно указанным нормам аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, определяют в качестве продавца исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 названного Кодекса. Продавец принимает решение о проведении аукциона. В качестве организатора аукциона выступает продавец или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены. Информация о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом Правительством РФ. Извещение о проведении аукциона должно содержать информацию, перечисленную в п. 8, 9, 10 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, в частности, об организаторе аукциона, о наименовании органа, принявшего решение о проведении аукциона, и реквизиты такого решения, о приеме заявок на участие в аукционе.
Управлением установлено, что по соглашению между Администрацией и Комитетом, утвержденным решением Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 27.12.2012 в„– 3/з-44 Комитет выполняет от имени муниципального образования функции в сфере гражданских и иных правоотношений по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а также земельными участками до разграничения государственной собственности на землю и земельными участками, полномочия по управлению и распоряжению которыми республиканскими законами переданы муниципальным образованиям:
- подготовка документации, а также проектов решений муниципального образования и проектов договоров аренды купли-продажи, доверительного управления, безвозмездного пользования, залога (ипотеки) объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участков, расположенных на территории муниципального образования;
- подготовка документации, в том числе проектов решений муниципального образования, в том числе подготовка проектов решений муниципального образования по предоставлению земельных участков юридических лиц и граждан на земельные участки, и проектов договоров аренды, купли-продажи безвозмездного (срочного) пользования, залога (ипотеки) земельных участков до разграничения государственной собственности на землю на основании решения или поручения главы муниципального образования, принятого в сфере его компетенции, установленной законодательством;
- осуществление контроля за платежами в пределах заключенных договоров;
- регистрация права собственности муниципального образования и сделок в органах государственной регистрации за счет средств бюджета муниципального образовании.
В обязанности муниципального образования входит:
- возложение на Территориальный орган функций по подготовке к заключению всех договоров, подготовке документов и решений в соответствии п. 1.1 настоящего Соглашения и осуществлению контроля за своевременной оплатой платежей по заключенным договорам;
- предоставление по требованию Территориального органа необходимых материалов для подготовки проектов договоров.
Учитывая изложенные обстоятельства, Управление приняло решение от 03.09.2014 в„– 273-18.1/14.
ООО "Башстрой" обратилось с заявлением в арбитражный суд, ссылаясь на нарушение ст. 18.1 Закона о защите конкуренции ввиду того, что оно не было извещено Администрацией о поступлении жалобы, месте и времени ее рассмотрения, а также ввиду того, что Комитет не является лицом, подавшим заявку на участие в торгах, нарушение его прав и законных интересов проведением торгов отсутствует, жалоба Комитета не подписана уполномоченным лицом, информация о проведении аукциона публиковалась от имени Комитета, заключение договора аренды между ООО "Башстрой" и Администрацией осуществлено в результате проведения аукциона и признания его не состоявшимся.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, руководствовались ст. 198, 200 АПК РФ, ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Установив, что жалоба подана Комитетом в связи с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, суды обоснованно отклонили доводы заявителя о неправомерности принятия и рассмотрения Управлением этой жалобы.
Судами проверены и признаны обоснованными выводы Управления о выявленных нарушениях, явившихся основанием для принятия п. 1 оспариваемого решения.
Довод общества о том, что жалоба подана неуполномоченным лицом, отклонен судами как противоречащий материалам дела.
Судами на основании материалов дела установлено выполнение Управлением требований ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции о размещении информации и уведомления о поступлении жалобы. Бездействие Администрации, не выполнившей требования ч. 12 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции об извещении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения, было предметом исследования судов, установлено отсутствие последствий для ООО "Башстрой", какого-либо влияния на законность оспариваемого обществом решения антимонопольного органа.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2016 по делу в„– А07-4516/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Башстрой" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Башстрой" государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 26.10.2016 в„– 79.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
О.Л.ГАВРИЛЕНКО


------------------------------------------------------------------