По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.12.2016 N Ф09-10942/16 по делу N А60-1350/2016
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в установлении начала срока службы вагонов с момента их регистрации в автоматизированной базе данных, об обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что данные об окончании срока эксплуатации подвижного состава в автоматизированную базу не вносятся, считать началом срока службы вагонов момент их регистрации в указанной базе не представляется возможным.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку техническое решение о продлении срока службы спорных вагонов отменено, документов, подтверждающих условия хранения указанных вагонов в течение длительного времени с момента выпуска, а также их консервацию, не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2016 г. в„– Ф09-10942/16
Дело в„– А60-1350/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Кравцовой Е.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "ПИК" (далее - заявитель, ООО СК "ПИК") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2016 по делу в„– А60-1350/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ООО СК "ПИК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - агентство, управление) в установлении начала срока службы вагонов-цистерн модели 15-147 с заводским номером 01-89 с сетевым номером 57950446, с заводским номером 02-89 с сетевым номером 57950453, с заводским номером 03-89 с сетевым номеров 57950461, с заводским номером 04-89 с сетевым номером 57950479, с заводским номером 05-89 с сетевым номером 87050511, и обязании Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) установить начало срока службы указанных вагонов-цистерн с момента регистрации в базе АБД ПВ ИВЦ ЖА с 2011 года, то есть до 2039 года (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 30.05.2016 (судья Гнездилова Н.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 (судьи Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО СК "ПИК" просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что дата изготовления спорных вагонов-цистерн в 1989 году не является датой введения их в эксплуатацию и началом исчисления срока их службы; полагает, что начало срока службы подлежит исчислению с момента введения их в эксплуатацию, то есть с момента регистрации в 2011 году; отмечает, что факт консервации вагонов подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Находит вывод суда об отсутствии у агентства полномочий по установлению назначенного срока (эксплуатации) железнодорожного подвижного состава, произведенным за пределами исковых требований и без учета специальной терминологии, разнородности понятий - срок службы (эксплуатации) и начало срока эксплуатации.
Указывает, что суды, неправомерно ссылаются на отмену Технического решения от 02.06.2014 в„– 250-16/16 и Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 03-576-03, поскольку, по его мнению, данное техническое решение к факту ввода в эксплуатацию вагонов-цистерн отношения не имеет, а лишь подтверждает, что по техническому состоянию вагон-цистерны модели в„– 15-147 могут эксплуатироваться на протяжении 28 лет с момента ввода в эксплуатацию, т.е. с 2011 года.
Отмечает, что судами не дана оценка положениям межгосударственного стандарта ГОСТа в„– 32884-2014, в то время как именно в этом ГОСТе определены понятия эксплуатация, ввод и начало эксплуатации,
Управление и Федеральное агентство железнодорожного транспорта представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что общество обратилось в управление с заявлением, в котором просит считать срок эксплуатации вагон-цистерн модели 15-147, находящихся в его собственности, с момента ввода в эксплуатацию с 2011 года до 2039 года.
Письмом от 23.11.2015 в„– РУ-1451, агентство со ссылкой на Положение "Об Уральском территориальном управлении Федерального агентства железнодорожного транспорта", утвержденное Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта, Правила эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, указало, что данные об окончании срока эксплуатации железнодорожного подвижного состава в автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов (далее - АБД ПВ) не вносятся и считать началом срока службы указанных в обращении вагонов момент регистрации в базе АБД ПВ информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций (далее - ИВЦ ЖА) (с 2011 года) не представляется возможным.
Полагая, что данный отказ является неправомерным, ООО СК "ПИК" обратилось в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1.2 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденных 19.06.2001 на заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (введены в действие с 01.09.2001), собственные грузовые вагоны, выходящие на пути общего пользования, подлежат учету в картотеке железнодорожной администрации (железной дороги) приписки вагона с последующей передачей необходимой информации в ИВЦ ЖА и автоматизированном режиме для формирования АБД ПВ.
Согласно п. 1.1 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 14.11.2005 в„– 137 "Об организации работы по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава, контейнеров, эксплуатируемых на путях общего пользования" пономерной учет осуществляется федеральным агентством железнодорожного транспорта. В п. 1.2 данного Приказа указаны случаи, в которых осуществляется присвоение номеров железнодорожному подвижному составу.
На основании п. 5.3.10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 в„– 397 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" функция по пономерному учету железнодорожного подвижного состава и контейнеров отнесена к сфере деятельности Росжелдора.
Согласно п. 1 Положения об Уральском территориальном управлении Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 13.09.2007 в„– 292, Управление является территориальным органом Росжелдора и осуществляет его отдельные полномочия.
Предоставление государственной услуги по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава и контейнеров определено Приказом Минтранса России от 25.07.2012 в„– 266 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта представления государственной услуги по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава и контейнеров" (далее - Административный регламент).
Пономерной учет железнодорожного подвижного состава и контейнеров осуществляется по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым принадлежат на праве собственности или на другом законном основании железнодорожный подвижной состав и (или) контейнеры. В заявлении об осуществлении пономерного учета железнодорожного подвижного состава и контейнеров, направляемом в территориальный орган Росжелдора, заявителем указывается причина, по которой планируется произвести пономерной учет железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (п. 2, 17 Административного регламента).
После рассмотрения заявления и документов, поступивших от заявителя, специалист территориального органа подготавливает и представляет на имя руководителя территориального органа или лица, исполняющего его обязанности: проект заключения о присвоении номеров железнодорожному подвижному составу и (или) контейнерам, проект сопроводительного письма о направлении заключения и поступивших от заявителя заявления и документов в Росжелдор. Руководитель территориального органа или лицо, исполняющее его обязанности, подписывает вышеуказанные документы в течение одного рабочего дня с момента их представления специалистом территориального органа. Специалист территориального органа в день подписания руководителем территориального органа или лицом, исполняющим его обязанности, указанных документов направляет сопроводительное письмо с приложением заключения и поступивших от заявителя заявления и документов посредством почтовой связи в Росжелдор (п. 58 - 60 Административного регламента).
Специалист Управления инфраструктуры и перевозок Росжелдора в течение 15 рабочих дней с момента регистрации в Росжелдоре поступивших из территориального органа документов рассматривает их и проверяет наличие (отсутствие, несоответствие) учетных данных о железнодорожном подвижном составе и (или) контейнерах, указанных в Заявлении, "в электронном банке данных пономерного учета железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров Росжелдора (далее - банк данных Росжелдора). Решение о возможности (невозможности) присвоения номеров железнодорожному подвижному составу и (или) контейнерам принимается начальником Управления инфраструктуры и перевозок Росжелдора или лицом, исполняющим его обязанности. Далее, подписанное начальником Управления инфраструктуры и перевозок Росжелдора или лицом, исполняющим его обязанности, письмо о результате предоставления государственной услуги направляется на адрес (почтовый и электронный) территориального органа в течение одного рабочего дня с момента его подписания начальником Управления инфраструктуры и перевозок Росжелдора или лицом, исполняющим его обязанности. Специалист территориального органа в течение одного рабочего дня с момента поступления в территориальный орган письма Росжелдора о результате предоставления государственной услуги уведомляет заявителя о результате предоставления государственной услуги (п. 68, 71, 73, 74 Административного регламента).
Результатом предоставления государственной услуги является принятие Росжелдором решения о присвоении номеров железнодорожному подвижному составу и (или) контейнерам и занесение таких номеров в автоматизированный банк данных парка грузовых вагонов информационного вычислительного центра железнодорожных администраций либо мотивированный отказ в присвоении таких номеров (п. 13 Административного регламента).
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что из приведенных выше норм не следует, что при организации пономерного учета собственных грузовых вагонов при регистрации в базе АБД ПВ ИВЦ ЖА управление или РОСЖЕЛДОР устанавливают срок службы вагонов или начало течения срока службы железнодорожного подвижного состава.
Назначенный срок службы, то есть календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния определяется конструкторской документацией, в частности, техническими условиями, подготавливаемыми по моделям вагонов разработчиками, которые могут быть одновременно и заводами-изготовителями вагонов данных моделей.
При этом суды правильно отметили, что Техническое решение АО "УКМ" (завод-изготовитель указанных выше вагонов-цистерн) от 02.06.2014 в„– 250-16/16 о продлении срока службы вагонов-цистерн модели 15-147 (в„– 57950446, 57950453, 57950461, 57950479, 57950511), на котором основано требование заявителя об установлении начала течения срока эксплуатации вагонов-цистерн с момента регистрации в базе АБД ПВ ИВЦ ЖА с 2011 года, отменено Техническим решением АО "УКМ" от 21.11.2014 в„– 250-16/117 (письмо от 21.11.2014 в„– 250-37/1857), из содержания которого следует, что ранее выданное техническое решение считается утратившим силу в связи с введением в действие с 01.08.2014 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 в„– 710, и непредставлением до настоящего времени владельцем вагонов-цистерн документов, подтверждающих условия хранения, консервации и переконсервации (через каждые 2 года в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 03-576-03).
Также судами верно указано, что техническое решение - на продление срока службы 5 сосудов, работающих под давлением, вагонов-цистерн модели 15-147 (в„– 57950446, 57950453, 57950461, 57950479, 57950511), а не на вагоны-цистерны в целом, "сменные узлы вагонов: тележки, автосцепное и автотормозное оборудование регулярно осматривают и при необходимости, в установленном порядке производится их замена, срок службы сменных узлов продлению по данному техническому решению не подлежит".
В нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств, достоверно подтверждающих надлежащую консервацию и хранение спорных вагонов-цистерн в период с даты выпуска 1989 года до даты регистрации в 2011 году (то есть в течение 22 лет), в материалы дела обществом не представлено. Согласно письма АО "УКМ" от 02.04.2015 в„– 250-37/553 справка АО "УКМ" от 24.03.2015 в„– 250-ОТК/111 о подтверждении консервации вагонов-цистерн подписана неуполномоченным лицом и не имеет юридической силы.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2016 по делу в„– А60-1350/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО Строительная Компания "ПИК" - без удовлетворения.
Возвратить ООО Строительная Компания "ПИК" из средств федерального бюджета 1500 руб. госпошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченных по чек-ордеру от 28.10.2016.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА
Судьи
Е.А.КРАВЦОВА
Е.А.ПОРОТНИКОВА
------------------------------------------------------------------