По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.12.2016 N Ф09-10065/16 по делу N А34-1758/2016
Требование: Об отмене решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Уполномоченному органу вменено неправомерное заключение договоров пользования водными биологическими ресурсами.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как заключение указанных договоров в отсутствие у контрагента договора о предоставлении рыбопромыслового участка, который должен быть заключен с соблюдением публичной процедуры конкурса на право заключения такого договора, нарушает требования закона, ограничивает конкуренцию.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курганской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2016 г. в„– Ф09-10065/16
Дело в„– А34-1758/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (далее - Департамент, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 20.06.2016 по делу в„– А34-1758/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Курганской области, приняли участие представители:
Департамента - Дудка А.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 1);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Управление, антимонопольный орган) - Попова Е.С. (доверенность от 12.01.2016 в„– 11).
Департамент обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления от 14.12.2015 в„– 86 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Экопродукт"; индивидуальный предприниматель Попов Сергей Николаевич; индивидуальный предприниматель Кудяшев Александр Алексеевич; общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Сибирская тема"; индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванов Валерий Федорович; индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Петров Александр Николаевич; общество с ограниченной ответственностью "Сварог"; общество с ограниченной ответственностью "Аркадия М"; общество с ограниченной ответственностью "Аква 45"; Государственное унитарное предприятие Курганской области "Лен Зауралья"; общество с ограниченной ответственностью "Курганрыбхоз"; общество с ограниченной ответственностью "Аквакультура Зауралья"; общество с ограниченной ответственностью "Арго"; общество с ограниченной ответственностью "Сельхоз-Ресурс"; Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Решением суда от 20.06.2016 (судья Обабкова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 (судьи Плаксина Н.Г., Костин В.Ю., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм Федерального закона от 20.12.2004 в„– 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве), в частности, ч. 2.1 ст. 33.4 Закона о рыболовстве. Заявитель ссылается на то, что договор пользования водными биоресурсами, общий улов которых не устанавливается, заключается с целью предоставления права вылова (добычи) водных биоресурсов независимо от того, является водный объект рыбопромысловым участком или нет. Полагает, что Управлением не доказано, что действия Департамента образуют состав, указанный в ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В представленном отзыве Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 14.09.2015 в Управление поступило заявление ООО "Сельхоз-Ресурс" на действия Департамента, выразившиеся в заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами от 20.07.2015 и 20.08.2015 и принятии решений от 31.07.2015 и 01.09.2015 об отказе в заключении данных договоров.
На основании данного заявления Управлением в отношении Департамента возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением вынесено решение от 14.12.2015 в„– 86, которым в действиях Департамента признано нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами внутренних вод Курганской области, общий допустимый улов которых не устанавливается, в отсутствие у заявителей договора о предоставлении рыбопромыслового участка, что является предоставлением преимущественного положения таким хозяйствующим субъектам по сравнению с иными заинтересованными лицами и, как следствие, приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Управление пришло к выводу об отсутствии оснований для выдачи Департаменту предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку срок действия договоров, заключенных между Департаментом и хозяйствующими субъектами, в отсутствие у последних договоров о предоставлении рыбопромыслового участка, истекает 31.12.2015.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Департамент обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Закона о рыболовстве федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также осуществляющим функции указанных органов организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.
Порядок возникновения права пользования водными биологическими ресурсами и заключения соответствующих договоров регламентирован Законом о рыболовстве.
Судами установлено, что согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.10.2013 в„– 365 "Об утверждении Перечня видов водных биологических ресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов", принятому в соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рыболовстве, артемия во внутренних водоемах Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна не является видом водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 19 Закона о рыболовстве для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных ст. 33.3 и 33.4 названного Федерального закона.
Статьей 33.3 Закона о рыболовстве регламентирован порядок заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, статьей 33.4 - порядок и основания заключения договора пользования водными биоресурсами.
В силу ч. 1, 2 ст. 33.3 Закона о рыболовстве по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.
На основании ч. 1 ст. 33.4 Закона о рыболовстве договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании договора пользования водными биоресурсами и договора о предоставлении рыбопромыслового участка, за исключением случаев, если осуществление указанных видов рыболовства допускается без предоставления рыбопромыслового участка (часть 2.1 ст. 33.4 Закона о рыболовстве).
Суды исходили из того, что цисты артемии предоставляются для осуществления промышленного рыболовства в пользование на основании договоров, предусмотренных ст. 33.3 и 33.4 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, и не установили обстоятельств, обосновывающих применение исключения.Судами установлено, что распоряжениями Департамента от 19.08.2015 в„– 149, от 18.06.2015 в„– 111, от 15.12.2014 в„– 256 утверждены рекомендуемые объемы добычи (вылова) артемии на стадии цист, общий допустимый улов которых не устанавливается в водных объектах Курганской области на 2015 год. На основании этих распоряжений Департамент осуществлял прием заявлений для заключения договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается. По результатам рассмотрения заявлений Департаментом изданы распоряжения от 20.08.2015 в„– 151, от 07.08.2015 в„– 146, от 09.07.2015 в„– 122 о распределении рекомендованных объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов для целей промышленного рыболовства, на которые общие допустимые уловы не устанавливаются, между пользователями на водоемах Курганской области в 2015 году. На основании названных распоряжений Департаментом с рядом хозяйствующих субъектов заключены договоры пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, ряду субъектов в заключении договоров отказано. Одной из причин отказа послужило отсутствие возможности добычи (вылова) водных биоресурсов в объеме и районе добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в заявлении, на основании данных научных исследований (подп. "е" п. 7 Правил).
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что заключение договоров пользования водными биологическими ресурсами в отсутствие договора о предоставлении рыбопромыслового участка, который должен быть заключен с соблюдением публичной процедуры конкурса на право заключения такого договора, нарушает требования, предусмотренные ст. 14.1, 19, 33.3, 33.4 Закона о рыболовстве, и ограничивает конкуренцию, создает преимущественное положение одним субъектам предпринимательской деятельности относительно других.
Оснований для иной оценки обстоятельств дела суд кассационной инстанции не имеет.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 20.06.2016 по делу в„– А34-1758/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Т.П.ЯЩЕНОК
------------------------------------------------------------------