Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2016 N Ф09-10968/16 по делу N А47-1124/2016
Требование: О признании незаконным решения о включении в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок сведений, предоставленных перевозчиком-1.
Обстоятельства: Перевозчик-2, включенный в реестр, указал, что сведения о перевозчике-1 по аналогичному маршруту включены в реестр с нарушением законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, так как срок действия заключенного с перевозчиком-1 договора на обеспечение пассажирских перевозок истек, он представил только согласованный уполномоченным органом паспорт маршрута, наличия которого недостаточно для включения спорных сведений в реестр.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2016 г. в„– Ф09-10968/16

Дело в„– А47-1124/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 по делу в„– А47-1124/2016 Арбитражного суда Оренбургской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "ОРЕНТРАНСГРУПП" (далее - общество "ОРЕНТРАНСГРУПП") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к министерству о признании незаконным решения от 30.12.2015 "О включении (об отказе во включении) в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок сведений о маршрутах регулярных перевозок" (далее - решение министерства) в части включения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок сведений, предоставленных перевозчиком - обществом с ограниченной ответственностью "Парнас" (далее - общество "Парнас").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Парнас".
Решением суда от 05.07.2016 (судья Мирошник А.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение министерства в части включения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок сведений, предоставленных перевозчиком - обществом "Парнас". Суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Парнас".
В кассационной жалобе министерство просит постановление суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 в„– 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 220-ФЗ).
Заявитель жалобы полагает, что наличие у общества "Парнас" паспорта автобусного маршрута регулярных перевозок обязывает министерство включить сведения о названном обществе как о перевозчике в реестр маршрутов регулярных перевозок даже при отсутствии договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа. Министерство настаивает на том, указанным перевозчиком осуществлены необходимые действия для включения в соответствующий реестр, названное общество легально осуществляло перевозки на основании паспорта автобусного маршрута, срок действия которого не истек.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между министерством (уполномоченный орган) и обществом "Парнас" (перевозчик) заключен договор от 10.07.2014 в„– 48 на обеспечение пассажирских перевозок на регулярном межмуниципальном маршруте в„– 158 "Оренбург - парк-отель "Нежинка", внесенном в реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на основании постановления Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 в„– 250-п.
Согласно п. 4.1 договора срок действия договора определен - до даты заключения договора с победителем конкурса на право заключения договора на обеспечение пассажирских перевозок на маршруте в„– 158, либо один год, в зависимости от того, какое событие наступит раньше.
Паспорт указанного маршрута, составленный обществом "Парнас" по состоянию на 01.08.2013, согласованный с органами местного самоуправления, утвержден министерством 10.07.2014.
Общество "Парнас" в порядке ст. 39 Закона в„– 220-ФЗ обратилось в министерство с заявлением от 03.08.2015 в„– 14, которым представило сведения о регулярном маршруте в„– 158, внесенном в областной реестр перевозчиков.
Решением министерства в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок включены, в том числе сведения, представленные обществом "Парнас", в отношении межмуниципального маршрута в„– 158.
Не согласившись с указанным решением, перевозчик, оказывавший услуги по перевозке пассажиров по аналогичному маршруту и включенный в соответствующий реестр (общество "ОРЕНТРАНСГРУПП"), обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из недействительности оспариваемого ненормативного правового акта.
Выводы суда являются правомерными, основаны на фактических обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона в„– 220-ФЗ в течение 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные ч. 1 ст. 26 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 ч. 2 ст. 39 Закона в„– 220-ФЗ по истечении 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения 180 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок, организуют проверку указанных в ч. 1 названной статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры.
Перечень сведений, включаемых в реестры маршрутов регулярных перевозок, определен ч. 1 ст. 26 Закона в„– 220-ФЗ.
Пунктом 12 названной нормы к числу таких сведений отнесены: наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя (в том числе участников договора простого товарищества), осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, возможность включения уполномоченным органом без проведения конкурса в реестр межмуниципальных маршрутов сведений о маршруте по заявлениям лиц, осуществлявших после опубликования Закона в„– 220-ФЗ перевозки по маршрутам регулярных перевозок, предусмотрена только в случае легальности осуществления указанными лицами такой деятельности (осуществления перевозки на основании заключенных с этими лицами договоров, выданных им разрешений, паспортов маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами).
В рассматриваемом споре, ссылаясь на наличие у общества "Парнас" действующего паспорта межмуниципального маршрута в„– 158, министерство включило данного перевозчика в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Вместе с тем буквальное толкование ст. 39 Закона в„– 220-ФЗ не позволяет сделать вывод о достаточности наличия у перевозчика лишь одного из указанных документов в целях внесения в реестр сведений о маршруте по заявлению перевозчика. Необходимым условием для внесения в реестр таких сведений является наличие всего объема документов, подтверждающего правомерность осуществления перевозки по маршруту после официального опубликования Закона в„– 220-ФЗ.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что общество "Парнас" на дату официального опубликования Закона в„– 220-ФЗ не имело заключенного в установленном порядке договора на обеспечение пассажирских перевозок на регулярном межмуниципальном маршруте, срок действия договора от 10.07.2014 в„– 48 истек, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для включения представленных обществом "Парнас" сведений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Судом апелляционной инстанции также верно отмечено, что поскольку правовым основанием осуществления перевозок пассажиров на межмуниципальном маршруте является наличие действующего договора, представление перевозчиком с заявлением о включении сведений о маршруте в соответствующий реестр только согласованного уполномоченным органом паспорта маршрута (являющегося лишь техническим документом, содержащим сведения о маршруте регулярных перевозок и сведения о перевозках по этому маршруту) не является достаточным основанием для включения таких сведений в реестр.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе основаны на ошибочном толковании вышеуказанных норм материального права, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 по делу в„– А47-1124/2016 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА

Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
Е.А.ПОРОТНИКОВА


------------------------------------------------------------------